anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Еще на тему современной фантастики...

Галина Иванкина – zina_korzina навела на чудесное: на очередную «грезу» о «России, которую мы потеряли» . Это роман «Побѣдители», написанные Еленой Чудиновой, автором знаменитой «Мечети Парижской Богоматери». Последнее произведение стало довольно популярной книгой для отечественных ультраправых, готовых защищать Европу до последнего русского. Да и для не столь радикальных личностей, именующих себя «патриотами» (но реально достойных другого названия, например, «путриоты») указанное литературное произведение так же занимает почетное место. Ведь оно показывает ничтожность пресловутой «Гейропы», лишенной «духовных скреп», и ее неспособность противостоять «иноземным захватчикам». Не то, что в благословенном отечестве, где Путин, РПЦ и Милонов. Собственно, последняя категория даже активнее занимается пиаром «Мечети», нежели националисты. Однако и те, и другие едины в одном – в том, что указанный роман выступает предсказанием на ближайшее будущее – и более того, что события, описанные в нем, уже начали происходить.

И неважно, что в реальности происходит все совершенно наоборот: это Европа - в союзе с США -разбомбила мусульманскую Ливию и развязала гражданскую войну в Сирии путем поддержки радикальных исламистских группировок. А еще до этого она поддержала агрессию против светского режима Хусейна в Ираке, погрузив половину страны под власть то ли Аль-Каиды, то ли ИГИЛ, то ли еще каких-нибудь любителей радикального ислама. И только после данных событий жители Европейского континента почувствовали какие-то реальные проблемы – поскольку небольшая часть обитателей разгромленных стран, оставшись без крыши над головой и работы, ринулась спасаться там, где была хоть малейшая надежда выжить. Т.е., в Европе. Попав куда, указанные беженцы совершенно закономерно вышли за пределы своих лагерей, неся рост преступности и прочие прелести подобного поведения.

Правда, даже после этого стоит напомнить, что вся эта масса беженцев если кому и угрожает – так это простым людям. Элита же европейских стран ни грамма проблем от всего этого не испытывает – а напротив, «стрижет купоны» с развернутой системы грабежа ближневосточного региона. Да и сами мусульмане в европейских странах видятся ей прежде всего прекрасным инструментом террора против «своих» бедняков – т.е., одним из базовых механизмов элитарной власти. Т.е., судя по всему, эти самые элиты не бояться пресловутой «исламизации» - а считать их глупее Чудиновой, разумеется, нет смысла. Впрочем, тут речь идет не о «Мечети» и ее «гениальном прозрении», а о новой книге. Той, в которой описана благодатная Российская Империя, дожившая до наших дней, и более того, являющаяся почти мировым гегемоном.
* * *

Сразу честно признаюсь – книгу я не читал: скачать ее или читать онлайн невозможно, а покупать подобное «бумажное» произведение считаю абсурдом. (Прежде всего в плане удобства использования.) Ну, а аудиокнига, сама по себе, есть вещь крайне неудобное в плане потребления информации. Поэтому отмечу, что читал лишь заметку Иванкиной – а так же то, что еще до этого об этой же книге написал Долоев – впрочем, он обещает прослушать эту самую «чудинистику» целиком и даже написать по ней рецензию. Героический человек, ничего не скажешь. А значит, детально разбирать описанный там «мир» пока нет возможности.

Поэтому я хочу заострить внимание на одной небольшой детали. А именно, на то, что в данной «монархической утопии» в очередной раз была подвергнута анафеме идея технического прогресса. Причем, судя по всему, особенно сильно досталось электронике. Ну почему все любители «альтернативок» так не любят электронику? То вот недавно в «Обратной стороне Луны» тамошний «псевдоСССР» демонстрировал удивительные мобильники с механическим (!) номернобирателем. А теперь эта самая «суперРИ» представляет «.небольшие и слабенькие телевизоры» с черно-белым экраном размером с открытку. Очевидно, аналог КВН-49. Хотя космические полеты там наличествуют, и даже Юрий Алексеевич Гагарин, судя по всему, есть. Правда, первый космонавт происходит из рода Романовых. (Кстати, интересно, что в нашей реальности летчиков из Романовых почему-то не вышло. Впрочем, как и из иных королевских родов – в «летуны» они пошли лишь тогда, когда это стало довольно массовым явлением.) Но, в общем-то, для развития техники не важно, кто из какого рода происходит, для нее важно наличие совершенно другого. А именно – сложной системы взаимосвязанных технологий, каждая из которых может существовать только благодаря всем остальным.

На самом деле, это не сказать, чтобы особая новость: подобным образом развиваются любые сложные системы. К примеру, биологическая эволюция так же происходит по достаточно четким законам, не допуская «произвольного» формирования тех или иных признаков у живых существ. (Скажем, крылатые поросята или хищные березы невозможны – и это несмотря на то, что источником любых изменений тут выступает слепой случай.) Почему -  понятно: ведь на самом деле, «эволюция» технических устройств выступает всего лишь частным случаем эволюции человеческого общества, как такового – поскольку техносфера в реальности является лишь частью ноосферы.

Данная особенность полностью исключает произвольность в развитии тех или иных технических средств. Условно говоря, она не позволяет думать, что можно при отсутствии, скажем, прогресса в системах управления осуществлять космические перелеты – да и вообще, полеты ракет, как таковых. То есть, летать в неуправляемом режиме ракетам, конечно, можно – ведь летают же те же фейерверочные шутихи – но недалеко и недолго. Что эти самые шутихи и делают. Поскольку ракета, как таковая, есть вещь крайне неустойчива – и лишь наличие т.н. гироскопической стабилизации позволяет ракетам подниматься ввысь, вплоть до космического пространства. (Причем, особенности режимов управления тут не позволяют использовать людей в качестве управляющих элементов – банально не хватает скорости реакции. Поэтому в те же 1930 годы, вплоть до того, как электромеханическое управление не достигло нужного уровня развития, ставка делалась на т.н. «ракетопланы» - т.е., по сути, самолеты с ракетными двигателями.)

* * *

То есть, космические полеты и электроника вместе с компьютерами связаны очень тесно – и, по сути, образуют единый «кортеж», систему, в которой, как уже было сказано, развитие одного ведет к развитию другого. И напротив, «торможение» в одной области ведет к стагнации в другой. (Что мы и наблюдаем сегодня.) Но, самое главное, конечно в том, что указанные отрасли техники так же неразрывно связаны с некоторыми социальными особенностями общества – а именно, со способом организации производственной деятельности. Именно поэтому всевозможные «крестьянские утопии» являются изначально неосуществимыми: мысль о том, что можно отказаться от индустриальной жизни и жить, пользуясь разного рода достижениями техники в «патриархальной тишине», является абсурдом в чистом виде. Понятно, разумеется, откуда она идет – а именно, от некоего подобия «идиллии» в современной Европе, откуда в свое время вынесли все «грязные» производства и создали иллюзию «велосипедно-газонного рая», где счастливые хипстеры ездят на велосипедах по зеленым дорожкам, пользуясь айфонами-интернетами. Однако, как уже говорилось, подобное положение временное, и уже сейчас можно увидеть совершенно иные процессы.

А с другой стороны, подобная «идиллия» достаточно четко отсылает к дореволюционной России, где, якобы, были доступны все прелести техники и науки при сохранении прежней, «усадебной» жизни. При этом, разумеется, полностью игнорируется динамика, выражающаяся в росте концентрации производства, росту рабочего класса и создании промышленных зон в крупных городах. А главное – то, что большая часть указанных благ реально завозилась из промышленно-развитых стран, того самого «индустриального ада», что так страшил «деятелей искусств», да и вообще, мыслителей «Серебряного века», а равно и их современных последователей. (Впрочем, и свой, российский «индустриальный ад» страшил их не меньше.) Собственно, во многом, поэтому они и выступили оппонентами пришедшим большевикам – поскольку те с самого начала являлись однозначно «индустриально-ориентированным» движением. Более того, сам классовый конфликт между Красными и Белыми в последующей Гражданской войне, во многом, отсылал именно к конфликту между индустриальным или патриархальным вариантом развития общества. (Поскольку равенство, как таковое, возможно лишь в индустриальном варианте – традиция, напротив, всегда отсылает к неравенству.)

Короче, можно сказать, что в указанной идее «отказа от технического развития» неизбежно заложена концепция и отказа от равенства. (Кстати, недаром упомянутый Иванкиной автор «красной пасторали» «Путешествие в страну крестьянской утопии», Александр Чаянов, в конечном итоге оказался, мягко сказать, не столь уж красным. Что, разумеется, не оправдывает репрессий по отношению к нему.) Т.е., разделение на господ и рабов. Причем, не только в указанном случае – где это, в общем-то, проговаривается явно, но и в огромном числе иных работ подобного, разумеется, не делается. Просто постулируется «отказ от технической цивилизации» - и все тут. Ну, и конечно, «духовность» и, торжество искусства над логикой и разумеется, «гуманизация отношения к низам» при однозначном намеке им на их место. Подобный мир, впрочем, являлся идеалом не только деятелей «Серебряного века», белогвардейцев и современных российских писателей-фантастов.

* * *

Было очень популярное в свое время направление «мысли» и политики, которое ориентировалось именно на это. На «усадьбу» против «городского ада», на «природную силу» против технической изощренности. В общем, на «кровь, плоть и сперму», на величественные здания посреди зеленых садов, на красивые мундиры и сложную общественную иерархию. Общество, однозначно имевшее влечение к «королю-философу» и вообще, «Галантному веку», общество, в котором руководителем государства выступал вегетарианец, сторонник прав животных, да и вообще, художник по образованию. Общество, в котором научно-технические новинки имели смысл только в приложении к великой гуманитарной цели – исправлении человеческих недостатков. (Правда, весьма радикальным способом.) И, в идеале, должны были сведены к минимуму после победы над злом во всем мире. Правда, в реальности и этот социум, и его руководитель закончили не просто плохо, а очень плохо. И, к величайшему сожалению, унесли с собой не только массу своих сторонников, а совершенно неповинных людей.

Разумеется, речь идет о Третьем Рейхе – реальной попытке построения государства-утопии в традиционном смысле слова, утопии, построенной не на какой-то там марксистской теории, а почти целиком на эстетическом восприятии – отсюда и идея уничтожения «выродков», к которым относились евреи, цыгане и русские. И, что самое главное, под всей этой идеологической мишурой в реальности скрывался чисто экономический интерес немецкого капитала – именно за него и выступали в свой последний поход немецкие солдаты, навсегда оставшиеся в бесчисленных могилах на огромной территории от Эль-Аламейна до Сталинграда. Что, собственно, прекрасно показывает настоящую роль любых «эстетов» и «сторонников духовности» - служить инструментами в руках реальных сил. И единственную возможность выйти из данной роли – а именно, отбросить всю эту «эстетику» пополам с «духовностью» и взглянуть на вещи с единственно верного взгляда…





P.S. Все это не было бы столь печальным, если бы сама Елена Чудинова не являлась дочерью известного советского палеонтолога Петра Чудинова, друга Ивана Антоновича Ефремова и одного из лучших эволюционистов в истории. Ситуация, когда его дочь становится не просто антиэволюционистом и антипрогрессистом, но антиэволюционистом и антипрогрессистом воинствующим, однозначно намекает на некоторые закономерности в плане взаимосвязи "отцов и детей". Но, разумеется, обо всем этом надо говорить отдельно.
Tags: Россия, антисоветизм, литература, постСССР, теория инферно, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →