anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

"Отрицательная" цивилизация

Сделаю паузу в плане рассмотрения общественно-политических проблем и общественно-политических блогеров. И обращусь к гораздо более «спокойной» теме – а именно, к вопросу о позиционировании нашей цивилизации во Вселенной. Недавно мне встретился в блогосфере довольно интересный пост, посвященный данному вопросу. Нет, конечно, само деление типов цивилизаций по Кардашеву не являлось тайной и до этого – это известно, наверное, каждому, кто читал в свое время «Технику-Молодежи» и другие подобные журналы. Но в настоящее время указанный вопрос выглядит довольно странно – теперь не только серьезные ученые, но даже «научные фрики» редко когда обращаются к космическим темам. Уфологов – и тех не слышно. (По сравнению с 1980 годами, когда, как казалось, представители внеземных цивилизаций высаживаются в каждом огороде.)

Сейчас же в чести иные приоритеты, в рамках которых учение восточного пророка VII века оказывается актуалуальнее, нежели все звезды и планеты, вместе взятые. Тем не менее, порой бывает довольно полезно «сменить матрицу», и попытаться задуматься о вопросах, бывших актуальными во времена «Золотых десятилетий человечества». Например, о том, как же идет человеческая эволюция и насколько далеко мы находимся от того или иного этапа ее развития. Взять, скажем, упомянутый «критерий Кардашева» – ту самую возможность использования энергетики планеты, звезды или галактики. Разумеется, понятно, что нынешнее человечество не может претендовать даже на первый ее уровень – т.е., на «энергию планеты» - и располагает только незначительной ее часть. Именно поэтому иногда предлагается рассматривать нашу цивилизацию, как только подходящую к «первой стадии». Так сказать, «цивилизацию 0,001» типа.

* * *

Но так ли это на самом деле. Т.е., имеем ли мы право претендовать хотя бы на этот уровень? (Впрочем, то, какая доля имеющейся энергии в реальности доступна – не столь важно, о чем будет сказано ниже.) Вопрос, на самом деле, не такой уж и простой. Дело в том, что существует в современном мире одна особенность, которая крайне запутывает все дело: не совсем понятно, что подразумевается под «использованием энергии». Точнее, во времена Кардашева – 1964 году – с этим-то все было нормально: считалось, что это та энергия, которую человек может применять для производительного труда. То есть – для изменения текущей реальности в плане приближения ее к наиболее оптимальной для человека форме. Для указанного периода это предположение – разумеется, с учетом разного рода нюансов и проблем – не вызывало никакого сомнения. Что, например, и породило не к ночи помянутую «теорию конвергенции», согласно которой любые развитые общества по мере развития стремятся к примерно похожим формам. (Вне зависимости от их политического устройства и прочих – не важных с т.з. человека 1960 годов – вещей.)

Эх, какое прекрасное это было время! Будущее виделось тогда исключительно, как период роста и развития всего и вся. Начиная от искусства – да, тогда были отдельные «ретрограды», которые говорили о том, что «раньше было лучше», но погоды они не делали. И заканчивая обеспеченностью человека самым разнообразными благами – что рассматривалось, как «естественное» следствие идущего прогресса. О том, что со временем та же «искусственная пища» станет не способом дальнейшего улучшения человеческой жизни – вспомните, как говорилось об этом хотя бы в «Хищных вещах века» Стругацких – а инструментом для того, чтобы скармливать большинству дешевое дерьмо за большие деньги, никто тогда даже предположить не мог. (Точнее, опять-таки, некоторые антиутописты могли – но их прогнозы казались менее реальными, нежели предсказания тех, кто видел будущее в «светлых тонах».)

Или, например, начавшаяся развиваться как раз в указанное время генная инженерия, которая выглядела как основа для блестящего будущего человечества. В 1960 годах скорее поразил бы тот факт, что через полвека надпись «не содержит ГМО» станет обязательной для любых, сколь либо «приличных» продуктов –для тех, которые покупают сильные мира сего. В общем, забавно: тот же «божественный лике» - синтетический суп из «Хищных вещей» или коньяк «Белый кентавр» из нефти оттуда же - сейчас кажутся фантастикой вовсе не потому, что они синтетические, а потому, что их может есть представитель условного истеблишмента доктор Опир. То есть, что они, эти творения химии являются вкусными и не вредными – это для наших современников на порядок удивительнее самого синтеза супов или коньяков.

* * *

Указанная особенность, несмотря на кажущуюся несерьезность, является фундаментальной. А именно – она показывает колоссальную разницу между «теми» и «этими» временами. В том смысле, что тогдашнее представление о том, что наука или иная человеческая деятельность, в целом, должна быть направленной исключительно на человеческое благо, в реальности оказалось верным лишь для данного локального периода. И связанным вовсе не с «естественными свойствами прогресса». А исключительно с особенностью тогдашнего «советизированного» мира, мира, действительно двигающегося к лучшему будущему. Мира, в котором «Советская тень» заставила на какое-то время забыть конкуренцию между всеми и всем, и направить имеющиеся средства на решение реальных проблем. На этом фоне даже пресловутая «гонка вооружений» - которая для современников была «ужас, ужас, ужас!» - теперь кажется детской игрой. Ну да, тратили немного средств на танки и ракеты – так теперь тратят еще больше. (Пуская реально танков и ракет производят меньше.) Впрочем, даже военные расходы стран НАТО выглядят смешно на фоне трат на рекламу и иные формы маркетинга – то есть, на обеспечение указанной войны всех против всех. (Впрочем, как показывает последнее время, военные расходы имеют тенденцию к однозначному росту.)

Разумеется, в подобной ситуации– то есть, в условиях перманентной войны всех против всех – невозможно говорить о каком-либо использовании энергии в «цивилизационном смысле». Поскольку большая часть всех имеющихся ресурсов выступает сейчас исключительно инструментом конкуренции. То есть – мало какой продукт создается непосредственно для своего использования, в основном его главная задача – быть проданным. В результате подавляющая часть существующих товаров – начиная от продуктов питания и заканчивая недвижимостью – довольно специфически выполняют требуемые от них функции. И одновременно с этим – приводят к бесполезным растратам пошедших на них природных ресурсов. Недаром пресловутые свалки чем дальше, тем больше становятся одной из самых серьезных проблем человечества. (И все методы переработки мусора, по сути, ничего не меняют – напротив, все это ведет лишь к дальнейшим затратам энергии.)

То есть – считать в подобном случае потребление энергии ее использованием можно очень и очень условно. Поскольку оно напоминает, скорее, игру в перетягивание каната – действие, нужное только для определения того, «кто сильнее». (То есть, являющееся, по сути, не трудовым, а «измерительным» актом.) В подобном положении даже наличие значимой энергетики не означает реальную мощь – поскольку вся энергия используется, в основном, для того, чтобы одна часть нашей цивилизации боролась с другой. В результате чего процесс превращения человека в действенную планетарную силу – то, что со времен Вернадского принято именовать «ноосферой» - идет на порядки слабее, нежели должно идти. Например, до сих пор большая часть крупных проектов по изменению ландшафта – вроде озеленения пустынь и осушения болот – остаются нереализованными. Хотя еще в середине века казалось, что вот чуть-чуть, и человек станет настоящим господином Природы. Который будет поворачивать реки, срывать горы, растапливать льды и сажать сады там, где еще недавно были пески, тундры, болота или иные малопродуктивные способы существования.

* * *

Но нет – ничего подобного не происходит. Более того, сейчас происходит очевидный откат в указанном плане, когда не только не реализуются грандиозные проекты прошлого, вроде Сталинского Плана преобразования природы, но исчезают даже те человеческие изменения ландшафта, которые были сделаны до этого. Например, зарастают поля на территории бывшего СССР, или, скажем, разрушается древняя система ирригации на том же Ближнем Востоке. А, например, в то, что еще лет сорок назад в Ливии собирались озеленять Сахару, сейчас невозможно даже поверить: нынче на этой территории господствуют дикари под черными знаменами, забивающие камнями неверных жен. И единственные изменения, наносимые современной цивилизацией, которые усиливаются в настоящее время, состоят лишь в разрушении естественных ценозов и загрязнении всего и вся.

Но способность загадить мир вряд ли может выступать признаком развития, скорее наоборот. Поэтому, если честно, то современный мир вряд ли может рассматриваться в рамках указанной «шкалы Кардашева», основанной на «использовании энергетики». Даже если говорить о каких-то долях процента. Скорее наоборот – нынешний мир характеризуется именно неиспользованием, бессмысленным уничтожением того, до чего может дотянуться. Поэтому, если уж вести речь об указанной шкале, то даже «тысячных долей единицы» современность вряд ли достойна. Тут, скорее, имеет смысл говорить об «отрицательной части» - о том, что в наше настоящее время идет уничтожение того, что было создано ранее. (Причем, не только человеком, но и природой.) Так что наша цивилизация не нулевая – а отрицательная в данной системе координат. Таково истинное место классового общества – общества Разделенного Мира – которое, по сути, не может даже называться «цивилизацией» в чистой форме. А, скорее, является «доцивилизационным состоянием» - той самой «предысторией», о которой говорил Энгельс. И, значит, реально говорить о каком-либо месте нашего мира во Вселенной можно будет только после того, как указанное противостояние всех со всеми за место в иерархии навсегда уйдет в прошлое.

Вот такая забавная ситуация получилось: хотел отказаться от рассмотрения социально-политических вопросов – и не смог. Впрочем, это не удивительно: человечество есть явление социальное и вне социума не существующее – а значит, любые проблемы, которые затрагивает наш разум, неизбежно будут сводиться именно к этой области. Всегда и везде.


Tags: космос, постсоветизм, прикладная мифология, смена эпох, теория инферно, технооптимизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 145 comments