anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Немного об освящении ракет

«Ответственность за неудачный запуск «Союза-2.1б» с космодрома Восточный лежит на благовещенском епископе Лукиане, который освящал ракету-носитель перед стартом. Об этом во вторник, 28 ноября, радиостанции «Говорит Москва» сообщил протодиакон Андрей Кураев.
«Если человек нечто делает, а выходит плохо, то для него это вопрос задуматься, правильно ли он делает. Очень странно, что церковь вроде предоставляет услуги, но никогда не отвечает за качество этих услуг. В этом есть некоторая проблема», — цитирует Кураева сайт радиостанции»


Дьяк Кураев, конечно, знатно потроллил и коллектив Ленты, и саму РПЦ – однако проблему при этом он затронул серьезную и выходящую за пределы не «освящения ракет», но и религии в целом. Дело в том, что это самое «освящение» представляет собой отличный пример сильного перекоса нашего общества в «символическое пространство». Ведь действительно, подобное действо вряд ли может быть рассмотрено, как спонтанное – как известно, в космической области ничего просто так не происходит. (Впрочем, как и в любой другой сложной производственной системе.) А значит – указанное мероприятие заранее запланировали, вставили в ряд прочих действий по обеспечению запуска. Оплатили, наконец – поскольку это вряд ли является бесплатной инициативой пресловутого епископа.

То есть – посчитали данный ритуал таким же нужным, как и все остальные операции по запуску ракеты в космос. Более того, его можно назвать чуть ли не единственной серьезной инновацией, принесенной в указанный процесс в «новейшее время» - поскольку вряд ли основной регламент запуска серьезно изменился с советских времен. И, тем самым, проиллюстрировали одну из важнейших сторон современной жизни – сильный «сдвиг» общества в сторону приоритета «символической культуры» над культурой «технологической». Ведь, если подумать, то тогда запуск ракет носил, в основном, «утилитарный» характер – можно, конечно, отметить, что у космонавтов были свои «ритуалы», но, во-первых, это относилось только к пилотируемым полетам. А, во-вторых, мало кому приходило в голову не прятать эту сторону, относясь к ней, как к «неизбежному злу», а, напротив, выставлять ее на всеобщее обозрение. Причем, разумеется, подобное отношение не ограничивается одними только космическими действиями – освящают теперь все, что можно: начиная с компьютерных серверов и заканчивая боевыми кораблями.

* * *

Однако сразу стоит сказать, что нет смысла воспринимать вышесказанное, как исключительно направленное на критику РПЦ. Поскольку, вопреки привычному представлению, тут не «попы лезут куда не надо» - а напротив, их стараются привлечь к самым разным задачам. (Впрочем, не только –в исламских регионах проводятся свои обряды.) Так что вопрос тут, как уже было сказано, не в религии. Более того, еще большее место в современном мире занимает т.н. «светская обрядовость», которая на порядки превышает обрядовость религиозную. Ну, вот недавно например весь интернет обошла информация об торжественном открытии в Томске водопроводной колонки. С перерезыванием ленточки мэром и т.д. – в общем, чуть ли не с оркестром. На самом деле там открывали систему водоснабжения на двух улицах – но сути это не меняет: из банального действия, важного, наверное, только для начальника водоканала, сделали настоящее торжество.

И подобных торжеств в нынешнее время проводится невероятное количество. С помпой открывают любое строение – от очередного торгового центра до автобусной остановки – устраивая из этого настоящий праздник с участием высшего начальства и приглашенных артистов. Впрочем, не только новые постройки выступают поводом для празднования – годится практически все. Например, достаточно вспомнить, во что превратились сегодня разного рода «дни города» даже для самых забытых Богом мест. Про столицы тут лучше даже не упоминать – бюджет Дня города Москвы составляет 740 млн. рублей. (Странно, что до миллиарда не дотянули – хотя, конечно, еще все впереди.) Сравнивать данную сумму с потребностью многих важных областей можете сами. И, разумеется, тут обязательно стоит вспомнить самое большое шоу последних десятилетий, а возможно – и всей российской истории, если считать по затраченным средствам. Конечно, это Олимпиада в Сочи – по сравнению с которой любой День Города выглядит жалким утренником. Но по данной теме написано уже столько, что лишний раз затрагивать ее просто неохота. Единственное, что можно упомянуть – так это то, что обычно акцент делается на «коррупционной составляющей» указанных затрат. Однако на самом деле последние составляют только часть проблемы. Гораздо важнее тут то, что даже реально затраченные на строительство олимпийских объектов средства – а эти объекты действительно являются уникальными и дорогими, причем, безо всякой коррупции – выглядят непропорционально большими по сравнению с остальными потребностями страны. (То есть – работа в Сочи действительно была сделана колоссальная – но был ли в ней смысл?)

То же самое можно сказать и про всю остальную «торжественно-праздничную» деятельность, столь широко расцветшую в нашей стране за последние два десятилетия. На самом деле этот процесс начался еще при Ельцине, когда основная масса жила в нищете – но праздники и гуляния год от года становились все пышнее и дороже. Можно вспомнить, например, «850 Москвы» или лужковский «суррогат Олимпиады» 1998 года – Всемирные Юношеские Игры. Кстати, превращать юбилеи тех или иных лиц и организаций во всеобщее событие начали так же тогда. Разумеется, указанная «юбилеемания» - когда частное событие в жизни, например, популярного артиста, становилось основанием для концерта или, даже, для телепередачи – существовала и в СССР, но ее масштаб был на несколько порядков ниже. (Только для самых-самых-самых и довольно скромно…)

* * *

А ведь можно еще вспомнить охватившую все постсоветское пространство страсть к переименованиям, именуемую «возвращением исторической справедливости». Кстати, сейчас принято обвинять в подобном украинцев, но не следует забывать, что подобный процесс начался именно в РФ. Причем, переименовывали такие значимые города, как Ленинград, Свердловск, Горький, Куйбышев... И ведь делали это во времена, когда каждая копейка была на счету, когда десятки миллионов людей жили в нищете, а в Сибири замерзали целые поселки. Так что нечего на Украину кивать – тем более, что даже сейчас данный процесс в РФ продолжается. (Пускай с меньшей скоростью.) То же самое можно сказать и про снос старых памятников и установку новых – которые так же стали впервые «валить» не в Киеве, а в Москве. (Начиная с памятника Дзержинскому на площади его имени, которую так же переименовали.) Впрочем, «национальные республики» вскоре переплюнули Россию, быстро выведя данную компанию за сколь либо разумные рамки. (Разрушая вообще все, что создавалось в советское время – и прославляя самых одиозных деятелей, которые только могли быть.) То есть, можно сказать, что данное явление оказалось склонным не к затуханию – как многие думали вначале – а к эскалации.

Однако тут разбирать ее нет смысла, можно только указать на то, что указанное свойство является системным для данного явления. Ну, и разумеется, в очередное раз отметить тот факт, что его – как и большинство современных «глюков» - можно прекрасно рассматривать на примере современной Украины, где бесконечные «победы» в подобном плане практически линейно коррелируют с ухудшением жизни населения. То есть – чем больше советских памятников сносится, и чем больше ставится монументов пресловутым «Бандере-Шухевичу», тем труднее становится жизнь большинства людей. Впрочем, как уже говорилось выше, это присуще всему постсоветскому пространству. (А возможно, не только постсоветскому.) И связано оно с уже упомянутой выше особенность – то есть, с тем, что указанное сверхвнимание, оказываемое «делам символическим», неизбежно оказывается связанным со снижением его по отношению к «делам производственным». Ведь даже сейчас, когда, вроде бы, наступило небольшое «облегчение» (в России) по сравнению с 1990 годами, все равно постоянно встречаются сообщения о том, что тот или иной завод подвергнут процедуре банкротства. А то и просто, уничтожен. То есть, даже сейчас существует реальная опасность утраты тех или иных технологий.

И, что самое главное, указанные вещи не вызывают никакой особой реакции – общество просто пропускает «мимо ушей» подобные вещи. Сравнивать это с тем, что творится на «символическом фронте», смешно. К примеру, можно вспомнить недавние «баталии», творилившиеся – причем, не только в Сети, но и в реальности – в связи с пресловутым фильмом «Матильда». Событии, настолько ничтожном, что о нем забыли практически сразу после выхода данного произведения. (И не только потому, что данное кино оказалось просто плохим – даже будь «Матильда» шедевром, о ней вряд ли вспомнили после завершения проката.) Впрочем, на смену «матильдомании» прошли новые темы, будоражащие общество. К примеру, то, является ли убийство Николая II ритуальным – или нет? (Да, самое важно, что может волновать людей после того, как останки последнего царя давно уже превратились в прах!) Или, например, то, что сказал «уренгойский мальчик» - речь которого из обычного «лизания задницы» спонсоров превратилась в явление космической важности. На несколько порядков более важное, нежели закрытие каких-то заводов!

* * *

Ну, а о «суперсобытии будущего года» и говорить смешно. Выборы-выборы, кандидаты… Хотя, казалось бы, какая разница, кто кандидаты: ведь даже если не затрагивать той темы, что действующий президент кроет их всех, как бык овцу – то все равно, понятно, что ни один из них не собирается менять текущую систему. То есть, за пределами «смены персон» указанное действо ничего, собственно, не принесет – разумеется, если не уподобляться «школоте», верящей в раздачу тысяч долларов и квартир в Москве. То есть, совершенно очевидно: кто бы не победил в марте 2018 года, он не только социализма не построит, но даже обеспечить всех высокооплачиваемой работой не будет. Тем не менее, находится огромное число людей, которые всерьез рассуждают о предвыборной ситуации, включая то, что Ксения Собчак, оказывается – серьезный кандидат. Поскольку – как это заявил один из «жежешных политологов» - она «сильный полемист». (Впрочем, нечто подобное говорят не только «местные гуру» - но и вполне серьезные люди, имеющие отношение к реальной политике.)

Хотя даже самый поверхностный разбор ситуации показывает, что выдвижение Собчак – это даже не событие, а так, пена. Явление, аналогичное фоторафии на обложке глянцевых журналов – о котором будут много говорить в день выхода, но через неделю полностью забудут. Сравните его, например, с закрытием Волгоградского тракторного завода – предприятия, которое в советское время выпускало до 85 тысяч тракторов в год! Для сравнения – в современно РФ за 2016 год весь рынок тракторов, включая импорт, составил порядка 21 тыс. штук. (В четыре раза меньше того, что выпускал один (!) советский завод.) А ведь именно механизация сельского хозяйства является тем процессом, который позволяет ликвидировать угрозу голода. То же самое можно сказать и про остальные производства, которые в настоящее время, в самом лучшем случае, могут позволить себе выпускать ничтожное – по сравнению с прошлом – количество продукции на импортном оборудовании. (А в худшем – просто исчезают, застраиваются домами и торговыми центрами.) Более того, намечается еще более серьезная катастрофа, крайне опасная для всех нас, поскольку происходит она не просто в производстве – а в еще более важной отрасли, являющейся основой для любых заводов и фабрик. (О НИИ и говорить нечего.) В образовании. Впрочем, об этом, понятное дело, надо говорить отдельно – тут же стоит только отметить, что реакция общества на данную проблему практически равна нулю…

Так что, возвращаясь к поставленной теме, стоит сказать, что на указанном фоне пресловутое «освящение ракет» выглядит более, чем скромно. И, если честно, не более мракобесно, нежели вера в то, что воздвижение или разрушение очередного памятника или, скажем, снятие или запрет показа очередного фильма, переименование улиц и городов и тому подобные действия способны что-либо серьезно изменить в нашем мире. Поэтому возмущение одними действиями РПЦ – при игнорировании иных, более серьезных перекосов в сторону «символического плана» - в текущей российской реальности является признаком, скорее, непонимания, нежели какого-то особого «критического мышления». Впрочем, даже подобные попытки могут свидетельствовать о том, что существует потребность в осознании ошибок современного мира – что по сравнению, скажем, с ситуацией двадцатилетней давности – выглядит даже неплохо. (Можно вспомнить, что в то время возведение очередного культового сооружения приветствовалось всеми силами – начиная с «официальных демократических», и заканчивая «народно-патриотическими».) Но это только начало, только хрупкие ростки будущего выхода за пределы того «покрывала Майи», что накрыло человечества в последние десятилетия XX века.

Вот только обидно, что до этого времени должно еще упасть немало ракет, и вообще, совершиться еще немало подобных неприятных событий…


Tags: безопасное общество, культура, общество, постсоветизм, прикладная мифология, текущее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments