anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

О Трансполярной магистрали и историческом оптимизме

Вчера в ленте был увиден интересный и важный пост. А именно - уважаемый Перископ написал о том, что после запуска Крымского моста все освободившиеся строительные силы решено было бросить на создание т.н. «Северного широтного хода». То есть – железнодорожного пути, соединяющего Северную и Свердловскую железные дороги через Салехард и Надым. Впрочем, самое интересное тут даже не само начало строительства, а то, что данный проект – как напоминает Перископ – впервые появился еще при Сталине. Даже более того – указанную дорогу начали строить, однако смерть данного деятеля привела вначале к остановке, а потом и вообще, к его закрытию. После чего уже построенные пути только разрушались и зарастали лесом, превращаясь в живую иллюстрацию к постапокалиптическим романам. (С брошенными посреди тундры паровозами и рельсами.)

Ну, и самое главное – указанная Трансполярная магистраль на долгие годы выступала для разного рода антисоветчиков излюбленной иллюстрацией «неэффективности сталинского режима». Дескать, усатый Тиран совсем из ума выжил – пытался строить железные дороги там, где нормальному человеку и жить незачем. Вон Канада – заселена по широту Киева, а далее – безлюдные пустыни, и это нормально. У нас же – города за Полярным Кругом и прочая мерзость, где приходится мерзнуть и работать вместо того, чтобы сидеть на веранде перед личным бассейном в теплых краях… В общем, никакого экономического смысла в освоении Севера не существует, а значит, любые стройки тут представляют всего лишь растрату ценных ресурсов.

* * *

И вдруг оказывается, что этот самый никому не нужный Север оказывается жизненно необходим для той же капиталистической России. Настолько, что нынешние хозяева страны предпочитают вкладывать средства в новое строительство той самой, «никому не нужной» полярной магистрали. Поскольку, совершенно неожиданно, на этом Богом забытом Севере добываются нефть и газ – те самые вещи, которые неплохо продаются на мировом рынке. Впрочем, нет, надо сказать точнее – не добываются, а добывают. То есть – все имеющиеся тут месторождения являются следствием планомерной работы, ведущейся в течение многих десятилетий. Начало этому процессу лежит вообще в дореволюционном времени и связан с работой знаменитой Комиссии по естественных производительных сил (КЕПС). Той самой, основателем которой был Владимир Иванович Вернадский. Однако наиболее активно эта самая деятельность началась именно во время правления Сталина. При котором – очевидно, как одно из проявлений его страшной тирании – была создана разветвленная система геологоразведки, охватывающая десятки тысяч людей, научные институты и производственные предприятия.

В результате чего была проделана такая огромная работа, что даже сейчас она кажется невозможной. А именно - была составлена географическая карта практически всей территории страны, включая самые недоступные точки. Кстати, интересный факт: Иван Антонович Ефремов, будучи палеонтологом, выступал руководителем геологической Верхне-Чарской экспедиции. Во время которой была обследована долина реки Чары протяженностью где-то в 100 км – причем, в сложнейших условиях. Данный эпизод хорошо показывает масштаб геологических исследований 1930 годов, для которых приходилось привлекать людей даже из «сопутствующих» областей, вроде палеонтологии. Что же касается геологов, то вплоть до 1970 годов данная профессия в СССР считалась одновременно престижной и массовой – зарплаты тут были очень хорошие, важность для страны показывалась каждый день, оснащенность поддерживалась на мировом уровне.

Однако, если вернуться ко временам Сталина, то стоит обратить внимание еще на один важный момент. А именно – на то, что в указанный период основные «богатства» Сибири и Севера еще были не открытыми. Но указанную дорогу все равно строили – поскольку уже предварительные результаты геологических экспедиций показывали, насколько потенциально велика вероятность нахождения их там. Данный аспект, кстати, так же является одним из важных отличий советской системы хозяйствования: вместо того, чтобы «тупо» искать полезные ископаемые – на что обыкновенно и выделяются средства – тут занимались описанным выше составлением геологических карт, созданием «моделей» имеющихся пространств. На основании которых уже и принимались решения о «конкретном» поиске тех или иных ресурсов. Ну, скажем, на основании геологического строения Западной Сибири где-то к 1940 годам было понятно, что тут должна быть нефть – хотя «физически» ее нашли только в 1951 году. Или, например, можно вспомнить историю с теми же якутскими алмазами, нахождение которых Иван Антонович Ефремов – как уже было сказано, занимавшийся в свое время геологическим изучением региона – предсказал в рассказе «Алмазная труба», вышедшем в 1944 году. Тогда, как реально первая кимберлитовая трубка была найдена только через десять лет.

То же самое можно сказать и про нефтегазовые запасы Ямала – «предсказание» которых было сделано в 1940 годах, ради чего и стали строить указанную дорогу. Ну, а «физическое» открытие первого месторождения случилось в 1964 году. (Кстати, забавная ирония судьбы по отношению к Никите Сергеевичу Хрущеву, зарубившему проект Трансполярной магистрали. Поскольку произошло это как раз после его «ухода» на пенсию.) Поэтому работать по освоению месторождений пришлось в условиях сложной транспортной доступности, доставляя оборудование в основном по Северному Морскому пути. В результате чего «коммерческое» освоение полуострова началось только через четверть века – во второй половине 1980. Такова была цена ошибки хрущевского руководства – а точнее, не просто ошибки, а очень важного непонимания системного характера окружающего мира. (Который, сделав ставку на очевидную экономию из-за закрытия «ненужной стройки», в конечном итоге получили гораздо более серьезные убытки из-за проблем с освоением нужных стране ресурсов. И это при том, что иных областях Хрущев довольно здраво рассматривал ситуацию.)

* * *

Впрочем, речь тут идет не о нем, а о том, что более чем через полвека после принятия решения о закрытии стройки стало понятным, что надо …заново строить указанную магистраль. Только с учетом того, что колоссальная сделанная 64 года назад работа оказывается практически утерянной из-за естественного разрушения. (Правда, не вся – судя по прокладке маршрута «старым путем», проектные изыскания все-таки, оказались полезными.) Ну, и разумеется, тот факт, что дело происходит уже не при социализме, удорожает данный проект до астрономических величин – стоимость СШХ составит порядка 250 млрд. рублей. Надо ли говорить, что по нормам сталинского времени данный проект обошелся бы на порядок дешевле – даже с учетом пересчета инфляции и слабого развития техники того времени.

Но рассуждать о том, почему сейчас на любые работы уходят такие астрономические деньги, надо отдельно. Тут же речь идет немного о другом – о том, насколько значимым в плане эффективности хозяйственной жизни был советский системный подход, позволявший стране, обладающей крайне ограниченными ресурсами, обеспечить решение важнейших задач. Таковых, например, как обеспечение себя полезными ископаемыми. Получение которых, несмотря на все затраты, оказалось на несколько порядков более дешевым, нежели при «традиционном» решении – т.е., при закупках за рубежом, как это вытекает из господствующих сейчас теорий. Кстати, если вспомнить столь любимый «либералами» тезис о «богатстве России» (и о том, что она при этом живет крайне бедно), то следует понимать, что речь идет о полезных ископаемых, практически всегда находящихся на разведанной в советское время территории. То есть – там, где они в «нормальном состоянии» никогда не могли бы быть найдены. Поэтому если сравнить, что из указанных богатств находится на «обжитой» части страны, а что – в условиях вечной мерзлоты и прочих трудностей – то можно чтобы понять: с «нормальной точки зрения» Россия как раз бедная. А всему своему «богатству» она обязана как раз использованию «антилиберального», системного, советского мировоззрения.

А значит, даже сейчас существование нашей страны связано с тем, что в ней когда-то удалось отойти от «нормальных», частных, коротких стратегий – понятных и очевидных большинству, особенно «либеральному» – и обратится к тем самым системным, длинным. Одним из результатов которых и стали те самые нефть и газ, на которых и держится благополучие современного, «либерального» российского государства. И именно поэтому оно, поразительным образом, все еще продолжает существовать – хотя самими «либералами» и лицами с «нормальным мышлением» давно уже было приговорено к полной деградации и исчезновению. Что должно было случиться еще в 1990 годах – однако не произошло ни тогда, ни после. Раз за разом Россия демонстрирует полное неприятие «вычисленных» сроков ее смерти – что ломало и до сих пор ломает все стратегии российской элиты, построенные с учетом данного факта. (Они-то люди умные, на основании достоверных фактов жизнь строящие.)

* * *

И вот теперь наступает момент, когда приходится пусть с трудом, но осознавать указанный эффект. В том смысле, что неявно, но признавать правоту наших предков, занимавшихся такими «неправильными» с господствующих в мире точек зрения вещами. Например, геологоразведкой и освоением Сибири и Севера – кстати, если кто помнит, но еще в начале 2000 годов были популярны разговоры о том, что эти территории есть «русское проклятие» и лучше бы их не было. (Как говориться – полное попадание пальцем в небо. Ведь если бы не сибирские нефть и газ, то Россия жила бы сейчас хуже, чем кто ни было – с учетом наших действительно не сахарных геоклиматических условий и того факта, что на заполненные под завязку рынки нас никто пускать не собирался.) Или, скажем, созданием развитой системы образования и здравоохранения, позволяющей даже сейчас поддерживать относительно высокий уровень развития населения. Или же развертыванием предприятий «оборонной промышленности, которая сейчас не только позволяет приносить прибыль в бюджет – являясь единственной отраслью с высокой добавленной стоимостью, что работает на экспорт – но и позволяет сохранять относительную независимость страны. Или…

Впрочем, этих самых «неправильных или» существует бесчисленное множество, поэтому можно сказать только одно. А именно – то, что Россия есть страна вообще «неправильная» с общепринятых точек зрения, и это надо всегда иметь в виду. Ну, и разумеется, действовать с учетом данной «неправильности» - а не на основании созданных в солидных мировых институтах общепринятыми мировыми специалистами, рецептов. Собственно, это уже с жутким скрипом – но происходит: возобновилось освоение Северного Морского пут – который не просто морской путь, но искусственный российский морской путь. (В том смысле, что требует вложений гораздо больших, нежели «обычные» коммуникации подобного рода. Но одновременно с этим приносит и большие очевидные и неочевидные выгоды.) Идет строительство указанной выше дороги. Вполне возможно, что со временем вообще будет пересмотрена транспортная концепция, ныне чисто «содранная» с моделей «развитых стран». (С опорой на автомобильный транспорт, хотя в реальности железнодорожный в наших условиях гораздо эффективнее. Если, конечно, его сознательно не гробить, как делается сейчас.)

Ну, а дальше – вполне возможно, что придет участь и других крупных систем. Разумеется, это только предположения – но, с другой стороны, ведь Россия, как уже не раз говорилось, «аномально» существует на свете лишние пару десятилетий. Так что повод для исторического оптимизма есть.


Tags: Россия, СССР, Север, Сталин, исторический оптимизм, постсоветизм, преобразование мира, смена эпох
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 232 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →