anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Радиокружок и педагогика.

Еще небольшая заметка из журнала "Радио", сентябрь 1951 года. Всего одна страница, по сути, «проходной материал». А сколько всего можно в ней найти. Тут и радиофикаци села, и энтузиазм руководителя, и  педагогические проблемы, и «вечный» дефицит средств, и способ решения сложных задач в непростых условиях. Но все это прежде  всего дает представление о том самом духе времени 1950 годов, периоде взлета Советского Союза.

Взять, скажем, те же педагогические проблемы. В статье ясно дано понять, что изначально с данным кружком не все было просто. Слабая посещаемость кружковцев - то есть никто не хотел в него ходить, не знал, зачем им этот кружок. Знакомая картина для нашей системы образования: если нет «палки» в виде системы принуждения, то дети не будут заниматься ничем полезным, предпочитая заниматься своими делами. Тем более, что дел для подростков в деревне 1950 годов вполне хватало.
.
Наши современники в этом случае обычно жалуются на «испорченность» нынешнего поколения. Сравнивая с тем поколением, которое, кстати, описано в статье. Но руководитель сельского радиокружка не стал заниматься подобным, а нашел истинную причину:
Оказалось, что раньше кружок занимался только лишь изучением теории, а это не удовлетворяло членов кружка, желающих сочетать получаемые в кружке знания с практическими работами по конструированию-радиоприемников.
Вот и вся испорченность. Очевидно, что дети не испытывали особого интереса к изучению теоретических основ радиотехники, а уж тем более, истории радио. Сразу вспоминаются теоретическое изучение компьютера на информатике в конце 1980 годов - вещи скучнее тяжело придумать.

И выход из подобного положения тоже был найден: От теории перейти к практике. Тог есть, к изготовлению радиоприемников, как самых доступных и понятных в это время устройств. Правда, сразу стало понятно, почему до этого кружок ограничивался теоретическими знаниями - с деталями для приемников был традиционный дефицит. Но в отличие от прежнего руководителя, новый нашел решение, в виде тех же «тракторных катушек». Весьма и весьма нетривиальный ход, кстати. Думается, что помимо катушек он немало сил потратил на то, чтобы получить нужные материалы.

Вместо того, чтобы уныло проставлять галочки в отсчетах и жаловаться на низкий интерес, руководитель радиокружка дал детям практическую работу, позволил им ощутить результаты своего труда. В 1950 году в далеком селе детекторный приемник был подлинным чудом, создание которого должно было рассматриваться кружковцами, как крайне интересное дело.

Но на простом изготовлении приемников руководитель, как можно заметить, не остановился. Не просто построить приемник, а радиофицировать село - такая цель может показаться странной для современного педагога. Использовать детский труд - разве может быть что-то, менее приемлимое для педагогики?. Но тогда все было иначе.

Руководитель кружка применил практически, чистый «макаренковский» прием (вряд ли он знал о Макаренко, да и вообще он  мог не быть педагогом по образованию). Объединив своих воспитанников общим делом, он дал детям возможность почувствовать собственный неотчужденный труд. Это сказалось и на популярности кружка, и на его неэффективности. Надо понимать, что такое село в 1950 году, какой уровень его развития, чтобы увидеть: 65 членов и 156 приемников - это много.

То есть даже с педагогической точки зрения описанная ситуация крайне интересна. А таких кружков были тысячи. Именно их воспитанники вскоре пойдут в техникумы и институты, именно они станут теми людьми, что построили космическую державу.

А ведь кроме радио было еще огромное число увлечений, технических и нет, создававших те самые, «неиспорченные поколения», о которых плачется наш современник. Именно система дополнительного образования, ИМХО даже больше, нежели «классическая» общеобразовательная школа, стала той самой основой советской педагогики, что позволила стране из эпохи «деревянной сохи» и глухих сел прыгнуть в век космоса. К сожалению, сейчас мало кто об этом помнит...

Текст статьи
Как мы радиофицировали свое село.


Радиокружок средней школы села Александровское, Чкаловской области, на 9-и Всесоюзной выставке радиолюбительского творчества за участие в радиофикации села награжден 3-й премией.Редакция обратилась к руководителю кружка — преподавателю А. П. Климентову с просьбой рассказать о работе руководимого им коллектива радиолюбителей.
Ниже мы помещаем статью, присланную нам т. Климентовым.

Радиотехнический кружок при Александровской средней школе Александровского района, Чкаловской области, работает уже более трех лет.

Когда в конце 1948 года мне поручили вести занятия в этом кружке, то первое, что резко бросалось мне в глаза — была слабая посещаемость кружковцев. Чтобы выяснить причины этого, я провел несколько бесед с участниками кружка. Оказалось, что раньше кружок занимался только лишь изучением теории, а это не удовлетворяло членов кружка, желающих сочетать получаемые в кружке знания с практическими работами по конструированию-радиоприемников.

Я учел замечания радиолюбителей -и, составляя план работы радиокружка, наряду с изучением истории развития радио и основ радиотехники, предусмотрел практические работы по изготовлению радиоприемников и установке их в домах колхозников.

Начались занятия.Когда кружковцы усвоили основы электро- и радиотехники, я перешел к практическим занятиям но конструированию приемников.Мы начали строить приемник, в котором должно было быт», минимальное количество заводских деталей. Для изготовления катушек самоиндукции к детекторному приемнику мы использовали пришедшие в негодность тракторные индукционные катушки от магнето.

Из одной такой катушки можно сделать около сотни однослойных катушек для детекторного приемника, причем из этой же индукционной катушки можно извлечь для монтажа 15—20 метров проволоки сечением 0,5 мм в эмалевой изоляции. Отсюда же мы брали и фольгу для конденсаторов. Использованные, «отработанные» тракторные катушки трактористы сдают на склад или просто выбрасывают. Мы обратились с просьбой— отдавать их нам. Таким образом, одна задача была решена, и довольно успешно. Нам не нужно было искать проволоку для намотки.

Первый приемник, изготовленный нами, был очень мал по размерам но сравнению с собранными до этого из фабричных деталей тремя приемниками. Многие сомневались, будет ли он работать. Однако испытания показали, что опасения наши напрасны. Приемник прекрасно принимал Москву. За малую величину приемника мы назвали его «Малюткой». Приемник «Малютка» открывал перед нами большие возможности в деле радиофикации села.

Теперь мы с уверенностью взяли на себя шефство над радификацией колхозов «Красная звезда» и «имени Ворошилова». Работа по изготовлению приемников заинтересовала ребят. Число членов кружка стало быстро расти. В 1949—1950 учебном году в нем насчитывалось уже 34 человека. За этот год кружковцы изготовили и установили в колхозах 156 приемников. 11 приемников были отправлены на 3-ю областную радиовыставку в г. Чкалов. На выставке члены кружка П. Прокофьев и М. Ампилогов были награждены дипломами 2 степени и премиями.В 1950—1951 учебном году в школе насчитывалось уже 65 радиолюбителей. Занимались они в трех группах.

Первый приемник был нами установлен в доме Екатерины Никитовны Гриневой. Надо было видеть, какой радостной и теплой улыбкой озарилось лицо колхозницы, когда она услышала голос диктора, находившегося за тысячи километров от нас, услышала родную Москву!
Безупречная работа наших приемников в крестьянских домах рассеяла первое недоверие к нам. С этих пор мы — желанные гости в колхозах. Всего до июня 1951 года нами изготовлено и установлено в подшефных колхозах около 250 приемников.

В дни подготовки к весеннему севу мы радиофицировали в подшефном колхозе тракторные вагон¬чики. Трактористы в свободное от работы время слушали передачу о борьбе за успешное завершение весеннего сева' и сами с удвоенной энергией включились в соревнование за быстрое проведение сева. В этом году наш район успешно закончил сей в гораздо более сжатые сроки, чем в прошлые годы. И мы знаем, что в этом есть доля нашего труда, ибо несомненно, что радиофикация села способствовала повышению политической активности наших колхозников и побудила их не отставать от других районов.

Сейчас перед нами стоит задача — полностью радиофицировать все дома колхозников.
Вторая задача—закончить монтаж школьного радиоузла. Это будет способствовать улучшению учебно-воспитательной работы в школе.

Сплоченная и дружная работа, направленная на выполнение таких актуальных и важных задач, заинтересовала ребят. Кружковцы горят желанием продолжать начатое дело. Можно с уверенностью сказать, что наши кружковцы стали подлинными радиолюбителями, что теперь ни один из них не уйдет из кружка, и все вместе мы будем продолжать овладевать радиознаниями, постараемся еще лучше работать, чтобы внести нашу долю в дело радиофикации колхозного села.

А. Климентов,
руководитель радиокружка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments