anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

«Модель Ленина-Рахметова» против «модели русского рока»

Удивительно, но прошлый пост, посвященный выведенной Майсуряном «модели Ленина-Рахметова» или модели рационального потребления оказывается, в чем-то, комплиментарным позапрошлому посту (а вернее, постам), обращенным к феномену «русского рока». Может показаться, что это сравнение совершенно различных вещей, соотносимых друг с другом так же, как огородная бузина с киевским дядькой. Однако это впечатление ошибочно – поскольку, на самом деле, в обоих этих случаях затрагивается одна из важнейших категорий человеческого существования (а точнее, наиважнейшая категория) –труд.
Собственно, о том, что «русский рок» - так же, как и рок вообще – оказывается, в лучшем случае индифферентен теме труда, а в худшем полностью ей враждебен, я и писал в «рОковой» серии. Ну, а если брать «майсуряновскую модель», то можно понять, что она, напротив, связана с трудом напрямую. Причем, даже не тем, что указанную модель используют революционеры – то есть, борцы за права трудового народа. (На самом деле, не только они – о чем будет сказано чуть ниже.) Нет, указанная связь более глубокая – и исходит она из того, что «модель Ленина-Рахметова», по умолчанию, полагает своей основной целью изменение окружающей реальности. То есть – революционер только тогда революционер, когда он мечтает переделать мир, усовершенствовать его, разрешить стоящие перед миром проблемы. Если этого нет – то перед нами, в лучшем случае, бунтовщик, человек, желающий уничтожить что-то, ненавистное ему. (В лучшем случае – потому, что в худшем это будет просто личность, желающая «ловить рыбку в мутной воде».)

Ну, а переделка мира – то есть, сознательное изменение реальности – это и есть главная суть труда. Кстати, тут можно заметить, что в указанном определении важно именно то, что в трудовом процессе происходит не простое – а сознательное изменение. Поскольку оно показывает, чем же плох отчужденный труд – то есть, труд, в котором указанная связь между «сознательным» и «изменением» разорвана. (В том смысле, что «сознают» - то есть, создают будущую картину изменений – одни, а реализуют ее другие. )Однако, если говорить об указанных революционерах, то следует сказать, что у них данного отчуждения не происходит – они, в обобщенном смысле, сами реализуют свои же планы. Поэтому их деятельность можно в полной мере считать трудовой и неотчужденной.
Ну, а указанную модель поведения – то есть, «модель Ленина-Рахметова» - в подобном случае можно напрямую свести к банальному умению планировать свою деятельность. То есть, условно говоря, «соблюдать технологию». В самом деле, для человека, рассчитывающего на реализацию процессов, растянутых, в лучшем случае, на десятилетия, совершенно логично было бы обращение внимания на свое здоровье – ведь, как не крути, а физическое тело есть единственный инструмент приведения «мысленного образа» к реальному результату при неотчужденном труде. (Это в случае отчуждения можно получить любое количество тел – а при дальнейшем развитии процессов и мозгов – а при неотчужденном труде может рассчитывать только на себя.) В подобном случае «гробить» его разного рода излишествами было бы глупо – а тренировать физкультурой, наоборот, разумно. Правда, это не означает того, что тело становится фетишем – наоборот, революционер вполне сознательно может рисковать своей жизнью за дело Революции. Но вот убивать себя «по дури» он, разумеется, не будет.

Собственно, так же поэтому указанная система взглядов не позволяет тратить свое время на разнообразные условности и несуразности – вроде официальных визитов, посещения культовых заведений (причем, не только религиозных), разнообразные «модные фишки» и т.д. При этом, разумеется, речь вовсе не идет о том, что человек должен быть полностью отрешен от мира – напротив, он должен принимать мир во всей его полноте. Но вот ходить на «модный спектакль» и потом плеваться от него в течение недели – как это принято у «культурной публики» - в рамках указанной системы действительно невозможно. (И ведь практически всем очевидно, что «современные режиссеры» ставят убогое гавно – так же, как и «современные художники», которые рисовали последний раз в художественной школе. Но нет – у этой самой куче сами понимаете чего «культурная публика» упорно продолжает искать жемчуг, хотя вероятность сделать это равна нулю. Впрочем, основная роль данных мероприятий не имеет никакого отношения к демонстрируемому «творчеству» - это укрепление тусовки, декларирование различия «свой-чужой» и прочие подобные вещи.)

* * *

То есть – в данном случае можно сказать, что основной особенностью «модели Ленина-Рахмкетова» является ее нацеленность на конечный результат. (В отличие от моделей поведения разного рода "псевдореволюционеров", "ловящих кайф" именно в процессе.) В том смысле, человек выбирающий ее, должен прекрасно знать – чего он хочет, и для чего ему надо прикладывать все силы. Наверное, не надо еще раз говорить о том, что данная схема вполне соответствует основной схеме трудовой деятельности, для которой – как уже было сказано – надо сначала создать желаемый образ реальности (на основании имеющегося), а затем начать воплощать его в жизнь. Единственное, что тут можно добавить – так это то, что именно поэтому подобная модель поведения может быть отнесена не только, и не столько, к революционной деятельности, но вообще ко всем случаям неотчужденного, но «долговременного» труда. (Когда от задумок до конечного результата есть значительный временной промежуток.) Скажем, многие ученые следовали примерно подобной схеме. Например, тот же Циолковский, посвятивший всю свою жизнь достижению идеи космической экспансии человечества так же вполне может быть «подведен» под «модель Ленина-Рахметова». (Хотя, разумеется, с физкультурой у него дело обстояло хуже.) Или, скажем, Вернадский, ставивший своей задачей подчинение человеку всех имеющихся производительных сил природы – и поэтому исколесивший всю страну во время своих экспедиций. Хотя реально мог бы спокойно преподавать в университете, получать отличное жалование и посещать званые обеды…

В общем, основной смысл вышесказанного можно сформулировать так: «модель Ленина-Рахметова» – явление абсолютно конструктивное. В отличие от, как уже говорилось, «антитрудовой» модели поведения, связанной (в том числе) и с «русским роком». Разумеется, к одному только року – пускай даже и «русскому» – указанная «антитрудовая» модель не сводится, на самом деле она имеет целый спектр вариаций. Однако в указанном музыкальном жанре – а точнее, конечно же, в поведении людей, связанных с данным жанром – она являет наиболее очевидную иллюстрацию своих качеств. Главным из последних и выступает отказ от изменения реальности. Впрочем, оно присуще не только «русскому року» - но и року вообще, а точнее даже, вообще всей «новой культуре». В конечном итоге вся философия хиппи – высшее выражение этой «культуры» - сводится именно к отказу от бессмысленной деятельности (коей выступает работа в отчужденном обществе), в противовес которой ставится созерцание, как наивысшая цель существования, и творчество, выводимое из этого созерцания. Отсюда проистекает и увлечение хиппи разнообразными «восточными практиками», и проповедь любви, и несомненный экологизм.

Впрочем, на «начальном этапе» все это имело реальное и даже конструктивное значение – поскольку, как уже говорилось, система общественного производства на Западе даже в самый пик «советизации» оставалась в частных руках. И, вследствие этого, несла огромных заряд деструкции –исключение из которого могло рассматриваться, как действительно положительное явление. Однако при дальнейшем развитии эта самая «новая культура» так и не смогла выйти на представление о необходимости иной формы организации производства -а и в результате перешла на полностью паразитическое существование. (Что стало приговором для нее.) Но это для «рока вообще». Для «русского рока», как уже говорилось, этот самый паразитизм изначально стал одним из оснований – то есть, если «там» еще была надежда, что из указанной «молодежной культуры протеста» может вырасти что-то «приличное», тот «тут» этой надежды не было. «Русские рокеры» вскочили в поезд «новой культуры», когда он уже на всех парах летел к пропасти – и никакой надежды на выход за пределы паразитического существования уже не было.

* * *

Впрочем, может показаться, что в рамках данного мировоззрения – имеется в виду, мировоззрения, связанного с «русским роком» - стремление к изменению окружающего мира, все же, присутствовало. В конце концов, классическое «Мы ждем перемен» стало в свое время настоящим «гимном поколения». Однако, в данном случае речь шла о совершенно противоположном явлении – не о конструктивном изменении реальности, не о радикальном преобразовании природы, о котором так мечтали революционеры прошлого – а об изменении, ведущем к отказу от указанного процесса. (Недаром среди «русских рокеров» оказалось очень большое число сторонников «России, которую мы потеряли». По крайней мере, сначала. Ну, и постоянные отсылки к религии, которой этот самый рок буквально пронизан, так же свидетельствует о том же самом.) Разумеется, подобная идея не была монополией только «рокеров» - в указанное время (конец СССР) ее поддерживала большая часть населения страны, однако в «музыкальной тусовке» указанное представление было всеобъемлющим.

Собственно, отсюда – из идеи об отказе от преобразования физической реальности –и проистекала и известная максима к все большему потреблению «чувственных удовольствий». (Характерная для всей «новой культуры») То есть – все эти пьянки, оргии, наркотики – причем, не столько в плане «расширения сознания», как это было «вначале», а именно в плане получения «кайфа» - и тому подобные вещи, без которых рок вообще, и «русский рок» в частности был невозможен. На самом деле указанная ситуация проистекала именно из отказа от «больших проектов», от той самой метаидеи изменения реальности, которая была присуща людям «модели Ленина-Рахметова», и транслировалась в свое время на все общество. Так что разнообразные консерваторы, обвиняющие своих противников в разврате и безнравственности, всегда сознательно упускают сторонников «модели Ленина-Рахметова» – поскольку иначе стало бы понятным, насколько их концепция не соответствует действительности.

В общем, можно сказать, что изначальная деструкция той или иной модели поведения определяется именно отношением к идее изменения мира – в том смысле, что сознательное изменение конструктивно. Ну, а отказ от него – деструктивен, поскольку пресловутый «абсолютный покой», кажущийся многим спасением от «мирской суеты», на самом деле, невозможно. (Человек, как физическое существо, всегда потребляет энергию и производит энтропию.) А значит – любое «невмешательство» в реальности ведет лишь к укреплению негативных тенденций, к разрушению всего позитивного и потребного человеку. Так и указанное стремление сторонников «новой культуры» к «непроизводству зла», к отказу от участия в «мире насилия» и прочее «стремление к нирване» в конечном итоге должно было привести – привела – их к союзу с самыми деструктивными, эксплуататорскими силами. Это относится и к рокерам «не нашим», ставших, в итоге, всего лишь одними из участников шоубизнеса. И к рокерам «нашим» - которые в те же 1990 годы оказались в большинстве своем в стане самых ярых деструкторов-утилизаторов. (Начиная с откровенных бандитов и заканчивая разного рода чубайсами. Ну, и грех было не привести пример нынешней Украина, «рок-тусовка» которой, в целом, приняла современный сверхдеструктивный режим.)

* * *

Впрочем, как уже говорилось, данная ситуация временная – поскольку утилизаторы могут быть «на коне» лишь в короткий период проедания созданного ранее богатства. И к их «клевретам» это так же относится. (И это не говоря о том, что «рокеры» в роли указанных клевретов очень быстро сменяются более «гибкими» попсовиками.) Ну а дальше – наступает совершенно иная эпоха. Эпоха, в которой актуальной становится как раз противоположное поведение – та самая «модель Ленина-Рахметова», о которой говорилось выше. Но это, разумеется, уже совершенно иная тема…


Tags: Майсурян, искусство, культура, образ жизни, смена эпох, социодинамика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments