Что самое интересное но до самого недавнего времени реальность, как могло показаться, полностью подтверждало подобную концепцию. «Уничтожение коммунизма» в 1991 году поставило человечество в ситуацию, когда осталась одна господствующая идея – неолиберальная. Собственно, даже существование социал-демократии с этого момента становилось под вопросом – поскольку единственным основанием для ее существования являлось давление трудящихся на государство, подкрепленное «тенью СССР». Поэтому неудивительно, что с 1990 годов очень многие уверились в том, что история реально закончилась, и теперь нас ждет только более-менее быстрое поглощение хозяевами мира всей планеты. Это дало в фантастике толчок созданию «нового мифа» о вечном сегодня. Причем, имеющего и положительную и отрицательную коннотации. Последняя оказалась, впрочем, более популярной - обычно она связывается с т.н. жанром «киберпанк», но, на деле, является гораздо шире его. Главное тут - представление о наступлении «вечного господства хозяев», не важно – «тоталитарных государств», всемогущих корпораций или могущественных преступных кланов. Главное одно – полное бесправие «человека массы» перед этими господами мира, могущими контролировать все и вся, включая само сознание человека.
В литературе единственной возможностью борьбы с этим злом оказывались некие «особые одиночки», герои в «классическом смысле», т.е., наделенные некоей «поддержкой небес», т.е. невероятными способностями и не менее невероятной удачей. Впрочем, понятно, что все это – всего лишь авторские предположения. В реальности же никаких чудес не бывает, и никаких полубогов на помощь человеку не приходит. А значит – все, крышка. Вырваться из-под «железной пяты» в условиях полного ее господства невозможно, и единственное, на что остается надеяться – на наступление полного развала данного общества, т.е., на деградацию в варварство. Перспектива, понятное дело, еще худшая, нежели мир «железной пяты». А значит, единственная достойная цель для человека в подобно обществе – пробраться наверх, если не в «хозяева», то, по крайней мере, в ближайшую их обслугу. Да, это мерзко и противно – но иначе нельзя. Жить в качестве «бесправной скотины» не менее отвратительно. Впрочем, есть еще и «третий путь» - субкультура. «Сломай систему, живи в мусорном баке». Наркоманы, алкоголики, всевозможные религиозные фрики – не самое приятное, но вполне достойное место в обществе, в котором у масс нет будущего…
Впрочем, сейчас-то становится понятным, что все эти представления 1990-2000 годов оказываются не ближе к реальности, нежели идеи всевозможных утопистов прошлого. В том смысле, что становится понятным: вместо ожидаемого «всепланетного тожества олигархии» наше будущее, судя по всему, ждет несколько иное развитие событий. Правда, не сказать, чтобы особенно приятное, но, по крайней мере, ведущее к гораздо более приличному существованию. А главное, ничуть не неожиданное – а напротив, достаточно известное и спрогнозированное уже более столетия назад. Впрочем, будем говорить о всем по порядку. Итак, оказывается, что вместо некоего «всемирного государства», где «сильные мира сего» существуют во взаимном согласии за счет всех остальных (даже если этого государства формально не существует, как в пресловутом «мире корпораций), у нас намечается что-то совершенно обратное. А именно – готовящаяся схватка между «хозяевами» за право быть «самым главным хозяином». Т.е., вместо практически всеми признанного торжества монополии во всех смыслах слова мы можем наблюдать обострение конкуренции. Причем – вот незадача – выходящее на межгосударственный уровень. Еще недавно говорить о подобном было бессмысленно – засмеяли бы, указав на то, что подобная модель давно устарела. А вот поди-таки…
Да, речь идет о противостоянии США-Китай. Причем, в отличие от иных примеров постсоветских противостояний, вроде США-Иран или США-«Аль-Каеда», или, даже, Запад-Россия, «постановочность» которых была видна даже непосвященному человеку, тут становится ясным, что речь идет о «реальном» конфликте. Т.е., конфликте, силы сторон в котором, как минимум, равны. До сих пор, с самого момента гибели СССР, США и Запад не имели противников, которых не могли бы уничтожить – при возникновении подобного желания, конечно. Да, возможно для этого потребовалось бы напрячь силы, возможно, изменить некие правила, возможно, даже понести людские потери – но все это вполне допускается. Разумеется, тотальная ядерная война, в силу ее особенностей, в качестве реального политического фактора рассматриваться не может. А «локальная» США и НАТО не страшна. Был бы в ней смысл. Т.е., выигрыш от данного события должен, как минимум, превышать потери. Скажем, в случае с Россией именно этот фактор приводит к отказу от военного конфликта – даже в случае полной победы ожидаемый выигрыш будет на порядки ниже затрат. Впрочем, самое главное тут – это именно цена выигрыша – поскольку Россия, как зависимая от Запада страна, и так находится в почти полной экономической зависимости. Самые «сладкие» куски российской экономики давно уже освоены, так что единственное, что можно получить при «полном уничтожении» страны – это лишь немного расширить сферу своего влияния. Начинать войну в данном случае – это значит, быть полным идиотом. То же самое касается и всего остального – любое серьезное воздействие на РФ (скажем, жесткие санкции) упирается в незначительность полученных от него преференций. А действовать из «благих побуждений» Запад никогда не будет и не может – это только в сладких мечтах наших либералов его целью является «расширение демократии». Но наш либерал – это вышеупомянутый идиот и есть…
В случае же с Китаем следует говорить об ином – не только о физической невозможности победы в неядерном или локально-ядерном конфликте. Но и о невозможности сколь либо серьезного давления на данное государство, поскольку его экономическая мощь оказывается сравнимой с мощью не только США, но и Запада, как такового. Собственно, то же самое можно было сказать и про СССР – любые санкции против данной страны оказывались бессмысленны просто потому, что основные экономические «потоки» ее были сконцентрированы «внутри». С Китаем же ситуация еще сложнее, поскольку, помимо огромного внутреннего рынка он имеет еще и не меньшее количество связанных со своими интересами «агентов» внутри самого Запада – т.е., любой разрыв отношений с ним неизбежно ведет к росту конфликтов интересов во «внутреннем пространстве». Поэтому развертывание антикитайской политики – дело непростое и недешевое.
Правда, в данном случае есть одно существенное отличие от того, что было в «советское время». А именно – если СССР, как социалистическое государство, являлся, по умолчанию, миролюбивым государством, единственной опасностью от которого была пресловутая «Тень», то с Китаем это не так. Можно сколь угодно рассуждать о «внутреннем» его устройстве, о том, является ли он социалистическим обществом или нет – но однозначно одно. А именно – направленность его на завоевание и удержание максимально возможного числа рынков. (Что на несколько порядков важнее того, что написано в тех или иных бумажках, включая конституцию.) Эта же направленность, сама по себе, означает одно – то, что данная страна будет стараться максимально увеличить ареал своего влияния, в том числе и финансового. Что это значит – должно быть понятно всем. Разумеется, китайская экспансия – в силу особенностей ситуации, причем не только, и не столько культурной – имеет достаточно скрытый характер, когда об обретаемом влияние не «орется» из всех СМИ, но данный момент особо ничего не меняет. Разве что обыватель до последнего не понимает, что давно уже работает на китайскую компанию с китайским капиталом – оставаясь убежден в незыблемости «господства белого человека». И лишь некоторые, прорывающиеся к нему, новости – вроде известия о том, что Китай начал строительство Никарагуанского канала под боком самой «последней сверхдержавы» - показывают истинность ситуации.
И неожиданно оказывается, что ставшее столь привычным представление «однополярный мир» под главенством Всепобеждающего Запада, и лично «Града сияющего на холме», на самом деле, не столь уж адекватно отображает действительную реальность. А грядущее господство глобализации, о котором было сказано столько слов – и положительных, и отрицательных – на деле оказывается всего лишь очередным мифом. Самое же главное тут то, что данная ситуация абсолютно не случайна – а напротив, определяется самой Историей, самой логикой развития человеческого общества. На самом деле, именно это простая мысль и является самым важным из всего вышесказанного – ее значение на порядки выше, нежели даже пресловутое возвышение Китая или грядущий китайско-американский конфликт. Поскольку именно она является ключом к будущему – ключом к пониманию истинной сути общественных процессов и, что самое главное, ключом к возможности управления ими. Истинного, а не мнимого, о котором так любят заявлять всевозможных конспирологи.
Причем, как уже говорилось, данная мысль давно уже не является тайной. А напротив, она широко известна уже более полутора столетий. Поэтому следует говорить не об открытии какой-то «тайной истины», а напротив, о «закрытии» одной очевидной глупости – глупости, которая будет стоить человечеству еще многих серьезных страданий. Впрочем, пока не будем забегать вперед и пойдем, как было сказано выше, по порядку. Итак, как можно увидеть, идущее сейчас «закрытие» однополярного мира, о котором так много говорилось и писалось в прошедшие десятилетия, кажется, обретает зримые очертания. Но так было всегда – никогда и нигде одна единственная «определяющая и направляющая» сила не могла существовать достаточно долго. Собственно, это самое главное, что стоит понять из всей человеческой истории –но об этом будет сказано более подробно в следующих частях…