anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Еще немного про постсоветские «скрепы».

Иногда явления, кажущиеся вначале мелкими и незначительными, способны серьезно прояснить весьма глобальные явления. К примеру, тут недавно прошла забавная информация о том, что гражданин Цорионов, известный так же, как Энтео, собирается идти на праймериз Демократической Коалиции – для участия в выборе депутатов в Госдуму РФ от партии Парнас. Этот незначительный, в общем-то, факт оказался для некоторых людей неожиданным: как же так, Цорионов-Энтео, яростный борец за православие и враг «содомитов», выступает в самой, что ни на есть, «демократической» и «либеральной» коалиции, среди защитников этих самых «содомитов» и прочих борцов за права ЛГБТ. Однако подобное противоречие является лишь кажущимся. На самом деле, ситуация с Цорионовым-Энтео является ничем иным, нежели прекрасной иллюстрацией происходящих с постсоветским пространством трансформаций. И, в частности, того, что же на самом деле является реальной основой и для «либеральных», и для «консервативных» платформ…

Действительно, сейчас уже забылось, а еще года три назад при упоминании сабжа постоянно утверждалось, что «клиент» до недавнего времени употреблял (или продолжает употреблять) наркотические средства (сам псевдоним – от энтеогенов, растительных психоактивных веществ, к примеру шляпки грибов вида Psilocybe). Более того, практически до самого недавнего времени он являлся вовсе не приверженцем ортодоксального православия, а занимался эзотерикой самого различного свойства – что, впрочем, учитывая предыдущий пункт, не удивительно. И лишь в 2010 году перешел в то самое православие, которое так активно пропагандирует сейчас. Правда, пропагандирует так, что официальные представители Церкви не знают, что с ним делать – энергия данного субъекта равна его чудовищному невежеству. (Новоявленный проповедник в свое время пытался выучить заочно на теолога, но вылетел из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета за неуспеваемость).

Впрочем, может показаться, что данный гражданин – самый банальный «фрик», человек с определенными психическими отклонениями, который «прибился» к Церкви, хотя так же мог оказаться где угодно. Все это так, конечно. Однако не случайно бывший наркоман и новоиспеченный креационист оказался столь популярным в российской блогосфере, и не только. Его «попадание в образ», привычный для т.н. «людей прогрессивных взглядов», т.е., представителей «либерального мировоззрения», оказалось настолько сильным, что многие заподозрили в Энтео однозначного провокатора и скрытого «врага Церкви», делающего все, чтобы дискредитировать последнюю. Как не странно, но последнее абсолютно верно: все действия данного типа активистов оказываются словно сошедшими с антирелигиозных карикатур. Однако, что касается причин для данного явления, то никакого злого умысла в нем нет. Напротив, подобное положение совершенно естественным образом вытекает из самого генезиса значительной части современных «верующих», реально связанным с теми самыми карикатурами и атеистической пропагандой. Как бы странно это не выглядело.

* * *

Удивительно, но, если исключить наркоманию, то путь большей части «православных», и самого «православия» (с маленькой буквы и в кавычках) напоминает «восхождение» Энтео. «Новороссийская религиозность» начиналась отнюдь не со Святого Писания, ее происхождение «скрыто и туманно». Впрочем, нет. Не так уж скрыто – главным источником происхождения этой религиозности выступало отрицание советского атеизма. Об этом явлении я уже писал не раз, поэтому повторяться не буду. Отмечу только то, что с историческим Православием «вера» позднесоветского человека имела очень мало общего – хотя бы потому, что Русская Православная Церковь к 1960-70 годам банально не имела значительного количества приходов.В итоге полноценное воцерковливание граждан, даже если опустить проводившуюся атеистическую политику, была невозможно. Более того, произошедшая массовая урбанизация полностью уничтожила основание т.н. «народного православия», удивительного симбиоза Христианского учения и крестьянских представлений о жизни, определяющего ранее быт селян. И хотя отголоски этой крестьянской идеологии продолжали быть действующими факторами, «основная», обрядовая форма передана не была. В итоге подавляющая часть советских граждан просто не имела представлений о религии, как таковой – в отличие от атеистов прежнего времени, которые сознательно отвергали ее.

Казалось, что теперь можно спокойно говорить о построении реально безрелигиозного общества, в котором «божественному» реально не было места – даже в условно-ритуальном значении. Но нет! Оказалось, что так просто дело не делается - как говориться, если с базисом проблемы, то никакая надстройка не поможет. А с базисом в 1970 годы было не все в порядке, в результате чего вместо абсолютно прогнозируемого и поддающегося планированию производственного ритма, определяющего большую часть человеческой жизни, важным стала зыбкая и малопонятная «серая зона» (система «блата», «связей» и «знакомств», обеспечивающая более гарантированное получение необходимых благ, начиная с джинсов от «фарцы» и заканчивая поступлением в вуз). Причем, чем дальше, тем важнее становилось «серое»: если в 1970 годы еще можно было жить, не связывая себя с данным «миром», то к концу 1980 годов оно охватило практически все общество.

И, понятное дело, данное положение требовало соответствующего «идеологического» оформления. «Советский атеизм» прекрасно работал в 1930 годах, был актуален в 1960 (именно поэтому люди в это время легко забывали «бабушкины сказки», правда, порой вместе с самими бабушками). Но в мире, где все важнее было не заработать, а «достать», где важно был «попасть на хорошую должность» и получить «нужное знакомство», атеизм, разумеется, существовать не мог. В этом зыбком и неясном мире актуальной стала практически чистая магия, сравнимая с той, что привычна первобытным племенам. Можно сказать, что раз позднесоветский человек снова стал «охотником» (за дефицитом и должностями), то ему нужно было и охотничье представление о мире. (На самом деле, это особенность не только позднесоветского человека, и даже не только постсоветского – магия успешно охватила практически весь мир. Но об этом надо говорить отдельно.)

Проблема была, разумеется, в том, что «восстановить» магию оказалось весьма сложно. Смешно, но конец 1970 – 1980 годы стали временем старательного поиска любого «потустороннего» явления, начиная с «инопланетян», которые все больше теряли прежний, «естественнонаучный» смысл, и вместо просто иной разновидности жизни (которыми считались еще в 1960 годы) все больше приобретали облик всемогущих существ, подобных демонам древних. И заканчивая попытками использовать остатки того самого «народного христианства», о котором говорилось выше. В итоге мышление позднесоветского человека все больше заполнялось удивительной смесью самых разных представлений, где «живительная сила икон» соседствовала с идеей «кармы», а старинные суеверия плавно переходили в идею «Вселенского Разума».

Однако при всех достоинствах подобной эклектики, ей, однозначно, не хватало «респектабельности». Открыто называть себя верующим в Летающего Макаронного Монстра было, и остается, мягко сказать, не слишком благодарным делом. Могут и в адекватности психики усомниться. Поэтому следующим шагом данного процесса стало превращение всей этой мешанины во что-то, более-менее приличное. Основанием для этого стало «Православие» - просто потому, что, по неявным воспоминаниям, именно в него когда-то верили в нашей стране. Да и вообще, в «России, которую мы потеряли», это самое «Православие», вроде бы, было официальной религией – а РКМП, как известно, чем дальше, тем больше превращалась для позднесоветского человека в некий аналог Рая. Итогом всего этого стало создание некоей псевдорелигии, более чем странной и химеричной. Псевдорелигии, в которой 80% «верующих» не могут даже прочитать Символ Веры, не говоря уж об более сложных постулатах. Но зато готовы «с кулаками» выступать за свое право считаться «истинными христианами» и носителями особой «духовности», таинственной субстанции, дающей абсолютные нравственные преимущества.

* * *

Об отношения данных «православных» и настоящей Русской Православной Церкви надо говорить отдельно. Пока же можно отметить лишь то, что в тех условиях, когда количество реально паствы неуклонно падало (старушки умирали, а новых прихожан не прибавлялось) был выбран самый «естественный» вариант: Церковь приняла к себе этих «неявных» прихожан. В итоге она получила неслабую экономическую и политическую базу, ну, и гипотетическую возможность обратить всю эту массу в настоящую веру (впрочем, не настолько очевидную, как может показаться). Впрочем, рассмотрение данного вопроса следует делать отдельно. Пока же можно сказать только то, что подобная двойственность: «верующие» одновременно являются и христианами, и пользователями «симпатической магии» - в некотором смысле определила дальнейшую политику Церкви по стремлению к превращению в элемент государственной машины. (Поскольку ее руководители прекрасно представляли, чего в реальности стоят фантастические цифры поддержки.)

Впрочем, при неимении гербовой пишем на простой… Оставим пока РПЦ, как таковую, и вернемся к нашему «православию» (в кавычках). А именно, отметим, что при отсутствии понимания, чем же реально является эта самая «ортодоксия», и чем она отличается от всего остального христианства, ее «корпус» пришлось выстраивать из самого разнообразного подручного материала. К примеру, очень многие «православные» узнавали основы религии из … Библий, распространяемых свидетелями Иеговы. Ну, в самом деле, какая разница, Библия и Библия, рассказывает о Христе – ну, а такая мелочь, как «догмат о Троице» и прочие несуразности не очень важны. Главное, что «свидетельские» Библии были намного доступнее, нежели «ортодоксальные», и стоили они копейки по сравнению с изданиями Московского Патриархата.

Впрочем, «свидетельская Библия» - это еще цветочки. Для построения «корпуса» годились любые материалы. Вот, к примеру, Вольф Кицес написал крайне интересную статью о том, что же реально лежало в основании идеологии этих самых «православных активистов». А лежало так ни что иное, как представления американских, да и вообще, западных правых, сформированные еще во времена борьбы «с безбожным коммунизмом». Т.е., с СССР и производимых его «тенью» изменений в самих западных странах. Именно оттуда пришли к нам «те самые» страшилки о «коде дьявола» в виде всевозможных цифровых кодов – к примеру, в том же ИНН. И, в общем-то, подобные утверждения, сами по себе, характерны именно для западной культуры, причем как раз англосаксонской – склонной к нумерологии и прочей «игры с цифрами». Очевидно, в связи с оккультной традицией, и, в частности, с традиционной для англосаксов с каббалой. Для русской, православной культуры нумерология не является базисной составляющей, и, в общем-то, к «магии цифр» в ней относятся довольно спокойно.

Т.е., то, что всегда позиционировалось, как «исконно-посконное», на самом деле, было просто случайно подвернувшимся под руку материалом, единственная близость которого к «русской традиции» состояла в том, что он обильно переводился на русский язык. Разумеется, это относится не только к «православию», как таковому – данная особенность является генетической для всех позднесоветских/постсоветских идеологических течений, от «либерализма» (ну, тут даже идиоту понятно) до «национализма» с «исконно-русскими» скинхедами. Все это создавалось из любого, подвернувшегося под рука хлама, с одной единственной целью – «лишь бы не Совок». В итоге – все постсоветские движения представляли собой ужасных кадавриков и химер, «на живую» скроенных из самых разных кусков всевозможных учений и идей. И, разумеется, жизнеспособность данных «конструктов» с самого начала была близка к нулю – включая самое совершенное из того, что было создано, «либерально-демократическую идею». И лишь наличие мощнейшей советской основы, выступавшей «пищевым субстратом» для всего этого, обеспечило постсоветскому миру хоть какое-то существование.

* * *

В общем, все эти порождения «серой зоны» имели одно истинное основание – антисоветизм со всеми его базовыми особенностями, в том числе, и антисциентизмом, отрицанием познаваемости мира. (Впрочем, об этой особенности надо говорить отдельно.) Пока же можно отметить только, что именно поэтому все эти «противостояния» разных «ветвей» антисоветизма, вроде «демократов» и «националистов», или «православных» и «либералов» на самом деле, крайне поверхностны, и представляют собой лишь незначительные столкновения на фоне общей ненависти к коммунистическим идеям. А следовательно, в любом при любом исходе данных «противостояний» основной «вектор» постсоветского пространства остается прежним: «утилизация» советского богатства и стремление к максимальной хаотизации мира.

И, собственно, основной вывод, который можно сделать из всего этого, состоит в том, что ни одна из указанных сил не способна изменить положение общества, вот уже более четверти века движущегося по направлении к деградации. Ни «либералы» с их якобы поддержкой науки и развития, выражающегося в максимальном использовании «модных» в настоящее время западных концепций (причем, безо всякой системы и смысла, даже тогда, когда становится понятным их, концепций, полная бессмысленность.) Ни «консерваторы» и «традиционалисты» с их «духовностью», «нравственным возрождением общества» и прочими «скрепами», которые кажутся альтернативой «либералам». По сути, все это борьба между условными «Пусси Райт» и условным «Энтео», бессмысленная и бесполезная, так как основана исключительно на ненависти к «совку» и стремлении к «утилизаторству» созданного им богатства.

Получается, что куда не кинь, всюду клин. В смысле, распад и разложение, с перспективой дальнейшего погружения во власть Хаоса, как это можно увидеть в соседнем государстве. Где и «скрепы» в виде «патриотизма» и «обращением к корням» (вроде вышиванок и рiдной мовы), и «либерализм» в виде «стремления в Европу», и даже национализм во всех возможных видах. А итог один: полный развал и деградация всех структур. Россия от подобного, разумеется, не застрахована, и единственная надежда для нее состоит в необычайной прочности тех остатков советских структур, которые еще сохранились в нашей стране. И главное – в появляющемся сейчас понимании, что «перетасовка» антисоветских идеологий, по сути, не несет ничего хорошего, и любая смена «скреп» на «свободы», и наоборот, в реальности не имеет никакого смысла. Правда, это не означает, что существует понимание того, что нужно делать, и за что и как надо бороться в реальности. Но до этого еще надо дойти…

Tags: антисоветизм, постСССР, религия, теория инферно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments