anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

К вопросу о техническом творчестве

В прошлом тексте была затронута проблема, связанная с техническим творчеством. А именно – то, что если в 1930-1960 годах это самое творчество имело однозначно «общественно-ориентированный характер», то есть, значительная его часть была направлена на решение необходимы для общества проблем. (Будь то проблема радиофикации отдаленных районов строительство малых ГЭС на сельских реках.) В то время «любители» вообще могли реализовывать довольно интересные проекты – скажем, систему дистанционного управления сельхозтехникой или проблему ориентирования тракторов при квадратно-гнездовом методе сева. (Посредством радиоканала – не фунт изюму.) Ну, а создание любительских радио и даже телевизионных центров было вообще нормой – в большинстве городов любительское телевиденье появилось лет на пять раньше «официального».

Однако, как уже было сказано, чем ближе был конец СССР, тем менее актуальной становилась указанная особенность – вначале для взрослых, которые уже в 1970 годы зажили исключительно «частной жизнью». А затем и для подростков, у которых в это же время любая «общественно-полезная» работа начала сводиться к пресловутой «обязаловке», скучной и неинтересной, как и вся пионерско-комсомольская деятельность. И поэтому с радостью отброшенной где-то во второй половине 1980 годов. Тем не менее, даже в это время техническое творчество еще занимало определенное место в жизни людей. Более того, в это время формировались новые ниши – например, в радиоэлектронике таковой являлась сборка микрокомпьютеров. В журналах «Радио» и «Моделист-конструктор» в это время публиковались схемы подобных устройств – в основном на базе незабвенного КР580ВМ80А. Или, например, в том же «Моделисте» модной темой было конструирование разного рода минитракторов и мотоблоков – для переживающего в это время расцвет садово-огородного хозяйства.

Впрочем, конец 1980 годов характеризовался и процессами, показывающими на определенные проблемы – к примеру, распространение т.н. «кооперативного движения» вначале привело к всплеску творческой активности. Казалось, что на глазах реализуется один из главных постулатов антисоветизма – то, что свободный рынок приводит к раскрепощению человека, к активизации его творческого потенциала. Но это был только миг, связанный с тем, что в самый первый момент кооперативы реально торговали тем, что производили – начиная от мебели и заканчивая выпечкой. Однако очень быстро – практически, за год-два – они выродились почти исключительно в торгово-закупочные предприятия. Точнее – в лучшем случае в торгово-закупочные, поскольку в худшем они становились полукриминальными конторами по обналичке и прокрутке казенных денег. И, понятное дело, никакого технического творчества тут быть не могло – люди «реальным делом» занимались, бабки закалачивали…

Поэтому 1990 годы оказались временем резкого сокращения творчества в любых областях – за исключением умения «раскручивать на бабки». То было время, когда надо было или выживать, работая на двух-трех работах – причем, денег не платили ни на одной, поэтому питаться приходилось с собственного огорода. Или же зубами вырывать себе какое-то место под Солнцем – в виде пресловутого «малого бизнеса», абсолютно не представляя, что же будет завтра. И лишь ничтожная часть населения страны могла позволить себе, наконец-то, «европейский уровень жизни». Хотя и тут было не все гладко: этот самый «уровень жизни» имел очень большую перспективу в реальности закончится аккуратной дырочкой во лбу – от контрольного выстрела. В любом случае, ни о каком техническом творчестве «взрослых» в это время не могло быть и речи. Что же касается детей… Ну, тут были еще энтузиасты, пытавшиеся продолжать заниматься тем, чем занимались в позднесоветское время – практически без зарплаты и какого-либо финансирования, с единственной надеждой на помощь от таких же нищих родителей. (Дети «новых русских», разумеется, ни какие кружки не посещали.) Но этого было однозначно недостаточно, тем более, на фоне полной неспособности занятых выживанием родителей уделять своим детям достаточное внимание.

* * *

Казалось бы, на этом разговор по указанному поводу можно закончить. Ну, 1990 годы реально были кошмаром, и ожидать от них какого-то творческого бума было бы странно. Однако на самом деле все намного интереснее. Ведь указанное время, как ни суди, закончились, и относительное благосостояние граждан, в общем-то, выросло. Да, разумеется, этот процесс произошел исключительно за счет катастрофического недоинвестирования в инфраструктуру и производство – но для рассматриваемого вопроса это не важно. В любом случае, нельзя не увидеть того, что где-то с середины 2000 годов значительное число людей, наконец-то, от простого выживания перешло к более-менее расширенному потреблению. Казалось, что жизнь – наконец-то – стабилизировалась и пошла вверх. Однако в плане технического творчества никакого возвращения даже к тому уровню, что был в конце 1980-начале 1990 годов, не произошло. Даже для детей и подростков. Хотя, казалось бы, появилось и свободное время и даже какие-то деньги, более того, многие вещи, недоступные в советское время, неожиданно оказались в свободном доступе.

Но оказалось, что и деньги, и время – явно недостаточное условие для «запуска» новой «творческой волны». (В принципе, это очевидно – ведь самый «пик» технического и иного творчества наша страна переживала… в 1920-1930 годах, в период практически полной бедности и напряженного труда. По сравнению с которым «физическое» существование в те же 1990 годы покажется сытым и спокойным.) Я, кстати, уже касался данного вопроса – в посте «О детских конструкторах и недетских проблемах» . Он был посвящен тому факту, что среди поистине огромного, намного превышающего советский, многообразия игрушек количество тех из них, что связаны с какой-либо сознательной деятельностью, минимально. К примеру, это касается конструкторов – из которых единственным, что имеет хоть какую-то популярность, является «Лего» и его клоны. То есть, такие вещи, которые наиболее приближены к игре и наименее – к реальной технической деятельности. (А вот, например, популярные в прошлом клоны знаменитого Meccano – широко известные в СССР под названием «Конструктор-механик» - занимают гораздо более скромную нишу. То же самое относится и к разнообразным «тематическим» наборам, вроде знаменитого «Юного химика».)

Сразу скажу – это не означает, что все это невозможно купить. На самом деле, конечно, можно – скажем, в интернет-магазинах выбор побольше. Тут важно другое: отсутствие подобных товаров в «обычных» магазинах прекрасно показывает, что спрос на подобные виды конструкторов крайне мал. То есть – родители если и покупают своим отпрыскам что-то подобное, то, в основном именно «Лего» и «легоиды». Да и то, достаточно редко. Кстати, стоит отметить, что в массовой продаже – и, как следствие, у детей – отсутствуют и еще более важные вещи, например, кубики. Которые являются неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка и формирования его миропонимания. Что означает только одно – то, что с детьми практически никто не занимается. (Про конструкторы и прочие наборы для технического творчество можно сказать то же самое.) И еще одна важная вещь, важная для понимания проблемы: где-то в последние пять лет можно увидеть довольно широкое распространение инвентаря для творчества художественного. Что прекрасно показывает первичность именно «взрослого» творчества: указанные наборы распространились после наступления моду на «хендмейд» в «среде офисных интеллектуалов». И только оттуда перешли к детям…

* * *

Таким образом, можно сказать, что проблемы с техническим творчеством детей и подростков означают, прежде всего, проблемы с таковым у взрослых. Ну, а последнее – показывает общее состояние общества, в смысле способности его к творческой деятельности. Как можно догадаться, в настоящее время данный параметр не сказать, чтобы особенно высок. Причем, самое неприятное тут в том, что наиболее затруднительной оказывается именно технический вид подобной деятельности – который, в отличие от того же художественного или литературного творчества требует больших усилий и затрат. (И времени, и средств.) А главное – требует определенной последовательности действий, невозможность заниматься «урывками», «по настроению» и т.д. Впрочем, к художественной области это так же относится – если рассматривать ее без привычного «сюсюканья» и умиления «хендмейдом». В любом случае, можно сказать, что назвать высокой творческую активность современного человека вряд ли возможно. Что очень и очень печально…

И еще. Комментариях к «тому самому» посту про конструкторы мне настоятельно рекомендовали обратиться на Алиэкспресс. Дескать, зачем нужны конструкторы в наших магазинах, если на «Али» их навалом. (Хотя весь смысл поста и состоял – как было сказано выше – в констатации факта не недоступности подобных игрушек, а низкого спроса на них.) Так вот – на китайском сайте «клонов Meccano» действительно много. Как много вообще всего, о чем только может мечтать любой любитель что-то сделать своими руками – начиная от шерсти для вязания и заканчивая компонентами для создания человекообразных роботов. Впрочем, «много» - это еще слабый эпитет, поскольку количество предлагаемых наборов и отдельных элементов там превосходит все границы. А самое главное – цены на подобные вещи оказываются весьма и весьма доступными, даже с учетом посылки в Россию.

Именно последнее и является самым интересным: потому, что подобного можно достичь только одним путем – через массовое производство. Т.е., можно сказать, что те же элементы робототехники в КНР производятся огромными тиражами. Но раз производятся – то должны так же активно потребляться. И вот тут мы подходим к самому важному – а именно, к тому, что подобное положение возможно только тогда, когда все это работает – скорее всего – на внутренний рынок Китая. Иначе говоря, миллионы или даже десятки миллионов китайцев занимаются тем, что. например, мастерят разнообразных роботов. (Впрочем, это относится ко всем разновидностям изделий для «технического творчества».) Причем, поскольку – как это было сказано выше – детское и взрослое техническое творчество сильно связаны – многие из этих «роботостроителей» являются детьми и подростками.

Которые в будущем неизбежно придут уже в «большую» промышленность, и будут проектировать и собирать уже не забавные механические конструкции, а настоящие рабочие машины. Или боевые (человекообразные?) – поскольку вряд ли данная страна упустит подобную возможность. Так что можно сказать, что Китай успешно выстраивает свою инженерную школу с самых основ – как СССР в свое время. (Впрочем, не только – те же Соединенные Штаты до определенного времени имели так же достаточно развитое детское творчество. То же meccano – американское изобретение.) А значит, наше привычное снисходительное отношение к указанной стране, как к «сборочному цеху» и миру «тупого копирования западных образцов» чем дальше, тем меньше соответствует реальности. И, судя по всему, данная страна достойно завершает огромную компанию по своей модернизации – правда, начатую исключительно благодаря советской помощи, но это уже не важно.

И хотя процесс этот идет в рамках капиталистического устройства –но китайский капитализм пока что прогрессивен, наподобие того, как был прогрессивен американский капитализм начала 20 века. Правда, как можно понять из истории, в подобной ситуации между прогрессом и регрессом буквально один шаг – и он обязательно будет сделан. Но пока мы наблюдаем, безусловно, негэнтропийный процесс.

В отличие от энтропийных процессов и на Западе, и у нас. Но это, разумеется, уже совершенно иная тема…


Tags: Китай, инновации, образование, общество, постсоветизм, теория инферно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments