На этом фоне вспомнилось, как лет десять назад то же самое действо было произведено над VHS-кассетами. Видеомагнитофон тогда отдал родителям на дачу, где данный прибор существует и по сей день. Даже, кажется, работает – только и так его лет пять уже никто не включал. Про кассеты, разумеется, это сказать уже невозможно – десять лет нахождения в неотапливаемом помещении, при отсутствии перемотки «убили» их гарантированно. (Так что надо было так же сразу везти на свалку безо всякого паллиатива.) То же самое можно сказать и про перемещенные не помню в каком направлении компакт-кассеты, которые уже к началу 2000 годов стали однозначным анахронизмом. (Еще года два-три они продержались в автомобилях – но и там к середине десятилетия компакт-диски победили.)
Как говориться, sic transit gloria mundi. В смысле, можно отпраздновать завершения целой эпохи «личных носителей информации». Поскольку – в отличие от «прошлых разов» - в данном случае нельзя сказать, что какие-то менее совершенные технологии сменились более совершенными. (Как это было в плане перехода от магнитных лент к лазерной записи.) Нет, речь идет о более интересном переходе, связанном с полным отказом от разного рода «медиатек» - собраний аудио или визуальной информации – в пользу общественных (да, именно так) ресурсов. В подобном плане даже пресловутые «медиа-проигрыватели», которые еще недавно казались единственно возможной сменой «оптических дисков», однозначно оказываются « пролете». Ну, а о Blu-ray Disc с самого начала нельзя было сказать что-то приличное – поскольку цены и на носители, и на устройства задраны были до предела. Поэтому единственное, что тут приходит в голову – так это «жадность фраера сгубила». В том смысле, что если бы производители поступили разумно, то лет пять, думаю, данная технология была бы популярна.
Однако, даже в случае гипотетической удачи «блюрея», к середине нынешнего десятилетия ему все равно бы пришел закономерный конец. Поскольку даже сейчас – в условиях воинствующего торжества «защиты авторских прав» - пользоваться «общественными» источниками информации оказывается на порядок проще и дешевле, нежели собственными «медиатеками». Так что можно еще раз поздравить всех с завершением целой эпохи –начавшейся еще в начале прошлого века с граммафонных пластинок и завершившихся оптическими дисками в начале века нынешнего. (Кстати, забавно: дисками началось и дисками закончилось – при том, что «в середине» был большой «участок» торжества «ленточных» носителей.)
* * *
Впрочем, если честно, то самое интересное тут не только, и не столько подобные «технологические гримасы». Гораздо важнее то, что данный процесс выступает прекрасной иллюстрацией в разнице «уровней мышления» жителей одной великой в прошлом страны. В том смысле, что граждане позднего СССР, если кто помнит, указанные «личные носители информации» буквально обожествляли. Например, за те же виниловые пластинки в позднем СССР вполне могли отдать месячную зарплату – а то и две зарплаты. А пресловутые видеомагнитофоны в указанное время стоили, как… кооперативная квартира. Еще раз: позднесовесткий гражданин, заработавший приличные деньги, мог позволить себе купить или новое жилье – или указанный прибор, преобразовавший уровни намагниченности на виниловой ленте в телевизионный сигнал. Тот самый прибор, который уже лет через пять стал стоить на два порядка меньше, а лет через пятнадцать после неизбежно должен был оказаться на свалке. В то время, как указанные квартиры даже сейчас представляют собой не просто ценности, а сверхценности – ради которых люди на несколько десятилетий готовы залезть в долговую кабалу. (Практически крепостное право – тут очень хорошо вспомнить, как позднесоветские хвалились тем, что «выбрали свободу», но это уже к теме не относится.)
На самом деле, символизм ситуации тут сложно не оценить. Однако, если честно, то никакого символизма тут нет – а есть исключительно разница в подходе. Рационального – который предполагает высокую ценность жилья, и низкую – разного рода гаджетов. И иррационального – в рамках которого вполне можно отвалить месячную зарплату за пластинку популярной рок-группы или модные штаны. (Причем, и о первом, и о втором уже лет через пять никто даже не вспомнит.) Ну, и разумеется, стоит сказать, что первый подход является «классическим советским», который определял развитие Советского Союза. А второй – «классическим антисоветским», открыто выбранным активной частью советского населения.
Впрочем, если честно, то «антисоветский подход» на самом деле является всего лишь вариантом наиболее популярного в классовых обществах «мышления коротких стратегий». (Которого придерживаются практически все – от королей и президентов до нищих и бомжей.) И который остается господствующим и по сей день. С соответствующим результатом – в том смысле, что разница между решениями в его рамках, и в рамках «предыдущего», советского подхода очень хорошо различаются по своим результатам.
Например сделанные в советский период вложения – в те же квартиры, в образование, здравоохранение, в инфраструктуру в виде дорог, линий электропередач, электростанций, трубопроводов и т.д. – ну, и разумеется, в промышленность и столь не любимую в позднесоветское время оборону страны работают до сих пор. (По сути, и обеспечивая существование нынешней России и ее обитателей.) В отличие от пресловутых «позднесоветских благ» в виде видеомагнитофонов, «персональных компьютеров», разного рода аудио и видеоприборов, «модной одежды» и т.п. вещей, в итоге оказавшихся никому не нужными уже через несколько лет.
* * *
Впрочем, есть у данного «выбора» и иные последствия, о которых, разумеется, надо говорить отдельно. (Единственное, что можно указать тут – так это тот факт, что среди «выбранных» и «отброшенных» сущностей найдутся крайне неожиданные вещи.) Тут же, завершая вышесказанное, можно только отметить тот факт, что описанная выше ликвидация «личных носителей» показывает, насколько реальной была, по сути, победа «советского пути» в тот момент, когда решено было «сдаться». (Т.е., сделать ставку на приобретение «видаков» в пику капитальному строительству и иным вложениям в «базис».) В том плане, что крайне значительный пласт «советского дефицита», связанного с нехваткой разного рода «медианосителей» (дисков, кассет и видеокассет, ну, и разумеется, печатной продукции) мог бы быть полностью ликвидированным путем распространения информационных сетей. То есть, того процесса, который в нашей реальности привел к появлению Интернета, но на самом деле, выступал закономерным последствием решений, принятых во время «золотых десятилетий». (Т.е., был неизбежным в любом случае.)
Так что даже те небольшие приобретения, что стали доступными из-за разрушения СССР – вроде уже упомянутой «доступности информации» - в конечном итоге оказались чисто эфемерными. Впрочем, иначе при отказе от конструктивных путей и не бывает…
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →