Однако вместо этого стоит обратить внимание на несколько иной вопрос. А именно – на то, насколько реально деструктивным является описанное явление. Напомню – с т.з. Фритцморгена и сочувствующих ему, продажа «музейных экспонатов» выступает очевидным «преступлением большевиков. Действием, оправдания которому нет. Точно так же думали и перестроечные интеллигенты, тосковавшие по ушедшему от нас Рубенсу и Рембрандту, смененных на «давно сгнившие трактора» и прочие станки…
Впрочем, между указанными возмущениями все-таки есть довольно существенная разница. В том смысле, что когда продажей картин возмущался какой-нибудь академик Лихачев, то это выглядело естественным. Что не скажешь про Фритцморгена и его (по)читателей – большинство из которых если и были в Эрмитаже и Третьяковской галерее, то только во времена своей учебы в школе. (Когда их водили туда «централизованным образом».) Поэтому считать, что отсутствие в музеях каких-то «классических» произведений хоть как-то отразилось на их культурном (и ином уровне), ИМХО, бессмысленно. Впрочем, это легко можно сказать и по самому посту господина Макаренко, в которой он вместе с Ренуаром и Ван Гоном сожалеет о продаже такой вещи, как пресловутые «яйца Фаберже».
* * *
Дело в том, что если указанные выше художники действительно еще могут считаться какой-либо культурной ценностью, то о произведении петербургских ювелиров это можно сказать весьма условно. В том смысле, что, конечно, некую историческую составляющую данные «яйца» имеют – но вряд ли она может быть названа исключительной. Да, разумеется, фирма Карла Фаберже отличалась высоким качеством своей работы – однако, при этом, ничего особенного с т.з. ювелирного дела не осуществляла. (Т.е., использовала те же самые приемы работы, что и остальные «ювелирные дома» по всему миру.) И, наверное, единственным ее отличием от иных производителей было наличие не просто богатых – а сверхбогатых заказчиков.
В лице, прежде всего, российской императорской семьи – основного потребителя «сверхтворений» Фаберже. Нет, разумеется, его фирма производила продукцию и для менее состоятельных господ – разного рода миллионеров, промышленников, помещиков и т.д., способных заплатить за то или иное изделие не более 1000 и даже 100 рублей. (Что, между прочим, составляло от 15 до 1,5 годовых доходов крестьянина – то есть, 80% населения страны.) Но все это было мелочью по сравнению с главным – с обслуживание «хозяев земли русской». Которые вполне могли заказать «яичко» 28000 рублей. Крестьянину с доходом 65 руб. в год на него пришлось бы работать в течение 430(!) лет, ну, а царь, разумеется, оплачивал подобные подарки своей семье, не глядя. (О же «хозяин», а не раб – чего ему мелочиться.) В подобном положении удивляться, тому, что Фаберже мог позволить себе (и своим мастерам) выполнять крайне «утонченную» работу было бы крайне странным.
Впрочем, даже тогда указанные «яйца» вряд ли могли претендовать на «предел микроминиатюризации» - то есть, на то качество, которое столь удивляет наших современников. Поскольку на разнообразных выставках тогда демонстрировалась и более «тонкие» вещи, вроде росписи по различным зернам и т.д. Или, например, прецизионных часовых механизмов, в которых приходилось выдерживать зазоры в сотые доли миллиметра. Ну, а для современной промышленности, «владеющей» технологиями, позволяющими оперировать не микронами даже, а нанометрами, вся эта «ювелирная точность» начала XX века выглядит просто смешной. В том смысле, что сейчас в рядовом техпроцессе реализуются на порядки больший уровень «миниатюризации», нежели использовались в изготовлении указанных яиц.
* * *
И что же реально остается в данном случае от указанных «произведений искусства»? А ничего, кроме затраченной кучи дорогостоящих материалов, пошедших на изготовление никому не нужной игрушки. И такой же кучи затраченного высококвалифицированного и высокооплачиваемого труда, нужного только для одной цели: для демонстрации того, как легко «хозяин земли русской» может «ухнуть» массу бесценных ресурсов для удовлетворения своей минутной блажи.
Впрочем, с т.з. «глобальной политики» все это еще может иметь определенный смысл. Поскольку показывает якобы бесконечные ресурсы страны –дабы жители иных государств были уверены, что это непоколебимый колосс. (Раз может позволить разбазаривать доход на подобные безделушки.) Собственно, именно указанной цели издавна служили все эти помпезные дворцы, храмы, государственные здания, все эти роскошные мундиры, так сверкающие на бесконечных парадов. Более того – данная цель была даже достигнута: как уже говорилось, перед Первой Мировой войной Российскую Империю считали неким «паровым катком», колоссом, который, пускай медленно «заводится», но после этого становится неостановимым.
Однако, как показала практика, столь любимое до Революции «пускание пыли в глаза» не помогло России одержать победу. Скорее наоборот – оно вызвало у «союзников» единственное желание воспользоваться этой «русской мощью», не считаясь с ее затратами. Что, в свою очередь, привело к полнейшей катастрофе в стране. Ну, не могли пресловутые «бриллиантовые яйца» заменить новейшее вооружение, с коим у Российской Империи образца 1914 года оказалась огромная напряженка! А прекрасные дворцы и роскошные платья, старинные картины и прочие проявления роскоши, столь поражавшие в свое время иностранцев, в плане выживания оказались на порядки менее ценными, нежели банальные сеялки и жатки, которых так не хватало для сельского хозяйства. Да что там сеялки! Оказалось, что даже банальные косы Россия вынуждена была закупать в Германии – т.к., собственные кустари производили их на порядок дороже и на несколько порядков меньше, нежели немецкие индустриальные предприятия.
В общем, если уж честно, то в реальности указанное творение Карла Фаберже для 99% населения России выступило не ценностью - а антиценностью. (На стоимость двух-трех подобных «яичек» можно было бы завод какой-нибудь построить.) Впрочем, это относится не только к России – как указано у того же Фритцморгена, подобные творения в 1930 годы продавались по … 400 долларов. (То есть – по сути, по цене затраченных на них материалов.) Ну, никак не желали проклятые американские миллионеры тратить большие суммы на подобные ювелирные игрушки. (Понятно почему: это даже не бриллиантовое колье, которым можно хвастаться на светских приемах – а абсолютно не пригодная ни для чего вещь. Которую можно, конечно, поставить в витрину и хвалиться ей перед соседями – но вряд ли подобное действо можно назвать удобным.) Поэтому, если кого и винить в том, что продавалось все это по дешевке – так это именно «бескультурный Запад», не способный оценить полета души российских аристократов.
* * *
Так что, в реальности Ленин и Сталин, распродавая подобные царские и помещичьи «игрушки» для того, чтобы на полученные деньги купить трактора, станки или иные необходимые для российской экономики изделия, поступали совершенно логично. В конце концов, если бы к 1941 году индустриализация была не завершена, то чем бы нам пришлось отбиваться от немцев. Пасхальными яйцами и полотнами Ван Гога? И не выглядели бы тогда идиотами те, кто в свое время пожалел данные культурные ценности и сохранил их вместо «никчемных» станков и тракторов. (Тем более, что немцы в указанном случае совершенно бесплатно получили весь Эрмитаж с Третьяковской галереей в придачу.) Так что, если рассуждать логически, то если что разумно – то именно указанная продажа. (А вот обратный процесс: разрушение заводов и сдача их на металлолом для того, чтобы закупать разного рода предметы роскоши – включая и пресловутые яйца – изрядно отдает идиотизмом.)
Впрочем, в последнее время все большему числу людей становится понятным – что есть самое важное в реальной жизни. В том смысле, что судьбы Ирака, Ливии или Сирии в очередной раз прекрасно продемонстрировали, насколько реальна польза от пресловутого «пиара», он же – престиж, он же – демонстрация «красивой жизни». И насколько важнее его «настоящие» технологии, способные производить настоящие же, «железные» изделия. (Северная Корея не даст соврать.) Поэтому на сегодняшнем фоне «перестроечные» страдания о глупых большевиках, «разбазаривавших бесценное достояние» в виде разнообразного антиквариата и ювелирных поделок, выглядит гораздо менее очевидными. Хотя, конечно же, не для Фритцморгенов …
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →