anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Антисоветчики и время

У уважаемого Буркина-Фасо вчера вышел интересный пост . Точнее сказать, пост вышел довольно обычный для данного блогера, связанный с любой им статистикой – посвященной в указанном случае состоянию российского автопарка. Буркина-Фасо в очередной раз показал, что, несмотря на известное представление от том, что сейчас «все дворы заставлены автопродукцией Порше, Мерседес-Бенц и Лексус» , в реальности самым распространенным автомобилем является двенадцатилетний ВАЗ. (Точнее, это показали сведения Автостата, приведенные в посте) Так вот: указанное совершенно логичное утверждение – причем, опирающееся на официально представленные цифры – вызвало совершенно фееричные комментарии, которые и являются наиболее интересными в данном случае.

Разумеется, речь идет о комментариях, которые оставлялись людьми с антисоветским мировоззрением. Поскольку именно им – по какой то причине – показалось неутвердительным опровержение указанного мифа о «дворах с иномарками». И они дружно кинулись оспаривать данный статистический факт ориентируясь, очевидно, на собственные представления. Разумеется, это выглядит смешно – особенно из-за того факта, что большая часть блогеров в жж является жителями Москвы и крупных городов, а статистика охватывает всю страну. (В результате чего подавляющее превосходство дорогих иномарок в поле зрения «усредненного блогера» оказывается неэквивалентным среднероссийскому состоянию.)

Тем не менее, наиболее интересно тут даже не это. А тот, что в качестве «противовеса» нынешнему «автомобильному раю» практически все комментаторы-антисоветчики приводили состояние с автомобилизацией на… 1990 год! Т.е., основной аргумент их против доводов Буркина-Фасо состоял в том, что при «проклятых коммунистах» (1990 год) парк личных автомобилей в стране составлял 9 миллионов, а сейчас – 40 миллионов. Очевидно, что с точки зрения данных людей это является огромным достижением, полностью оправдывающим все беды и ужасы постсоветских времен. Но так ли это? В том смысле, что так ли «железен» данный аргумент в плане защиты современной российской власти? И так ли велика ее заслуга в том, что количество «железных коней» в собственности граждан за последние 28 лет выросло более, чем в четыре раза?

* * *

Наверное, многие уже догадались, о чем речь. Дело в том, что показатель «автомобилизации в 1990 году», и «показатель автомобилизации в 2018 году» - это совершенно разные показатели, между которыми лежит временной промежуток в 28 лет. Тем не менее, для лучшего понимания указанного момента напомню, что, скажем, если «отматывать назад» от того же 1990 года, то мы получим 1962 год. В котором – если уж брать поднятую тему – число легковых автомобилей в стране было порядка 150 тысяч. (Причем, большая часть их находилась в государственной собственности – в виде такси или «персональных машин».) Но, в любом случае получается, что за эти 28 лет - к 1990 году –«проклятые коммунисты» увеличили число личных автомобилей граждан не в 4, а в 60 раз! Никакому Путину с его «иномарочным бумом» подобный рекорд даже не снился…

Понятно, что это связано с пресловутым эффектом «низкой базы» - но все равно, впечатляет. Тем более впечатляет тот факт, что в 1990 году СССР выпускал 1260 тыс. легковых автомобилей в год. (Все данные из Вики.) В результате чего при сохранении данной цифры за указанные 28 лет он выпустил бы более 35 млн. авто. Что вместе с указанным 9 млн. составило бы 44 млн. легковых машин. Разумеется, тут надо учесть и «выбытие» части автопарка – однако, в любом случае, цифра была бы примерно равной тому, что мы имеем на сегодняшний день! И это безо всяких «побочных эффектов», вроде разрушения систем образования и здравоохранения.

Разумеется, мы тут опустим тот факт, что указанное производство вполне могло бы быть увеличенным – в конце концов, оно росло все время существования страны. А так же мы пока опустим «побочные» же эффекты массовой автомобилизации и ту мысль, насколько данная идея была удачной для нашей страны. А так же – насколько сильно произошло проседание выпуска общественного транспорта за постсоветское время. (Скажем, в плане производства троллейбусов и трамваев тут вышел полный обвал, а с автобусами на «советские уровни» сумели выйти лишь к 2010 году.) Поскольку речь тут идет вовсе не о транспортных проблемах, а о мышлении известной категории людей.

Которые упорно не желают воспринимать «временной фактор» - т.е. ту особенность текущей реальности, согласно которой ее состояние находится в постоянной динамике. Вместо этого они упорно цепляются за тот или иной исторический момент, объявляя его «моментом истины». Скажем, антисоветчики любят сравнивать нынешнее состояние с 1990 годом – и если его удается превысить, впадают в неистовую радость. Кстати, тут сразу стоит указать на существенную разницу между советским сравнением с 1913. (Последний аргумент обычно любят приводить антисоветчики в ответ на указанное замечание.) Разница эта состоит в том, что советская статистика, сравнивая рост производства с 1913 - или, скажем, 1950 годом – как правило, писала о превышении его в разы, если не на порядки. В то же время как современные сторонники капитализма радуются тому факту, что «нынешний режим» просто смог превысить данный уровень, даже если данное превышение составляет десяток процентов. Наверное, не надо говорить, насколько глупым выглядят подобные действия по отношению к индустриальной системе производства.

* * *

А ведь речь тут идет о простейших, «линейных» закономерностях – понимание которых доступно каждому школьнику. Что же говорить о процессах нелинейных, например, связанных со сменой типа производства! Или тем более, о смене самого образа жизни населения, связанного с окончанием модернизации страны. А ведь именно указанное явление и должно было характеризовать конец прошлого – начало нынешнего столетия. В том смысле, что как раз в 2000-2010 годы произошла «замена» определяющего жизнь поколения с людей, родившихся в большей части в селе на «чистых горожан». Наверное, не надо говорить о том, что это изменение является фундаментальным и привело к крайне серьезным переменам во всех сторонах жизни. Начиная от уровня здоровья, которое у современных поколений оказалось выше, нежели у их предков – выступая следствием сытого и здорового детства. Кстати, пресловутый рост продолжительности жизни, которым так гордятся путинисты, связан именно с указанным фактором. И заканчивая сменой структуры потребления, в результате чего, скажем, происходит падение потребностей в ряде продуктов.

Например, это касается таких, казалось бы, противоположных вещей, как молоко и водка. Поскольку и то, и другое –несомненный рудимент «сельского образа жизни». И одновременно идет рост продаж полуфабрикатов, числа обедов в заведениях общественного питания – чего, кстати, Советская власть добивалась с 1920 годов, да так и не смогла сделать – или, скажем, вещей, связанных со здоровым образом жизни. (Скажем, посещений спортзалов.) Но, разумеется, обсуждать все это надо отдельно. Тут же стоит сказать только то, что для антисоветчика подобные вещи являются практически недоступными для понимания – поскольку требуют полного включения «запрещенного им» временного фактора. (Им бы, как уже говорилось, хотя бы линейные процессы увеличения производства понять, не говоря уж о сложных исторических закономерностях.) Впрочем, когда они указанный «временной фактор» поймут, то антисоветчиками быть перестанут…


Tags: антисоветизм, блогосфера, буркина-фасо, постсоветизм, прикладная мифология, социодинамика, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 154 comments