anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Category:

Испившие Чашу отравы…3

Завершение


Итак, как было сказано в прошлом посте, пресловутые «фантомы» - образы, идеи, концепции, доставшиеся человечеству от прошлых эпох – действительно способны изрядно испортить людям жизнь. И даже привести к падению общества на низший уровень развития – как это случилось с СССР. (С последующим после этого разрушением совершенно «материальных» сущностей – как то дороги, заводы и электростанции. А кое-где – и совершенно «материальным» убийством людей.) Однако только этим их вред не исчерпывается, поскольку само деструктивное действие, производимое указанными «фантомами», начинает производить новые «фантомы» - до тех пор, пока ноосфера не оказывается целиком и полностью под властью Инферно. Звучит, как цитата из фильма ужасов. Но на самом деле, все не так страшно, поскольку…

Впрочем, о том, что «поскольку», будет сказано чуть ниже. Тут же можно только отметить, что указанные процесс «дополнительной порчи» ноосферы в процессе разрушения страны вряд ли может кого удивить. Поскольку и так понятно, что происходящий распад приводит к актуализации самых деструктивных из существующих идей и образов, ведь в данной ситуации следование именно им позволяет человеку выжить. Например, если в стране идет массовый раздербан государственной собственности, то любые конструктивные действия – даже на уровне «приобрести завод и заняться производством» - оказываются фатальными. Ведь тут именно тот, кто сумеет больше урвать и, следовательно, получить большие средства для конкурентной борьбы, обретает возможность поглощения всех остальных. (Поэтому модернизация производство в подобной ситуации смерти подобна – надо «выжимать все соки», вплоть до сдачи оборудования в металлолом.)

Хотя начиналось все гораздо раньше – тогда, когда ни о какой «приватизации» еще никто и не слышал. Однако деструкция уже приносила существенные успехи – и в плане материальном, и в «моральном» плане. Речь идет об уже не раз описанном «моральном смещении», произошедшем в позднесоветское время. (По крайней мере, во второй половине 1980 годов ставшем уже хорошо заметным.) Этот процесс в чем-то аналогичен описанной в одном из предыдущих постов «реморализации» - которая ждет нас в недалеком будущем, но полностью противоположен ему. Поскольку состоит в резком снижении ценности этических ограничений среди позднесоветских людей. Разумеется, со всех трибун по прежнему провозглашалась незыблемость моральных принципов – однако в обыденной жизни нормальными становились совершенно иные модели поведения. Скажем, получить что-то «по-блату», купить «из-под полы», «отмазать» сына от армии и т.д., и т.п. В результате чего к концу «советского периода» сделать что-то помимо «Серой зоны» было очень и очень сложно… (В результате чего, например, мясо в магазинах к концу 1980 исчезло полностью – но в холодильниках граждан оно не переводилось.)

Кстати, как уже говорилось, следование подобному положению несло не только материальные блага. Ведь, скажем, достать билет в популярный театр или «модную книгу» можно было тоже лишь через «серых». В результате чего любой честный человек оказывался в «культурной изоляции», считаясь не просто бедным, но и несовременным, не понимающим основ господствующей «духовной культуры». От данного состояния к торжеству утилизации 1990 годов оставался только один шаг. Правда, при этом предполагалось – точнее, в обществе существовало негласное убеждение – что указанная «аморальность» коснется только отношений между гражданами и «государством». (Или иными «большими системами».) В реальности же данный процесс совершенно естественно проник во все сферы человеческой жизни – начиная с дружеских связей и заканчивая взаимоотношением между детьми и родителями.


* * *

В результате чего к концу 1990 годов бывшее советское общество погрузилось в пучину почти полной аномии и «морального релятивизма» - выйти из которого не может и до сих пор. Итогом всего этого стало его более, чем убогое положение – которое не удалось изменить даже некоторой стабилизацией экономики с начала 2000 годов. Впрочем, об этом уже было сказано столько всего, что смысла пересказывать данную тему нет. Тем более, что все разговоры о «падении нравственности», идущие еще с середины 1980 (!) годов – т.е. как раз с начала очевидного торжества «Серой зоны» - ни к чему хорошему так же не привели. Скорее наоборот: все действия хоть как-то побороть данную проблему, приводили только к ее усилению. Тут можно вспомнить, например, то, что произошло с религией – на которую возлагались столь большие надежды. Или на более «глобальный процесс», который можно было бы назвать «возвращение к корням» - т.е., к некоей «народной мудрости», «народным традициям», «истинным ценностям».

Наверное, тут не надо говорить, насколько противоположным ожиданию стал результат этого «возвращения». (Помню, с какой надеждой измученный Перестройкой позднесоветский человек воспринимал возвращение всех этих «исконно-русских» гербов, флагов, обычаев – и каким пошлым все это стало уже в 1992-1993 годах. Ну, а приводить современную Украину в качестве примера того, к чему приводит «обращение к корням», стало, наверное, уже моветоном – кто только не «оттоптался» на этом «вышиваночном царстве».)

В общем – пресловутые «фантомы» пожрали все, что можно, заполонив собой ноосферы практически полностью. И вот тут-то мы подходим к самому интересному. К тому, почему же – как был сказано в начале – на самом деле «все не так страшно». Разумеется, это выглядит удивительным: ведь в реальности состояние современного мира должно вызывать единственное чувство – чувство ужаса перед победившим Абсолютным Злом. (В виде различных проявлений «поклонения Хаосу».) Начиная с «либералов-рыночников» и их фетишей, вроде продажи всего и вся, и заканчивая «консерваторами-государственниками» с их идеей открытой диктатуры правящих классов. Ну, и разумеется, на фоне нарастающей популярности национализма, которая неизбежна после лопнувшего пузыря глобализации. Ведь любой из этих путей – не важно, «неолиберализма», «неоконсерватизма» или «неонационализма» – неминуемо ведет к той самой «железной крышке олигархии», которая неминуемо превратит Землю в планету Торманс!

* * *

Однако следует учесть, что указанное представление не учитывает один небольшой момент – который, собственно, полностью меняет всю картину. А именно – то, что указанные «фантомы» в своей «всепрожорливости» прежде всего уничтожают… своих «неофитов». Т.е., тех людей, которые сильнее всего стараются «присягнуть Хаосу» и стать самыми верными его «пророками» на Земле. Скажем, это очень хорошо заметно по тем же «героям» 1990 годов – которые, в значительной степени, или просто погибли в разнообразных «разборках» и переделах награбленной собственности. Или были впоследствии оттеснены от «рычагов влияния» совершенно «левыми» людьми. Одна «трагедия Березовского» чего стоит – хотя, конечно, для обычных людей это не трагедия, а акт «высшей справедливости». Впрочем, порой судьба этих людей могла иметь и более занятные «зигзаги» - как, например, у господина Дерипаски, или господина Абрамовича, испытывающих сейчас серьезные проблемы в плане сохранения своих «бизнес-империй».

Впрочем, гораздо более важным для данной темы выступает понимание того, что указанные пути – пути Абрамовича-Дерипаски – для современных людей давно уже оказываются закрытыми. В том смысле, что, наверное, большинство ныне живущих прекрасно понимают, что шансы стать олигархами у них равны нулю. (Не около нуля даже – а именно нулевые, то есть, ни при каких усилиях современный человек миллиардером быть не сможет.) То же самое касается и высших государственных должностей – поскольку, как говорилось в старом анекдоте: «у генерала есть свои дети». Только теперь это не анекдот, а азбучная истина – в том смысле, что наследование должностей и капиталов давно уже является очевидным. (Причем, не только у нас.) В подобной ситуации надеяться «вырваться наверх» за счет какой-то «сверххитрости», «сверхнаглости» и «сверхподлости» становится смешным: те, кто наверху, изначально хитры, наглы и подлы, а значит, тягаться с ними нет смысла.
Именно поэтому концепция: «моральный нарушитель всегда побеждает – перестает казаться столь очевидной, а мысль о том, что «индивидуальный успех доступен каждому», выглядит очевидной ересью.

Итогом этого становится идущее вот уже лет десять «полевение общества» - причем, не только у нас, но и во всем мире. Правда, в ответ на это правящие классы начинают очевидно праветь – вплоть до прямого привода к власти полуфашистских режимов, как в Бразилии. Но эта «правая волна» - реакция именно на общий левый поворот, который еще в начале 2000 казался невозможным. (И поэтому тогда можно было «играться» в светло-розовую политику.) Поэтому нынешнее «поправение» властей мало что меняет – они и раньше были правыми. (Ну, за исключением того, что «политический активизм», как явление, начинает уходить в прошлое – в том смысле, что наказания безобидных протестантов становятся все менее символическими, а значит, «весело потусоваться» на митингах уже не получится. Но это, разумеется, к лучшему.)

* * *

Ну, а описанное «полевение» - то есть, начало ассоциирования своих интересов не с пресловутым «личным успехом», а с улучшением жизни широких слоев трудящихся – неминуемо «тянет» за собой возврат к солидарности с моралью. Поскольку сволочи – даже очень умные и хитрые – как известно, ужиться друг с другом не могут. (Разумеется, они будут декларировать различные «союзы» - но при первой возможности их нарушать.) Поэтому возвращение потребности в «коллективной защите» - той самой, что еще недавно считалась оставшейся в прошлом – неизбежно ведет за собой и возвращение «коллективисткой морали». А точнее – просто морали, как некоей декларации внутренних правил, без чего невозможно договариваться друг с другом. Так что новый приход «коллективизма» и «морализма» выступает вопросом времени. После чего те, кто продолжит жить по понятиям недавнего прошлого, неизбежно окажутся в менее выгодном положении, нежели те, кто перешел на новую этическую систему.

Причем, касается это не только отдельных людей – на более «высоком» уровне так же станет понятным, что если не заботится об общем благе, то наступит кирдык. (Причем, от этого «кирдыка» сбежать никуда уже не получится: как уже говорилось, любой «олигарх», лишенный стоящей за ним армии, неминуемо будет выпотрошен и выброшен любой страной, в которую сбежит со своим капиталом. Ну, а о том, чтобы «войти в национальную элиту», даже сейчас речи не идет.) Разумеется, это не значит, что данная особенность позволит «перестроить» имеющееся государство на «коллективисткою основу» - однако остановить распространение утилизаторской стратегии она вполне способна.

Итогом этого становится то, что пресловутые «фантомы» - т.е., деструктивные идеи, концепции и образы – на определенном этапе «останавливаются в росте». (Причем, это происходит тогда, когда кажется, что вся борьба с ними проиграна – и можно только «сдаваться в плен».) А затем – начинают потихоньку разрушать себя изнутри, поскольку Инферно-то с деструкцией никуда не делось. То есть – вместо «железной крышки олигархии» мы получаем борьбу олигархов друг с другом, вплоть до Мировой войны. Ну, а после последней – точнее, после ее бесславного финала – переоценка всей «довоенной культуры», довоенных мыслей и ценностей становится неизбежным. (Собственно, именно поэтому два «рывка» человечества к конструктивности произошли именно после Мировых войн – в 1917 и 1945 году.)

* * *

Так что можно не волноваться – история человечества выйдет из сегодняшнего тупика, так же, как выходила она из него во всех остальных случаях. Что нельзя сказать про отдельных людей – в частности, тех, кто сполна «испил яду» в период, когда деструкция и хаоситство еще казались облеченными в белые одежды «свободы и творчества». Вот для них –для тех, кто оказался в свое время захваченным «магией деструкции» (во всех ее проявлениях от неолиберализма до «имперства») - этот поворот истории действительно будет более, чем неприятным. (Собственно, я не случайно «ставлю» начало «цивилизационного перехода» где-то в середине 2030-2040 годах. Поскольку именно тогда произойдет «утеря» влияния «поколениями яппи» - т.е., людьми 1950-1970 г.р.) Ну, а о том, что произойдет после – надо говорить отдельно. Поэтому единственное, чем можно завершить все вышесказанное – так это тем, что пережитый человечеством «урок» с процессом инфернализации ноосферы в период относительного благополучия должен быть обязательно оценен. В том смысле, что следует понять: как это произошло – и больше так не делать. (Т.е., не допускать возможность возникновения «Серой зоны» ни в каком смысле.)

На этой оптимистической ноте и позволю себе закончить…


Tags: Иван Ефремов, постсоветизм, смена эпох, социодинамика, теория инферно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments