anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

К предыдущему

В дополнение к предыдущему хочу сказать о том, почему – изо всей имеющейся литературы – следует, все-таки, брать для изучения именно «русскую классику». Поскольку очевидно, что эта самая «классика» относится к совершенно иному «культурному полю», нежели то, что привычно нам – и может показаться, что ее использование в школе создает лишь дополнительную нагрузку на мозг ребенка.

Однако на самом деле есть у русской классике некое качество, которое перевешивает все вышесказанное. И более того – превращает указанные недостатки в очевидные достоинства. Это – то, что данные произведения представляют собой очень и очень «качественный» литературный продукт. В том смысле, что «запаковка» вложенной в него информации, во-первых, очень «плотная». (Т.е., небольшой объем текста содержит значительное количество «сложных интеллектуальных конструктов».) Ну, а во-вторых, она – парадоксальным образом – довольно легко «распакуема». Даже при условии сильного несоответствия исходного и имеющегося «словарей».

Конечно, это относится не ко всем авторам XIX столетия – а только к некоторым. (Скажем, уже не раз помянутый Толстой «раскодируется» (относительно) легко, как и Пушкин. А вот с авторами Серебряного века придется помучиться – хотя они к нам ближе, нежели Александр Сергеевич. Кстати, то же самое можно сказать и о русской литературе «допушкинской эпохи».) Однако, в целом, данный параметр у них находится много выше, нежели у писателей более поздних времен – не говоря уж о современных. (Скажем, понимать Пелевина без «знания эпохи» невозможно.)

Впрочем, понятно, что разбирать данное свойство литературы над отдельно. Тут же можно указать только на то, что это указанное качество проистекало из особенностей устройства российского общества того времени. Которое, с одной стороны, давало относительно высокий уровень жизни литераторов. (Т.е. им не надо было писать «за еду.) Ну, а во-вторых – обеспечивало относительно высокий «уровень запроса». (Т.е., была потребность именно в высоком «уровне» информации.) Кстати, было в РИ и привычное «чтиво» - вроде Булганина или Загоскина – но тут оно не рассматривается.

Собственно, именно поэтому «классика» в школе нужна. Поскольку она дает учащемуся навыки работы с «культурными полями», отличающимися от привычных на довольно простых примерах. (Работу с коими все равно придется осваивать - хотя бы из-за наличия других стран.) Правда, стоит понимать, что современное школьное образование может дать подобное умение с великим трудом - а в большинстве случаев вообще, не способно его дать - но это уже совершенно иной вопрос. С основным назначением уроков литературы совершенно не связанный...
Tags: коммуникационная проблема, литература, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments