anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

О непроизвольности нашего мира

Удивительно, но написанный довольно спонтанно – под впечатлением от мансуряновского поста пост про возможность Революции в Индии довольно точно лег в рамки «основной» рассматриваемой темы. А именно – выяснения того, насколько произвольно возможно изменение социума, а насколько этот самый процесс определяется фундаментальными свойствами мироздания. Сейчас, как можно догадаться, превалирует первая точка зрения – то есть, считается, что, в принципе, при затрачивании определенных усилий можно создать любую социальную структуру. (С одной оговоркой – о которой будет сказано отдельно.) Именно поэтому ни у кого не возникает сомнений, например, в том, что все революции и иные подобные изменения происходят исключительно «по желанию» некоторых «сторон». Скажем, Русскую Революцию относят то ли к результату деятельности Германского Генштаба, то ли – английской разведки, то ли пресловутых масонских лож. То же самое, впрочем, утверждается и для других событий подобного рода – начиная с Великой Французской Революции и заканчивая распадом СССР.

Собственно, в рамках подобных представлений любое социальное событие всегда есть акт чьей-то сознательной деятельности. И разница между «конспирологами» и теми, кто привык смеяться над ними, состоит только в том, что первые признают значимыми акторами некие «тайные силы». (Т.е., тайные общества, ложи, «теневые правительства» и т.д.) Ну, а вторые делают акцент на силы официально признанные – т.е., на правительства реальные, политические партии, разного рода руководителей и т.д. В любом случае, «обобщенная социодинамическая модель» тут одна: существуют некие личности, наделенные властью, богатством и знанием. (Причем, знанием, как правило, недоступным «простым смертным». Кстати, этим грешат не только любители конспирологии: достаточно послушать вполне официальных политологов и политтехнологов, чтобы убедиться, что их буквально распирает от осознания собственной значимости и отличия от «простых смертных».) Так вот: именно эти самые власть имущие и перекраивают «общественную ткань» по собственному усмотрению.

И единственное, что может помешать данному процессу – так это «другая разновидность» тайных обществ, политических деятелей или властителей. Ну, там, если одна спецслужба «налезет» на другую, одна тайная ложа покусится на интересы другой или один тиран выступит против другого. Впрочем, как правило, даже до подобного варианта мало кто из современных людей доходит – для большинства правилом является то, что их жизнь всецело определяется некими «хитрыми планами». (Тайными или явными – другой вопрос.) Вопрос о том, что же может определять направление развития помимо воли властителей – а, быть может, оказываться даже на порядки сильнее этой воли, или даже (о ужас!) определять эту самую волю – в рамках подобных представлений, разумеется, не ставится.

* * *

Хотя в реальности оказывается, что именно эти самые «вневолевые» факторы и оказываются наиболее серьезными.Настолько, что именно они – а не мифическая или реальная воля «акторов» - и выступают реальными определяющими силами истории. В результате чего Россия – страна второстепенная страна, да еще при этом и погрязшая в серьезнейших «внутренних» и «внешних» кризисах- неожиданно не только выживает после них, но и становится главнейшей действующей силой в мире. Настолько, что определяет в течение полувека направление развития человечества. А вот у главного «актора» прошлого – Британской Империи – судьба складывается иначе, несмотря на победу в Первой Мировой войне. А именно – она теряет свое первостепенное значение, превращаясь, по сути, в … сателлита своей бывшей колонии. Ну, и ужимается в территориальном плане с государства, над которым никогда не заходило солнце до территории Британских островов с незначительным количеством «заморских территорий». Или, возьмем, например, Китай, который в начале XX века был не только забитой и отсталой страной, которую легко победила даже небольшая Япония – но и страной, не имевшей науки и техники, как таковой. (Китайские «ученые» - это банальные чиновники и фарисеи, не способные мыслить за пределами древних текстов.) И вдруг он, через сто лет после этого неожиданно становится не только второй экономикой мира (а в реальности – первой), но и одним из немногих государств, способных развивать весь спектр высокотехнологичных отраслей – от авиастроения до микроэлектроники.

И ведь подобных превращений за последние сто лет было немало. Более того, менялось не только положение государств – менялись и казавшиеся незыблемыми в течение столетий истины. Вроде идеи превосходства «белого человека» над всеми остальными «человеками». Забавно, что вначале черные разбили концепцию его физического совершенства (победив в спорте), затем рухнул колониализм, погребя под собой идею белого, как абсолютного победителя, а в конце XX века стало ясным, что и с интеллектом дело обстоит совершенно непросто. По крайней мере, среди ученых последних десятилетий все больше становится людей с «азиатским разрезом глаз», а разного рода победители интеллектуальных студенческих олимпиад практически все являются «азиатами».

Впрочем, совершенно естественно, что на этом фоне «исторического бурления» сторонники концепции «управляемого развития» пытаются выстраивать свои модели, удовлетворяющие имеющимся реалиям. Причем, порой они получаются довольно достоверными – как, например, концепция «запланированного развала СССР» или «введения гомосексуализма, как способа уменьшить рост населения». Тем не менее, даже если такие модели и оказываются, вроде бы, непротиворечивыми, то все равно есть у них принципиально неустранимый недостаток. В том смысле, что на их основании абсолютно невозможно предсказывать будущие события. В результате чего, например, еще лет десять назад (!) никто даже не мог предположить современного превращения Китая в супердержаву, могущую бросить вызов США. Хотя тогда уже был очевиден огромный промышленный потенциал страны – но рассматривалась данная страна исключительно во «вторичном плане», как некий «огромный Тайвань», способный производить, но не способный самостоятельно разрабатывать. (Кстати, забавно – но в 1950-1960 годы Запад точно так же воспринимал Японию.) Что же говорить о возможностях предвиденья на несколько десятилетий вперед?
* * *

Поэтому неудивительно, что реальная проектная деятельность – то есть, та область, в которой и требуется уметь смотреть на десятилетия вперед – в современном мире оказывается в довольно жалком положении. Если, разумеется, не вести речь о том, что каждую «зраду» можно всегда объявить «перемогой», и сказать: так и было задумано. В этом искусстве, действительно, нашим современниками не будет равных. Кстати, забавно, но конструкт «перемога/зрада» действительно представляет собой реальный вклад Украины в мировую культуру. Поскольку является квинтэссенцией современного метода действий: построить «хитрый план» исходя исключительно из своих «тараканов», успешно провалить его и объявить получившийся результат своей победой. Тем не менее, если обывателям нетрудно подобным образом запудрить мозги – то с «физической реальностью» подобные вещи не прокатывают. В результате чего единственное, что удерживает наш мир от окончательно скатывания в полное гавн… в полностью катастрофическое положение – так это сильная инфраструктурная, промышленная, сырьевая и вообще, ресурсная избыточность, созданная в послевоенное время.

Именно благодаря этому удается выдавать провалы за удачи, и выстраивать проигрышные со всех точек зрения системы – вроде того же исламского фундаментализма, или наоборот, «зеленой энергетики», «равноправия меньшинств» и прочих любимых игрушек современных либералов. В любом случае, все это существовать может только тогда, когда идет мощный приток средств «извне». Из еще остающейся в большинстве «нормальной жизни» - уже указанной экономической системы умирающего послевоенного мира. Именно «оттуда» идет поток оружия, продовольствия и прочих товаров для тех же «воинов ислама». Или, к примеру, деньги на дотацию «зеленой энергетике» и технологии для ее существования. (Скажем, солнечные батареи сейчас – «побочный продукт» микроэлектронной промышленности. Именно поэтому они стоят так дешево). Или, скажем, именно в «Золотые десятилетия» были подготовлены те специалисты, что сейчас поддерживают жизненно важные системы современного мира. Что будет с ними, когда придут современные выпускники, «выращенные» на креативности, толерантности и гендерном равноправии – представить тяжело. Но пока все это позволяет с легкостью делать ошибки, связанные с полным непониманием реальности – и при этом оставаться на плаву.

Впрочем, понятно – что это достаточно локальное состояние со временной точки зрения. Ибо даже самая мощная система рано или поздно рухнет –тем более, если в нее ничего не вкладывать, а напротив, интенсивно «доить». И вот тогда современному человеку придется или подкорректировать свое отношение к реальности – в плане познания ее настоящих, а не мнимых законов. Или согласится на резкое ухудшение своей жизни – к уровню, при котором действительно можно особо не задумываться о глобальных проблемах. Впрочем, при любом раскладе нам, все-таки, придется увидеть реальные закономерности, управляющие развитием человечества. И, понять, наконец, что социальное устройство может быть только таким, при котором может существовать базис нашей цивилизации – его производственная система. Альфа и омега человеческого бытия.

* * *

А последняя – открою тут карты – может существовать только тогда, когда то, что именуется производственными отношениями и то, что можно обозначить, как производительные силы – соответствует друг другу. То есть, например, если мы имеем индустриальную механизированную экономику с высоким разделение труда, то ее никоим образом нельзя «впихнуть» в узкие рамки теократического устройства. Пускай в свое время эта самая теократия и была удивительно эффективна. И единственно возможный путь тут – относится к указанной теократии, как декорации. Если это удастся сделать – как в Иране – то шанс есть. Однако для этого «теократы» должны признать свою вторичность – что очень и очень маловероятно Впрочем, так же можно сказать, что невозможно построение современного высокотехнологичного общества там, где большая часть населения существует «на подножном корме». То есть, живет по нормам средневекового крестьянства, со всеми прелестями – начиная с низкого прибавочного продукта и заканчивая архаичными представлениями о мире. И хотя подобная ситуация выглядит довольно привлекательно – хотя бы в плане низкой требовательности «традиционного» населения – но в долговременном плане подобное устройство обречено. То есть – или произойдет скачок с «настоящей», полноценной модернизацией. Или – потеря даже текущего состояния, с лишением национального суверенитета и прочими неприятными последствиями…

Кстати, историческая практика показывает, что обычно «выбирается» первый вариант: так произошло в Российской Империи, так произошло в Китае. Так, судя по всему, произойдет и в Индии – где весь этот «национальный колорит» с древними религиями, развитыми традициями, а так же, потрясающей нищетой масс в совокупности с чудовищным богатством элитариев – будет неизбежно выброшен на помойку истории. К вящей ненависти европейских сторонников «Восточной мудрости». Просто потому, что ни один «великий гуру» не стоит в плане общественной полезности самого банального трактора. Ну, и танка с истребителем, конечно. А чтобы производить трактора, истребители, танки – надо иметь индустрию и т.д. Впрочем, в нашей реальности альтернатива: полноценная модернизация или гибель – как правило, разрешается в пользу первого варианта. (Если бы этого не было – то человечество давно бы исчезло, как явление.) Ну, а то, что разрешение это оказывается не сказать, чтобы особенно мягким – а для определенного слоя (тех самых элитариев) и весьма жестким, так это так же особенность нашего бытия. Карма – только не в оккультно-религиозном смысле, а как следствие причинно-следственных отношений бытия.

* * *

То есть, мир непроизволен, он четко структурирован так, как это определяется особенностями нашей Вселенной – а не волей какого-то отдельного лица, пускай даже высокопоставленного или богатого. (Или даже волей группы влиятельных и сверхбогатых лиц.) Поскольку это так же невозможно, как произвольное управление, например, законами физики. Ну, нельзя взять и отменить закон всемирного тяготения – вне того, сколько сил и средств имеется в наличии. Можно взять – и построить самолет, который будет летать вне зависимости от наличия силы тяжести – но это как раз и есть следствие «непроизвольности бытия». Поскольку каждая деталь данного аппарата определяется как раз жесткими физическими законами. В конечном итоге, порождающие немыслимые ранее возможности – но исключительно при условии понимания.

Поскольку именно осознанная необходимость и дает свободу. На этом не сказать, чтобы новом – все-таки, прошло более трех столетий со времен, когда это было сказано – но от этого не менее ценном утверждении и позволю себе закончить…


Tags: антиконспирология, исторический оптимизм, прикладная мифология, смена эпох, социодинамика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments