anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Прощание с гламуром

У Галины Иванкиной – Зины-Корзины – вышел интересный пост, посвященный недавнему прошлому. А именно, «королевам 1990-2000 годов» - фотомоделям. Да, если кто помнит – была тогда подобная «фишка» - правда, она касалась, в основном, женской части населения. (Тем не менее, и мужчин она в определенной мере затрагивала.) У «нас» она совпала с массовым распространением т.н. «глянца»: периодических развлекательных изданий, отличающихся ориентацией, прежде всего, на визуальное восприятие - как помянутый Иванкиной журнал «Cosmopolitan». На Западе, разумеется, эпоха «глянца» началась лет на двадцать раньше, где-то в конце 1960 начале 1970 годов - когда люди, получившие недостижимую до того момента безопасность, принялись с радостью забывать о проблемах и с головой бросаться в мир развлечений. Тот самый «Cosmopolitan», кстати, «глянцевым» стал именно тогда – до указанного момента журнал был литературным! (Издаваясь, между прочим, с 1886 года - такой вот «Новый мир» Нового мира!)

Тем не менее, даже на Западе 1990 годы стали наивысшего расцвета подобных изданий. Поскольку именно в это время «Конца Истории» - когда обывателю показалось, что все имеющиеся проблемы или уже решены или будут решены в ближайшем будущем – идея «абсолютного потребительства» стала действительно массовой. Именно в это время вновь актуализовано было такое понятие, как «гламур». У нас его относят к 2000 годам («путинским нулевым» - но, на самом деле оно использовалось еще в 1930 годы. Именно в указанный период распространился культ «красивой жизни»: драгоценности, меха, дорогие автомобили, яхты, виллы, пышные приемы и балы, не уступающие тем приемам и балам, которые устраивала во время Belle Époque знать. (Собственно, «гламур» 1930 и был именно попыткой вернуться в ушедшую «Прекрасную эпоху».) Именно тогда утвердилась представление о «гламуре», как о роскоши, доступной не каждому – однако к которой можно было прикоснуться, купив заветный билет в кино. И там, созерцая «див» - всех этих Грет Гарбо, Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд – мечтать о том, как однажды они снизойдут со своих пьедесталов и окажутся рядом. (При этом прекрасно понимая, что не встанут и не окажутся.)

Но тогда эта эпоха закончилась Второй Мировой войной – так же, как Belle Époque закончилась войной Первой Мировой – которая серьезно подточила «бастионы гламура» даже в Соединенных Штатах. Впрочем, гораздо более важным тут оказалось то, что после войны мир кардинально изменился: на крыльях Великой Победы в мировую историю пришел новый гегемон – СССР. Который задал совершенно иной образ жизни – причем даже там, где, как могло показаться, его влияние было равно нулю. И хотя Запад в послевоенное время еще какое-то время пытался вернуться в «потерянный Рай» ушедшей роскоши, но неизбежная демократизация под действием «Советской Тени» диктовала другую модель поведения. И «гламур» ушел, уступив место более демократическим стилям – и в моде, и в музыке, и в кино, и в моделях поведения. Вместо смокингов и вечерних платьев стали пришли джинсы и миниюбки, вместо приемов – дискотеки и рок-фестивали, а вместо «гламурных» кинозвезд прошлого – образы «девчонки с соседнего двора». (Которые играли и Мэрилин Монро, и Софи Лорен, и Джина Лоллобриджита и т.д.)

* * *

Однако СССР, как известно, канул в историю – а вместе с ним ушла и его «Тень». Впрочем, эта самая «Тень» стала истончаться еще раньше официального конца страны, и к 1970 годам стала уже достаточно слабой для того, чтобы – как было сказано выше – привести к возвращению «гламура». Вначале в «слабой форме» – 1970 годы еще держали марку демократичного времени, в котором роскошь потребления еще пыталась маскироваться под «движение прогресса» и т.п.. Изобретались изумительной странности наряды и музыкальные стили, кино все еще снималось с претензией на социальность – хотя «чистая картинка» чем дальше, тем становилась актуальнее. Эта тенденция продолжалась и следующее десятилетие – когда в жизнь вошла идеология яппи, хотя даже эти самые яппи еще пытались изображать из себя «полезных членов общества». Дескать, они всего лишь профессионалы, делающие то, что никто больше делать не может – и за это желающие брать справедливую плату. Ведь пока Союз еще существовал – слово «справедливость» еще имело хоть какой-то смысл.

Но вот наступил 1991 год, «конец Истории» - «безбожный коммунизм» был, как казалось тогда, навсегда похоронен. В результате чего потребность «маскироваться» под что-то общественно-полезное исчезла. «Общество – ничто, индивид – все!» – именно эта идея декларировалась победителями, а значит – каждый может делать все, что он захочет, в пределах своей платежеспособности, конечно. Роскошь снова стала общественно-допустимой. А поскольку гибель СССР высвободило ресурсы, которые ранее тратились на борьбу с ним – в основном, в виде вложений в усложнение имеющейся общественной и производственной структуры – то многим показалось, что она стала намного более доступной, нежели раньше. Правда, только для тех людей, которые живут в странах-победителях, но что тут поделаешь. Как в свое время говорили, Vae victis! Поэтому мало кто воспринимал происходящее иначе, нежели в критериях «естественного состояния» - когда думалось, что все происходящее навсегда…

Именно тогда зародилась пресловутая концепция «Золотого миллиарда», состоящая в том, что ВСЕ жители развитых стран «обречены на богатство». Собственно, именно на этой почве и расцвела очередная – после Belle Époque и 1930 годов – «инкарнация» гламура. Правда, в отличие от того, было раньше, «новый гламур» оформлялся в подчеркнуто «демократичном» - если так можно говорить – стиле. В том смысле, что бриллианты, меха, черное дерево и золото тут заменялись более дешевой имитацией – вроде стразов и искусственного меха. Да и вообще, как уже было сказано выше, этот самый «гламур» рассматривался, как доступный каждой домохозяйке. (Разумеется, «звезды» могли себе позволить что-то посерьезнее, но не особо.) Главным во всем этом было одно: подчеркнутая демонстрация собственного потребления – в том числе, и в сексуальном плане. Иначе говоря, за «гламуром» 1990 стоял подчеркнутый отказ от решения социальных и иных проблем – то есть, от той идеи, на основании которой строилась вся послевоенная культура. «А зачем решать – если у нас и так все хорошо! А у кого плохо – тот лузер!» (Или совок.)

На указанной почве и расцвел «глянец» вместе с описанным Иванкиной кольтом «супермоделей». Ведь именно последние наиболее активно «демонстрировали» свою ухоженность и роскошность– через тысячи фотографий на бесчисленном количестве журналов. 1990 -2000 годы стали временем полного торжества «глянца» над всей остальной печатной продукцией: тиражи книг и «серьезных журналов» падали – вплоть до закрытия, а на их место приходили разного рода «Космополитены». Ну, и разумеется, бесчисленное число телепередач. Телевизор в это время стал альфой и омегой жизни, заполняя освободившиеся от «серьезных проблем» мозги граждан. Музыка, легкие фильмы, пресловутое «эротическое искусство» - очень быстро скатившееся к откровенной порнографии… Ну, и реклама, конечно – которая и «до» была навязчивой, а на этом «празднике жизни» вообще затопила все возможное пространство. (В 1990 годы даже говорить стали рекламными слоганами.) В общем, жизнь удалась – и следует только стараться не упустить свой шанс.

* * *

Первый звонок того, что дело обстоит несколько не так, прозвенел в 2000 году – когда случился пресловутый «крах доткомов». Кстати, сейчас уже мало кто помнит, что это такое – а в 1990 годы «доткомы» (то есть, разного рода интернет-компании) считались самым ярким выражением случившегося «конца Истории». Ведь они позволяли не просто «подняться из грязи в князи» - то есть, стать миллионером за короткое время, но сделать это исключительно «своим умом». По крайней мере, так это выглядело внешне, хотя тогда действительно встречались «self-made man'ы». Правда, практически все они и стали главными потерпевшими указанного «краха - в отличие от «системных» владельцев, получивших на всем этом исключительно прибыль. Впрочем, в рамках поставленной темы все это вторично – тут важно то, что вплоть до этой даты возможность роскошной жизни рассматривалась доступной каждому. (Ну, разумеется, если он живет в «правильной стране».)

Хотя и после указанной даты мало кто понял, что произошло. Многие посчитали, что это всего-навсего «проблемы технологий» - а не системная особенность постсоветского мира. В результате чего пресловутый «гламур» был актуален, по крайней мере, до 2008 года, а для многих – и до сих пор. Но чем дальше, тем яснее становится, что та иллюзия легкого достижения «красивой жизни», что столь манила в 1990-2000 годы, в реальности является именно иллюзией. И хотя большинство людей в развитых странах еще пытаются жить реалиями «потребительского общества», но с каждым годом это делать становится все сложнее. Зарплаты растут все медленнее, а цены – особенно, на жизненно важные вещи, вроде ЖКХ или лекарства – все сильнее, опасность сокращения рабочих мест давно уже стала реальностью (кстати, вне всякой связи со столь любимыми сейчас роботами), а вероятность занять высокое место в жизни все больше становится исключительно виртуальной. (Кстати, отсюда и высокая популярность «настоящей» виртуальности в виде компьютерных игр, для обычного человека становящегося чуть ли не единственной возможностью повышения статуса.)

В подобном мире «массовый гламур» уже не может существовать – что мы и наблюдаем сегодня. Разумеется, этому процессу еще далеко до конца – инерция явлений подобного рода крайне велика – но уже сейчас он достаточно заметен. К примеру, сексуальность, бывшая главной «сверхценностью» еще лет десять назад, теперь все больше отходит на второй план. Поскольку чем дальше, тем менее вероятной становится возможность «найти своего принца» - так как число «принцев» объективно падает. А значит – надо стараться научиться зарабатывать самой. Именно поэтому пресловутый феминизм неожиданно становится все актуальнее – в том числе, и в агрессивной форме. (Призванной всего-навсего, расчистить «площадку» для заработка в полном соответствии с рыночными нормами. В том смысле, что чем хуже для мужчин – тем лучше для женщин.) Ну, а прежняя «дешевая роскошь» все более ассоциируется с «женщинами с пониженной социальной ответственностью». (Которые в «новом рыночном мире» так же становятся представителями самых низов общества – как это, собственно, и было всегда.)

* * *

И хотя – в связи с «фазовым запаздыванием» общественного сознания по сравнению с общественной реальностью – нормы прежнего образа жизни все еще главенствуют среди масс (накаченные силиконом губы, наращенные ресницы, увеличенные груди до сих пор являются главной целью условных «пэтэушниц»), но в «верхнем сегменте» они перестают быть актуальными. Хотя можно сказать и большее: сейчас само соприкосновение между «сегментами» постепенно перестает быть таким тесным, как раньше. Мир становится все более разделенным, «наследственный фактор» все более значимым, а закрытые клубы – чуть ли не единственной возможностью получить место «наверху». В подобной ситуации актуальными становятся совершенно иные модели и символы успеха, нежели еще лет десять назад. И хотя «кинозвезды» и «эстрадные исполнители» все еще господствуют над массами, но даже они уже не выглядят так блестяще, как выглядели еще недавно. Что же касается «супермоделей», то их время закончилось уже теперь: и данное занятие чем дальше, тем больше превращается в одну из обычных работ. Да, пока еще достаточно хорошо оплачиваемую – но не более.

Впрочем, если честно – то их не особенно и жалко, равно как и не жалко тот самый «мир гламура». Который на самом деле был пиром хищников и падальщиков на убитой Советской мечте. Теперь ее окончательно сожрали – и настало время жрать друг друга, причем, чем дальше, тем активнее. Впрочем, не стоит особо расстраиваться – поскольку на смену старой мечте всегда приходит новая. Так что вскоре мы увидим такое, о чем еще недавно невозможно было даже предполагать…


Tags: классовое общество, культура, образ жизни, общество, постсоветизм, социодинамика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Ну вот, другое дело! Вы значительно улучшили читабельность своих текстов (стиль, язык), это однозначно одобрямс!
Да, Анлазз старается, поднимает актуальные темы

al_lex_ey

10 months ago

Основной посыл текста я понял так.
1) люди ударятся в гламур от излишнего богатства, а не потому что хотят забыть о проблемах. В случае же обеднения, скорее всего, они ударятся в религию.
2) люди занимаются украшательством вместо того, чтобы тратить силы на настоящее развитие. Они это делают из-за бездумности (в безопасном обществе) и из-за конкуренции (диктуемой классовостью общества)
3) пролетариат будущего благоразумно должен забыть о красоте и излишествах, жить как можно экономнее (как он всегда и жил)
В приличных странах пролетариат живёт всё богаче и богаче, однако, вопреки предсказаниям об обнищании.

gordeich74

10 months ago

alextr98

10 months ago

gordeich74

10 months ago

alextr98

10 months ago

gordeich74

10 months ago

alextr98

10 months ago

smertnyy

10 months ago

alextr98

10 months ago

smertnyy

10 months ago

alextr98

10 months ago

smertnyy

10 months ago

quangel

10 months ago

Есть мнение, что гламур aka дешёвая "роскошь" в стиле "килограмм косметики и на каблуках на помойку" - это, внезапно, сугубо отечественное явление, а условные французские домохозяйки как в девяностых на глянцевые журналы плевали, так и сейчас плюют.
"Cosmopolitan" - это для народных масс.
Для более продвинутых - это "Hello!"

opiat_5x5

February 8 2018, 11:37:34 UTC 10 months ago Edited:  February 8 2018, 11:38:15 UTC

Спрос одних (социальных паразитов) порождает гламур, спрос других (работяг) порождает технический прогресс, спрос третьих (топ-менеджмента) порождает экономический кризис. Как только мы усвоим эту незамысловатую истину, всё волшебным образом станет хорошо.

opiat_5x5

10 months ago

alextr98

10 months ago

Вот так:
"Я уверен, что русский народ более талантливый, чем американский", первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Сказал тов.Шувалов и купил на всякий случай квартирку в Лондоне, подальше от талантливого народа.

убитой Советской мечте

alextr98

February 8 2018, 12:14:02 UTC 10 months ago Edited:  February 8 2018, 12:20:48 UTC

Это, как говорится, не дай бог!
Да не плачьте Вы, к Вам на берега Великих Озер тов. Майсурян не придет устанавливать Советскую власть с маузером в руке. Кушайте свои печеньки с кленовым сиропом, предсказанное тов. Лазаревым в последней фразе поста до Вас лично еще не скоро доберется. От своей политкорректно-трансгендерной долбанутой общественности раньше огребёте:)

alextr98

10 months ago

vadim_brilliant

10 months ago

alextr98

10 months ago

alextr98

10 months ago

Именно в доткомах простые пролетарии умственного труда обогатились несметно.
И прододжают это делать.
А потеряли деньги в основном биржевые спекулянты.
Венчурные же капиталисты как раздавали деньги, так и раздают.


shami_klimt

February 8 2018, 13:09:33 UTC 10 months ago Edited:  February 8 2018, 13:35:56 UTC

И даже люди , особо не тяготеющие к гламуру ( упомянутый в коментах пролетариат , фермеры и прочие мало и средне имущие всех остальных разночинных сословий ) , хотят уже не просто существовать и размножаться , а желают это делать , по своему представлению , конечно , как можно краси'вее . Как сказали два классика нашего кино из известной троицы : "Жить , как говорится , хорошо !" "А ХОРОШО жить , ещё лучше ! . . . И вот под воздействием ежедневной теле-хламуризации на протяжении десятка лет , даже из тех , кто "без порток , но в шляпе", уже мечтают быть "в белых штанах". Но , к сожалению , для большинства Шур , вожделённая голубая каёмочка чота никак не рисуется , да и тарелочки не те . . . Но желания есть , правда чаще из тех , которые , опять же по известным словам , не совпадают с возможностями .
Многабукаф..
>Так что вскоре мы увидим такое, о чем еще недавно невозможно было даже предполагать…

Вот это-то и страшно. Потому что дно-то ещё далеко не достигнуто.
Читаю ваши статьи с удовольствием!
Ну, а прежняя «дешевая роскошь» все более ассоциируется с «женщинами с пониженной социальной ответственностью». (Которые в «новом рыночном мире» так же становятся представителями самых низов общества – как это, собственно, и было всегда.)

А не к тому ли периоду принадлежит время романтизации проституции? Сколько было фильмов, где проститутка становится кем-то сверх той, что просто торгует телом: она и умная, и образованная, и сочувствующая, за что у неё получается отхватить принца (или из высшего общества как в "Красотке", или просто крутого парная , как в бесчисленных боевиках).
Вот почему отец идеализирует проституток! :-D

makoiiib

10 months ago

leiba_gagarin

10 months ago

klimev

10 months ago

leiba_gagarin

10 months ago

makoiiib

10 months ago

leiba_gagarin

10 months ago

makoiiib

10 months ago

leiba_gagarin

10 months ago