anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Об уровнях рассмотрения мира. Главная причина всего

В первых двух частях цикла  мы рассматривали проблемы, возникающие при рассмотрении разного рода политических событий с «обыденного», да и с «геополитического» уровня восприятия. Которые, как уже было сказано, не удовлетворяют в плане объяснения причин текущих событий, а главное – не дают возможность построить адекватную модель. Модель, по которой можно было бы предсказывать будущее. И не только предсказывать, но выстраивать свои действия так, чтобы не просто существовать – но и получать требуемое состояние реальности. Причем, порой крайне отличающееся от «среднеожидаемого».

Примеры подобного в истории были – и их все знают. Однако, прежде чем указать на них, стоит отметить самое главное – то основание, на котором основывается все человеческое существование.  Речь идет, разумеется, об особым образом измененной реальности – которую Владимир Вернадский в свое время называл «ноосферой», однако в настоящее время это понятие имеет более узкое значение. Однако сути данный момент не меняет: человек на 99,9999% суши может выживать только в условиях искусственно созданной среды. Которую он непрерывно формирует посредством особой деятельности, именуемой «трудом». (То есть – сознательно направляемыми действиями по изменению реальности.)

Именно осознание данной особенности позволяет найти тот самый, фундаментальный уровень рассмотрения, на котором можно увидеть, как зарождаются процессы, определяющие облик нашей цивилизации. (Впрочем, есть и еще более глобальный аспект – однако мы его затрагивать пока не будем, поскольку получить требуемые результаты можно и без него.) Как можно легко догадаться, ничего таинственного тут нет: поскольку базис человеческого существования состоит в создании и поддержании указанной выше искусственной среды обитания – то есть, в производстве, то именно его обеспечение и является главной задачей всех существующих в обществе процессов. Точнее – почти всех, поскольку некоторое количество последних может вполне существовать и в «паразитическом» режиме: ничего не делая для производственной системы, а только потребляя ресурсы. Но количество паразитов, во-первых, сильно ограничено – мир, где семеро с ложкой на одного с сошкой долго не проживет. А, во-вторых, их существование возможно только для относительно богатых и устойчивых социумов. (Поскольку бедные и неустойчивые либо банально погибают, истощенные паразитизмом – либо борются с ним самыми жесткими методами.)

* * *

А значит, для любого этапа человеческого существования можно твердо сказать: производство, производство и еще раз производство – вот главное, что должно волновать общество. И волновало. Правда, в связи с особенностями мышления – а точнее, его формирования, поскольку данное качество с древних времен и по настоящий момент только развивается – напрямую говорить об этом было невозможно. Однако через сложную систему миропонимания – мифологическую, религиозную, моральную – указанный примат общественного производства все равно определял жизнь общества. (Или не определял – но тогда общество закономерно умирало.) Собственно, именно главенство производства и определило один из важнейших переломов в человеческой истории, начавшийся где-то четыре тысячи лет назад – переход от бесклассового устройства к классовому. Довольно странного, на первый взгляд, изменения, при  котором жизнь «среднего человека» не только не улучшилась – но, скорее, стала хуже, нежели было до того. (Достигнуть уровня жизни развитых первобытнообщинных социумов для большинства человечеству удалось лишь к концу XVIII века. Да и то, вплоть до начала нынешнего столетия этот уровень неоднократно падал.)

Однако общественное производство – и, вследствие этого, способность социума противостоять давлению среды – разумеется, росло. Но при этом – вследствие диалектичности нашего мира – классовое общество, помимо возможности поддерживать более высокий уровень разделения труда принесло и новую важнейшую проблему. Состоящую в высокой степени конкурентности данного устройства – на много порядков превышающей ту, что характерна для доклассового состояния. Причина проста – быть «наверху» оказалось настолько выгодно со всех сторон, что, туда стали стараться «прорваться» многие. Это происходило даже тогда, когда формально это невозможно – ограничено происхождением и т.д.  Более того, даже уже находясь в числе представителей правящих классов, нельзя избежать указанной конкуренции – поскольку, во-первых, «подпирают» низшие. А, во-вторых, поскольку указанный слой так же не плоский – а исключительно иерархический, вследствие чего  внутри его происходит то же самое непрерывное «движение», что и снаружи. Выражающееся в том, что каждый стремится отхватить себе побольше «могущества»: власти, знатности, денег.

В результате чего жизнь «верхушки» представляет собой непрерывную войну – причем, не всегда в фигуральном смысле. Феодалы бьются друг с другом за соседние земли, абсолютные монархии устраивают длительные компании ради распространения своей власти на соседние территории, капиталистические страны захватывают колонии и зависимые территории, вступая в жесткие противостояния друг с другом. Наконец, достигая вершины своего развития – империализма – классовое общество являет миру наивысшую форму конкуренции – Мировую войну. Войну, охватывающую весь Земной шар, войну, превращающую в солдат десятки миллионов людей, войну, в один день которой может быть уничтожены целые города. Войну, несущую смерть, нищету, голод, болезни для целых стран, войну, приводящую к распаду государств и деградации обществ. В общем, войну, вред от которой полностью перекрывает все плюсы классового устройства.

* * *

Именно поэтому капитализм НЕ МОЖЕТ иметь иной, более совершенной стадии развития, нежели империалистическая – поскольку на указанном этапе распад и деградация становятся неизбежными. Все представления о том, что может быть какая-то иная форма существования классового разделения – разного рода глобализмы, суперимпериализмы и прочий «киберпанк», в котором корпорации полностью поделили мир и превратили всех людей в рабов – не имеют к реальности никакого отношения. (Они проистекают из того аномального состояния, в котором мир оказался в 1991 году – а точнее, лет за десять до этого. Почему –надо говорить отдельно, хотя я уже неоднократно об этом писал: в том смысле, что связано это с существованием и последующим распадом СССР.) Пока же можно сказать только то, что аномалия – потому и аномалия, что ее существование маловероятно, а значит, ее исчезновение и приход ситуации к норме есть вопрос времени. Поскольку, как уже говорилось выше, от конкуренции в классовом обществе никуда не деться – а следовательно, никуда не деться от ее эскалации.

Именно этот самый процесс мы и наблюдаем сейчас. В том смысле, что постсоветский «единый мир» стремится вернуться к тому состоянию, в котором ему «предписано» быть свойствами нашей Вселенной. Да, когда был СССР, можно было наблюдать уже указанное «невозможное» сплочение отдельных «хищников» перед его угрозой. Но теперь, когда данной стороны нет, никто не мешает им вцепится друг другу в горло –  что они делали тысячу, пятьсот, сто или восемьдесят лет назад. Причем, вне зависимости от того, как бы указанным субъектам – а точнее, тем людям, что стоят во главе указанных субъектов – не хотелось этого избежать. Сто лет так же большинство так же не желало Мировой войны – не даром книга Нормана Энжелла «Великая иллюзия», в котором он доказывал невыгодность указанного явления для всех – стала бестселлером. В 1910 году – за четыре года до начала бойни, когда подготовка к ней шла в полную силу. Да и родственные связи монархов Европы данного времени, как могло показаться, не должны были привести к тому, что они начнут борьбу друг против друга.

Однако пришел срок – и «кузен Вилли» схлестнулся с «кузеном Джоржи» на пару с «кузеном Ники» - несмотря на то, что еще недавно они дружески обнимались и чуть ли не целовались взасос. Поскольку от необходимости расширять рынки бежать было некуда – альтернативой этому была стагнация и неизбежное вследствие этого порабощение соседями. Так закончилась «Прекрасная эпоха» и началось Новейшее время – последний период существования классового деления. Начавшийся Первой Мировой войной и закончившийся… Впрочем, нет, еще не закончившийся – поскольку Великая Революция, начавшаяся в 1917 году, как уже не раз говорилось, потерпела временное поражение. Однако до того, как это случилось, она на какое-то время разорвала «дурную бесконечность» Мировых войн – в рамках которой после завершения (естественного выгорания) Первой бойни неизбежно наступила Вторая. Несмотря на то, что уже Первая показала, насколько страшен указанный процесс, насколько он лишен малейшего смысла. В результате возник лозунг «Никогда больше» («Never again»), была написана масса антивоенной литературы – но войну это не отменило.

* * *

И только возвышение уже не раз помянутого СССР смогло остановить данный процесс – породив иллюзию о том, что может быть иное состояние классового мира, нежели империализм. Но эта иллюзия была не более реальной, нежели та, что описана в книге Энжелла – и сейчас мы наблюдаем ее закономерное разрушение.

То есть – возвращаясь к тому, от чего начали – можно четко увидеть, что тем самым главным фактором, который определяет практически всю нашу судьбу, является знаменитая связка производительных сил и производственных отношений. Связка диалектическая – и поэтому ведущая себя крайне контринтуитивно. (Ну, и соответственно, постоянно «пропускаемая» штатными аналитиками.) Именно она задает ход глубинных исторических событий, именно она определяет, будет ли мир или война, голод или благоденствие, жизнь или смерть. И именно она формирует те самые геополитические процессы, которые многим кажутся примордиальными или фундаментальными. Религия, нация, мораль – все это выступает следствием самой глубинной сути человеческого общества – его трудового характера. (То есть – общество создается трудом и для труда.)

Ну, а о том, какие выводы следует сделать из всего этого –надо говорить отдельно. Впрочем, они уже более ста лет как известны, и сто лет как подтверждены практикой – так что, желающий узнать легко узнает…


Tags: Третья Мировая, исторический оптимизм, капитализм, смена эпох, социодинамика, теория инферно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments