anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Category:

Отблески "Долгой зари". Часть первая.

«Долгая заря» - это первоначальное название ефремовского романа, впоследствии известного, как «Час быка». Произведение это повествует о людях из коммунистического будущего, отправившихся на планету Торманс, находящуюся под властью фашистов. И успешно произведших ее «переформатирование» - в свободное коммунистическое общество. Правда, ценой частичных своих потерь. Впрочем, пересказывать роман, разумеется, нет смысла – поскольку это очень важное и сложное произведение, прочесть которое должен любой уважающий себя человек. Но, в рамках указанной темы, речь пойдет о другом. О то, что «Долгая заря» - это, по сути, отсылка на приближающийся рассвет после затянувшейся ночи. Ночи классового общества, ночи непрерывной борьбы людей друг с другом – борьбы не на жизнь, а насмерть за кусок хлеба, за само право существовать на Земле. Но ночь, как известно, рано или поздно, но закончится рассветом – и человек, впервые за тысячи лет обретет свою истинную свободу. Однако пока этот момент не настал – данное положение кажется вечным. Однако это не так – поскольку все, что когда-то началось, когда-то и закончится, сменившись новым. И вместо извечного мира извечной войны всех со всеми наступит период совершенно иной реальности.

Собственно, именно это и говорить ефремовский роман. И именно этому посвящен новый сборник коммунистической фантастики «Хроники мировой коммуны», вышедший 12 апреля этого года. О данном сборнике, впрочем, будет сказано чуть позднее. Пока же стоит отметить, что составлен он был авторами альманаха «Буйный бродяга» , впервые вышедшего осенью 2013 года. С тех пор ими было выпущено, кажется, шесть номеров – не сказать, чтобы особенно много за три года. Впрочем, если учесть направленность указанных альманахов – то станет понятным, что даже такой узкий ручеек многое значит. Ведь «Буйный бродяга» позиционируется не просто, как прогрессивный, гуманистический, левый – но как коммунистический сборник. А это, на сегодняшний день, значит очень немало.

Поскольку еще относительно недавно – лет пятнадцать-двадцать назад – называть себя сторонником коммунизма было невозможно. Нет, партия с подобным словом в названии существовала - но она, скорее, связывала себя с рухнувшей великой державой, а вовсе не с указанным типом общества. Недаром ее руководитель всячески подчеркивал, что он – за «справедливость» и «народный патриотизм», а вовсе не за «утопический коммунизм». Впрочем, в рамках тогдашнего господства антисоветской идеологии представить что-либо иное было невозможно – за исключением горстки маргиналов мало кого привлекали идеи отказа от классового разделения. (Ведь оно противоречило «природе человека» - одному из базисных постулатов того времени.) Постепенное снятие «табу» с коммунистической идеи наступило лишь в 2000 годах. Именно тогда некоторые «левые» стали заявлять все более и более радикальные мысли – и, в частности, то, что указанное «утопическое общество» на самом деле является не такой уж и утопией. А, может быть, даже вполне реализуемой системой. Несмотря на пресловутую «природу»…

Однако даже тогда представить, что кто-то может открыто призывать к ликвидации классового устройства, было странным. Недаром даже начатый в 2011 году известный проект «СССР-2061»  назвать «коммунистическим» можно лишь очень условно. Да, это был реально серьезный шаг в плане преодоления антисоветского консенсуса 1990 годов, но по-настоящему коммунистическое общество было показано в указанном конкурсе очень редко. Напротив, чаще всего – и в «художественной», и в «литературной» части – фигурировали отношения, подобные «гуманизированному капитализму» периода «безопасного общества». Очень распространен был вариант «наш современник в советском антураже», а так же – отсылки к позднесоветскому обществу. Впрочем, периодически попадались и варианты мироустройства совсем уже нелепые – вплоть до того, что можно назвать «авторитарным» или даже «фашистским». И это – среди рассказов, присланных на конкурс с достаточно оговоренным сеттингом!

Не избежал подобной участи и другой проект, призванный так же положить начало новой традиции в фантастической литературе – «Светлое завтра». Его устроители так же предполагали, что смогут вывести данный жанр из того застоя, в котором он оказался в итоге победы антисоветизма. Но увы – большая часть произведений, отправленных на конкурс, так же, как и в случае с «СССР-2061», оказались описанием наших современников, существующих в некоторых, отличных от реальности, условиях. Впрочем, как и по отношению к первому случаю, следует сказать, что указанный проект означал развитие жанра – в том смысле, что общая гуманистическая направленность его была противоположна основам антисоветизма с его торжеством неравенства, показывая медленное избавление общества от данной заразы.

Так вот, «Буйный бродяга» представляет собой следующий этап указанного пути. Авторы этого альманаха решили не просто отбросить идею о том, что пресловутая «природа человека» неизменна – но решили сделать следующий шаг: перейти, наконец-то, от идеи просто «хорошего общества» к обществу коммунистическому. Коммунистическому в полном смысле слова – т.е., лишенного собственности и отчуждения труда. Впрочем, понятно, что подобная задача слишком велика для того, чтобы решить ее «кавалеристским набегом». Тем более, после десятилетий господства совершенно иных ценностей. (Так что можно сказать, что авторам «Буйного бродяги» работать как бы не сложнее, нежели Ивану Антоновичу Ефремову.) Поэтому говорить о том, что образ коммунистического общества в данном случае получился идеальным, нельзя. На самом деле, то, что делают в альманахе – это только подготовка к «основному удару», это только «растабуирование» тех смыслов и идей, что десятилетиями были скрыты в нашем общественном сознании.

То есть, «Буйный бродяга» показывает нам не сколько «готовый» образ общества будущего (как у Ефремова и Стругацких) – сколько «кладет кирпичи» в основании того фундамента, на котором этот образ будет построен. Но в этом плане указанная работа однозначно важна. И тем странно выглядят, к примеру, «наезды» известного левого мыслителя Александра Тарасова про «низкий уровень работы». Поскольку что бы ни говорить про последний – но в ситуации, когда «мэтры» гонят очевидный человеконенавистнический шлак, любая, имеющая «нужную» направленность, работа играет очень важную роль. Поскольку важным тут становится само разрушения идеи о том, что естественным и единственно возможным является мир, представляющий собой поле неизбежного боя для каждого субъекта, должного вырвать зубами у других субъектов место для своего существования. Не важно, представляет ли этот самый субъект варвара с копьем, рыцаря с мечом или супермарина в непробиваемом скафандре с бластером в руках.

Что же касается пресловутого «уровня» - то следует понимать, что он реально выше 90% (а возможно и 99%) всей существующей «проантисоветской» литературы. А главное – повышение его есть вопрос времени – поскольку связан данный показатель, ИМХО, почти исключительно с количеством написанного. Поэтому чем дальше – тем больше будет оттачиваться мастерство авторов, тем более точно и емко будут излагаться их идеи. На самом деле, вопреки всем обывательским представлениям, умение «хорошо писать» – дело наживное и связанное исключительно с «набитием руки». А вот способность «попадать в поток», чувствовать еще малозаметные изменения общественного сознания – и, тем самым, способствовать усилению их – вот это качество действительно является крайне редким. (Хотя, так же развиваемым.) Правда, пока сложно сказать, удалось ли коллективу указанного альманаха совершить подобное действие – то есть, «выудить» из дальних углов существующего информационного поля скрытые «локусы будущего». Это может показать только время. Но, в любом случае, отрицать то, что они попытались сделать хотя бы попытку этого, нельзя. А это, само по себе, значит многое…

Поскольку именно через такие вот, кажущиеся слабыми и бесполезными, попытки, будущее пытается указать на себя в прошлом. А значит, подобные «выбросы» за пределы общепринятых мнений, где господствуют пресловутые «вечные ценности» (собственность, власть и семья), да еще подкрепленные религией – позволяют нам увидеть тот путь, который способен вывести нас из текущего кризиса. Или, хотя бы, дать надежду на то, что подобное возможно. В общем, выступить в качестве отблесков Долгой зари, доказывающих нам, что, рано или поздно, но ночь закончится…
Впрочем, сейчас, по мере прошествии хоть небольшого, но промежутка времени, в котором развивался указанный проект, становится понятным, что это – еще не финал. А точнее, финала тут быть не может – что, в принципе, может быть рассмотрено, как косвенное доказательство «попадания в поток. (Хотя на указанном периоде – 3 года – любые изменения выглядят очень слабыми для того, чтобы на их основании делать какие-то выводы.) Поскольку выпущенный авторами сборник – «Хроники мировой коммуны» - ИМХО, выглядит уже как следующий этап. На самом деле эта книга есть не что иное, как компиляция лучших работ, когда-либо представленных в «Буйном бродяге». Так вот, главный критерий отбора этих работ показывает, что актуальными – по мнению авторов альманаха – из них являются те, что переходят от общих, порой весьма апологетических, представлений о коммунизме к разбору его основных идей. То есть, коммунизм начинает восприниматься не просто как общество, в котором хотелось бы жить (и скрыться от ужаса современности) – но как реальная система со всеми своими проблемами.

Но об указанной особенности альманаха, а так же о том, что она значит и что нам стоит ожидать в будущем, будет сказано в следующей части…


Tags: Светлое завтра, исторический оптимизм, литература, фантастика, футурология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments