anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

О дешевом сыре и мышеловках

Прошлый пост был посвящен довольно простой идее. А именно – тому, что наличие полных прилавков в магазинах еще не означает отсутствие проблем. В том числе и в плане наличия этих самых товаров не только на прилавках – но и в холодильниках граждан. Наверное, надо было сказать это более явно. Тем более, что первое, что приходит в голову при упоминании «продовольственного изобилия» и реальной жизни людей – это знаменитая «Россия, которую мы потеряли». В одноименном фильме Говорухина, например, это было показано очень хорошо – все эти жирные устрицы и черная икра с окороками, которые напрочь пробивали мозги измученных позднесоветским дефицитом обывателей. Настолько, что последние просто не могли поверить: как в подобной ситуации можно было вообще протестовать! И легко хватались за «спасительные» идеи о том, что большевики – это немецкие шпионы, и вообще, Революцию совершили хитрые и наглые заговорщики во главе с (жидо)масонами.

Хотя в реальности очень хорошо известно, какой была «обратная сторона» указанного изобилия. (Даже без учета того, что к 25 октября 1917 года – то есть, к приходу к власти большевиков – последнее было, мягко сказать, несколько уменьшенным. Сказался развал транспортной системы Российской Империи, произошедший под властью Временного Правительства.) Тем более, что об этой самой «обратной стороне» - то есть, о том, что подавляющее количество населения просто не имело средств для того, чтобы купить все эти продукты, и была вынуждена жить впроголодь, питаясь самой дешевой и некачественной пищей – было написано и сказано столько всего, что повторять это нет никакого смысла. Все равно лучше того же Льва Толстого не напишешь. А ведь почти каждый классик литературы затрагивал этот вопрос!

* * *

То есть – идея очень простая: наличие полных полок в магазинах по сути не означает ничего, кроме полных полок в магазинах. И благополучия народа прежде всего. Разумеется, это не значит, что полные полки – это плохо, а пустые хорошо. Поскольку плохо не то, что товар в торговле присутствует – а то, что он при этом существует именно для присутствия в торговле, а вовсе не для потребления. И что за полными прилавками вполне могут «скрываться» голодные дети – как это было в РКМП. Или, например, в современных условиях – то, что реально качественные товары могут присутствовать в торговле лишь в качестве некоей «декорации», существующей в чисто рекламных целях. К примеру, во многих сетевых магазинах, вроде «Спара», можно увидеть пресловутый хамон. (Кстати, абсолютно независимо от всех этих санкций-антисанкций.) В том магазине, в который я хожу, этот самый окорок лежал там года три, если не больше – разумеется, периодически от него отрезали тончайшие полоски и кому-то реально продавали. (Судя по всему, для «попробовать».) Но массового интереса этот самый копченый окорок из испанской свиньи – по понятным причинам – не вызывает. То же самое можно сказать и про черную икру – лежащую во многих сетевых магазинах, вроде «Спара» или «Перекрестка». Но увидеть человека, который бы решил ее купить, невозможно – ну, не ходят олигархи в «Перекресток»!

Собственно, вот и все, что можно сказать про указанную проблему: красивая картинка на прилавке не означает «красивого» потребления. Однако на самом деле она существует не сама по себе, а является «подпроблемой» еще более глобального явления. Того, о котором так же давно уже известно – и которое так же описано более ста лет назад, однако для современного обывателя так же полностью «закрыто». Речь идет о том, что не только изобилие продуктов и товаров не существует ради их потребителя – но и вся осуществляемая в рамках классового общества деятельность так же ему совершенно параллельна. И пресловутый «средний человек» в любом случае данной системой воспринимается как субстрат, ресурс, instrumentum vocale – а вовсе не как цель ее существования. Целью же всей существующей системы является другое – а именно, конкурентная борьба экономических агентов друг с другом и продвижение их вверх по иерархической лестнице.

То есть – все, что делается вокруг, вся экономика современного мира ориентируется на то, чтобы, условно говоря, продать подороже – купить подешевле – и опять продать. Как это писал классик - Т-Д-Т'. Вот альфа и омега современного – классового – общества. Впрочем, и не современного тоже – подобная система, только менее явно выраженная, существовала всегда. (Содрать с крестьянина три шкуры, на это завести себе вассалов и с помощи их отхватить у соседа землю с крестьянами. С которых можно будет драть три шкуры.) В любом случае любая полезная деятельность тут вторична, и выступает лишь «побочкой» от указанной главной задачи. Ну да – можно построить храм, чтобы убедить крестьян, вассалов да и соседей в своей набожности. Или, скажем, завести мануфактуру – чтобы получить деньги, и уже не грубой силой приобретать владения, а делать это при помощи покупок и подкупов. Можно даже поддерживать «науки и искусства» - как способ выделиться на фоне других невежественных сеньоров, и обрести таким образом преимущества в плане покупок и подкупов. Как, скажем, делали те же Медичи, в реальности хищные и жадные до чужого добра – которые при помощи художников и поэтов «затушевывали» этот образ, снижая неизбежное противодействие со стороны иных феодалов. Ну, и тем самым позволили насоздавать кучу шедевров, которыми мы восхищаемся по сей день.

* * *

Однако «КПД» подобной схемы, понятное дело, находилось где-то около нуля. Собственно, в современном мире мало что изменилось в подобном плане. Ну да – военные способы решения конфликтов стали
более редкими по сравнению с экономическими: то есть – чаще предпочитают именно покупать, а не захватывать. (Хотя и последний путь вряд ли можно назвать редким.) Тем не менее, основная задача социально-экономических систем остается прежней: они существуют исключительно для того, чтобы бороться с соседями за право эксплуатации трудящихся. Только вместо прежних «знатных родов» на первый план выходят крупный корпоративный капитал, сращенный с государственными структурами. В остальном же мало что меняется – и все достижения современного мира выступают ни чем иным, как побочными эффектами от конкурентной борьбы «хозяев». Так же, как раньше подобной «побочкой» выступали прекрасные картины эпохи Возрождения – причем, «КПД» данного процесса не сильно выше. Нет, конечно, поскольку мощь цивилизации возросла неимоверно, то и то мизерное количество благ, которое достается обывателю, может показаться огромным. Однако на самом деле, это ничтожная малость по сравнению с тем, что могло бы быть…

Правда, как уже неоднократно говорилось, стоит учитывать определенные изменения, которые мир потерпел от пресловутой «советской Тени» - неявной советизации, приведшей к ограничению указанной конкуренции, и переводу части «цивилизационной мощи» на полезную работу. То есть – на улучшение жизни граждан, в том числе – и в «будущем» плане. Под которым можно подразумевать создание глобальных инвестиций в т.н. «большие системы» - инфраструктурные (транспорт, энергетика) и социальные (образование, здравоохранение). Ну, и в науку с техникой, разумеется. В результате чего были ликвидированы «вековые проблемы» - вроде угрозы голода, который еще в 1930 годы (период Великой Депрессии) мог угрожать жителям развитых (!) стран, опасности эпидемий и прочих бед. А главное – блокирована возможность перехода «обычного» экономического кризиса в «суперкризис». (За счет возникновения огромного «резервуара» технологий и квалифицированных работников, что позволяло периодически «перезапускать» заглухающие рынки.)

В подобной ситуации указанная «вторичность» существования человека могла показаться преодоленной. (Разумеется, для тех, кто задумывался о подобной проблеме – поскольку для большей части населения указанный вопрос вообще никогда не вставал.) Дескать, раньше – при рабовладельцах, феодалах или даже «ранних капиталистах» -действительно, могла быть «эксплуатация». Но теперь же хорошо, все – ну, практически все, кроме пьяниц, лентяев и наркоманов – входят в «средний класс» и не то, что имеют кусок хлеба каждый день, но и могут позволить себе по две машины на семью. (Ну, хорошо – не все, а только жители развитых стран.) Однако, как уже не раз говорилось, ситуация эта временная – в том смысле, что ограничить конкуренцию возможно только при давлении очень мощной внешней силы. То есть – СССР. Но его давно нет – и ничто больше не мешает описанному механизму «вечной войны» раскручиваться с новой силой. (Что мы и наблюдаем в настоящее время.)

* * *

В общем, можно увидеть, что пресловутый «фальшивый сыр» в магазинах на самом деле есть не мелкая частная проблемка, которую можно легко побороть при помощи системы контроля, сертификации и т.п. вещей. Наоборот – это лишь верхний слой того явления, которое, по сути, и определяет само поведение современных обществ и отдельных личностей. Самый кончик щупальца того «спрута», что веками пожирает созданные людьми ценности и сами человеческие жизни. И лишь безумец может думать, что несложно отрубить его – а равно, и прочие «кончики», вроде коррупции или воровства – и зажить, наконец-то, свободно и счастьливо. Поскольку в реальности до тех пор, пока не поражено «сердце спрута», все подобные действия будут тщетными. (И, в лучшем случае, завершаться временным успокоением – до тех пор, пока чудовище не схватит и не пожрет «успокоящегося».)

То есть, за «красивыми картинками», создаваемыми современным миром, стоит та же самая система эксплуатации и уничтожения человеческого времени (выраженного в труде) и человеческих жизней, что и раньше. Вот это и есть самое главное, что стоит знать о текущей реальности. На этой оптимистической ноте и позволю себе закончить… Пока, разумеется.


Tags: капитализм, постсоветизм, потребление, прикладная мифология, теория инферно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 590 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →