anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Еще раз о "Победителях" - или истинный смысл "уюта".

Удивительно, но практически все мои последние посты в конечном итоге оказываются посвященными одной и той же теме. А именно – проблеме вопиющего несоответствия нашего современного понимания мира и его реального состояния. Это проявляется, прежде всего, в неприятии – причем, порой очень активном – его базовых свойств, выражающихся в диалектичности любого процесса развития. Итогом всего этого выступает мысль о некотором «конце Истории», «вершине цивилизации» и прочем «акме», выше которого подняться не представляется возможным. Может показаться, что это не особо важно на фоне других особенностей нашей реальности – но это не так. Впрочем, обо всем по порядку…

Скажем, я недавно публиковал серию постов, посвященный роману Чудиновой «Победители». Так вот – это произведение представляет собой практически то самое «акме антидиалектизма», выше которого подняться реально очень тяжело. В «Победителях» показана буквальным образом «законсервированная жизнь» - даже не безопасное общество, а какое-то общество абсолютной безопасности, где реально ликвидированы все угрозы человеческой жизни и оставлено одно лишь потребление. Не выживание – как на большей части земного шара, и даже не борьба за место в социальной иерархии - как это характерно вообще для всех стран, начиная с РФ, и заканчивая США. А исключительно утонченное, разнообразное и возведенное в культ употребление всего и вся – начиная с разного рода деликатесов и заканчивая произведениями искусства. (И только убогие отщепенцы-революционеры мешают данному процессу.)

Казалось бы, это прекрасный мир – тем более, что авторша дает и обоснование этому потребительски-уютного рая: в ее версии реальности не было Второй Мировой войны и послевоенной научно-технологической гонки. (Правда, при этом большая часть имеющихся технологий откуда-то появилась – впрочем, вполне возможно, что в представлении Чудиновой они даются богом/считываются с «хроник Акаши».) А значит, все наличные ресурсы возможно было пустить на удовлетворение «истинно человеческих» потребностей, начиная с жилищ и заканчивая едой. И даже пресловутый монарх тут теряется среди описаний интерьеров, блюд, фасонов и прочей теплой, уютной, и потрясающе человечной жизни. Так что, как уже не раз говорилось, весь монархизм «Победителей» вторичен по отношению к главной ценности – а именно, «теплому и уютному миру», как охарактеризовал его Константин Крылов.

Именно этот мир и оказался близок таким разным людям, помимо Крылова, например, включающего сталинистку Галину Иванкину. Впрочем, судя по всему, данный образ «России без большевизма» оказался востребован многими людьми, в большинстве своем, являющимися представителями т.н. позднесоветского поколения. Сюда можно отнести даже первых лиц государства – впрочем, об их любви к «теплу и уюту» в виде роскошного потребления и так уже всем известно. Поэтому вряд ли может быть названа удивительной симпатия наших властителей к разного рода борцам с большевизмом. Впрочем, тут есть вещи, более важные, нежели актуальная политика. А именно – та самая любовь наших современников к указанному «теплому и уютному миру», которая намного старше и серьезнее самого чудиновского романа. И очень часто проявляющаяся как «консерватизм» и стремление к «России, которую мы потеряли». (Впрочем, не только – «западники» так же фанатеют по «теплу и уюту».) Впрочем, подробно разбираться данная особенность будет чуть позднее.

* * *

Пока же хочу указать на одну интересную вещь. А именно – недавно столь не любимый сталинистами Велимир Долоев, в своей последней повести («Цветы прорастают сквозь кости»), буквально предсказал мир «Победителей». И не просто предсказал, но и открыл при этом реальный секрет данного мира. (Именно поэтому я прощаю Долоеву весь его «троцкизм» и левачество – поскольку данный товарищ реально имеет не только недюжинный талант, но и довольно точное представление о нашей действительности, а так же о ее основных проблемах. Обратиться к 1920 годам в качестве основы для конструирования «нового мира», кстати, предложил тоже он. ) Так вот, в «Цветах» Долоев описывает, практически, тот же самый мир победивший контрреволюции, где революционеры жалки и разгромлены, а господа процветают и могут потреблять самым изощреннейшим образом. Вот только этот самый мир «цветущего уюта» существует в особой «виртуальной реальности». Причем созданной незадолго перед реальной мировой катастрофой – она же Мировая Революция. В момент крушения всех «скреп» и «опор» часть олигархов, дабы избежать вхождения в «новый мир», создало секретную и укрепленную лабораторию, где, погрузившись в особые саркофаги, они могли бы вечно существовать в своих грезах.

На самом деле, ничего особенного в этом нет – очень часто в момент «гибели империй» элита встречает свою смерть, погрузившись в алкогольный и наркотический сон, проводя время в бесконечных оргиях и прочих «услаждениях тела». (Достаточно вспомнить пресловутый «Серебряный век» или гибель Римской Империи.) Так что замена этих грубых форм отключения от действительности на технически совершенную «виртуальную реальность», не сказать, чтобы удивительна. (Что касается самой реализации подобной, десятилетиями работающей изолирующей системы, с ее системами поддержания жизнеобеспечения, а главное – возможности ее реализации в условиях современного мира – то следует напомнить, что это, все-таки, фантастика.) Однако товарищ Долоев, помимо указанной констатации склонности элиты к бегству от действительности, в данном произведении несколько приоткрыл завесу тайны и над тем, каким последняя видит этот «идеальный мир». Причем, поскольку элита, как правило, определяет существующее общественное сознание, то этот «идеальный мир» является господствующим представлением для всех социальных слоев.

А видится он «лучшим людям» исключительно «линейным», но, при этом неизменно приближающимся к некоей «вершине», триумфу. Собственно, тут остается только посочувствовать Велимиру, поскольку для получения этой самой модели ему пришлось – судя по всему – перечитать множество образчиков т.н. «современной патриотической фантастики». Очевидно, завидное упорство и молодость позволили ему сдержать при этом рвотные позывы и желание засунуть книгу в мусорное ведро – в результате чего и удалось «вытащить на свет» настоящую квинтэссенцию всех «постсоветских мечт». А именно – мечту очутиться в мире, где ты – исключительно победитель. При этом не важно, какие бы не были твои действия и мотивы, что бы ты не делал. Собственно, именно такая Вселенная и показана в книге Чудиновой, где познесоветская авторша (1959 года рождения!) буквально упивается элементами роскошной жизни, начиная с романа с представителем августейшей фамилии, и заканчивая пресловутым шабли. Правда, о том, что дело происходит в памяти компьютера, она не указывает.

* * *

Однако возможно ли подобное в реальности? Возможно ли в ней существовать в качестве «победителя», приобретшего все блага мира - мирские и духовные – получив возможность смотреть свысока на всех остальных? И, что самое главное, при этом не быть паразитом, забравшимся на высокое место социальной иерархии и видящих всех остальных желающими стащить его оттуда, чтобы самим забраться самим? Разумеется, нет. Такое «теплое и уютное общество» в любом варианте – это крайне специфичный и маловероятный мир. В течение какого-то ограниченного времени оно может существовать в некоторых особых условиях – но исключительно недолго. И не для всех. «Теплое и уютное общество» же для всех является миром, невозможным в существующей Вселенной...

Просто, потому, что мир диалектичен – не важно, нравится кому это, или не нравится. То есть, в нем всегда существуют противоречия, причем, могущие привести к полному разрушению существующих систем. Если они, конечно, не будут разрешены. Но при этом разрешение «старых» проблем так же неизбежно приводит и к порождению новых – которые должны быть решены на «следующей итерации». Так живет, например, вся живая природа, которая – от мельчайших бактерий и до человека – представляет собой не что иное, как постоянное, непрерывное балансирование вокруг узкого «разрешенного состояния», малейшее отклонение от которого означает смерть. Лезвие бритвы. Причем, чем совершеннее живое существо, тем тоньше это лезвие, тем точнее идет отслеживание нужных физиологических параметров, тем меньше возможности отклонения.

Но, парадоксальным образом, тем более приспособленным оказывается организм. Время жизни его возрастает, а количество занимаемых экологических ниш увеличивается. Еще заметнее становится данная особенность после возникновения разума. Социальные системы еще более, нежели системы биологические, становятся обреченными на указанное балансирование «на лезвии» - откуда очень часто случается падение в хаос. Правда, и плата за подобное состояние очень велика – одно исключение человека из природных пищевых пирамид чего стоит. Да и банальное продление жизни, пускай до жалких 30 лет (а именно столько жила большая часть человечества в большую часть своей истории) – так же кажется не лишним. Ну, а сегодняшние 60-80 лет – это вообще, запредельные с точки зрения биологии величины.

Но, при этом, человек обрекается на вечный поиск ответов на вызов. То есть, на вечную борьбу: и с природой, и с самим собой. Поскольку только на этом пути он реализует свою истинную, человеческую стратегию развития – создание особой искусственной реальности, в рамках которой homo sapiens sapiens только и может существовать. Только непрерывно балансируя на лезвии бритвы, не останавливаясь, решая противоречия, разрешение которых, в свою очередь, ведет к возникновению новых противоречий, человек может быть человеком. А точнее, вообще, может быть. Да, при этом возможно и создание условий для существования того же шабли, и даже, вполне возможно, обеспечение им всех страждущих. (При осуществлении его искусственного синтеза, например.) Но одно остается неизменным – даже в этом случае нельзя сосредоточиться исключительно на потреблении данного напитка. Поскольку возникнут новые «дефициты», новые проблемы и новые необходимости для решения. «И вечный бой, покой нам только сниться…»

* * *

Причем, это относится не только к материальным, но и к т.н. духовным ценностям. Невозможно представить реальный мир, где можно было бы до бесконечности заниматься разного рода «духовным потреблением». Скажем, посещением консерваторий, театров или картинных галерей - вместо «глотания пивасика» и просиживанием штанов перед «телеком». Поскольку смысл данного потребления останется прежним – а именно, увеличение мировой энтропии. Т.е., тот же самый процесс «потреблятства», только облагороженный, «нобилизированный». А значит – могущий существовать лишь в рамках виртуальной реальности. Ну – или в течение небольшого строка в «реальности реальной», как это было в России периода «Серебряного века» или в позднесоветское время. Поскольку итог этой самой «нобилизации» будет один – падение в хаос и разрушение. Именно это ждало тех самых «прототипов» чудиновских «Победителей», и именно это ждет всех желающих «восстановить» этот самый «теплый и уютный мир».

Впрочем, даже в «саркофаге» виртуального мира «нобилизаторам» вряд ли получится продержаться сколь либо долго - так как последний существует ни где нибудь - а в самом, что ни на есть, материальном мире...


Tags: Долоев, антисоветизм, диалектика, литература, теория инферно, фантастика, футурология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 214 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →