anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Почему летающие тарелки - тарелки

У уважаемого Мастерка увидел интересный пост, посвященный одной канадской компании. А именно - Avro Aircraft Ltd, которая в конце 1940 гг. разрабатывала довольно необычный летательный аппарат.



Впрочем, необычным он может считаться довольно условно. Хотя бы потому, что в основе своей данная конструкция представляла собой комбинацию хорошо известных к этому времени аппаратов на воздушной подушке - проектированием которых занимался еще Константин Эдуардович Циолковский - и не менее популярных в 1950 годах самолетов вертикального взлета. Другое дело, что канадцы рассчитывали получить на основе разработок действительно уникальный аппарат, способный не просто взлетать и садиться на неподготовленные площадки, но и обеспечить высокие  "авиационные" характеристики. (Вроде скорости, дальности и потолка полета и т.д.)

Понятно, что у них с этим ничего не получилось -несмотря на ряд примененных в конструкции оригинальных решений. Поэтому, несмотря на то, что Avrocar - как называлось данное изделие - даже смог подняться в воздух летать на какое-то расстояние, в 1962 финансирование программы было прекращено. А вскоре разорилась и сама канадская компания - поскольку без уже не раз поминаемого избыточного финансирования в рамках оборонной программы новация подобного рода реализована быть не могла. (Впрочем, если честно, то как раз решение американцев неудивительно: заявленные характеристики Avrocar'а в были им совершенно недостижимы, да и вообще, преимуществ перед вертолетом эта схема не имела - скорее наоборот.)

Однако самое интересное тут, разумеется, не это. А то, что именно указанная довольно нелепая конструкция стала основанием для возникновения одного очень распространенного мифа. Мифа о "летающих тарелках" - т.е., о космических кораблях инопланетной цивилизации, которые имели именно подобную форму. Разумеется, для Avrocar'а "тарелкообразность" была абсолютно утилитарна и определяется наличием центрального ротора, а так же распределением воздушных потоков, при помощи которой должна была обеспечиваться устойчивость аппарата.

Однако для случайных наблюдателей все это оказывалось неизвестным, а отсутствие видимых движителей (пресловутых винтов) придавало полету аппарата очевидный флер таинственности. (Казалось. что он движется под действием "загадочных сил".) Собственно, именно это - пройдя через ряд "трансформаций" при передачи от одного человека к другому - и обеспечило зарождение известного мифа о том, что американское руководство имеет доступ к неким "инопланетным технологиям". (Легенда о сбитой в США летающей тарелке - пресловутом "Рокуэльском инциденте" - появилась как раз в конце 1940 годов. Тогда, когда началась разработка Avrocar'а.)

Ну, а отсюда оказалось недалеко до самих инопланетян, рассекающих Вселенную на самых разнообразных "дисках". Которая к середине 1950 годов стала настолько популярной, что мало кто мог представить инопланетный летательный аппарат иного вида. (Хотя, например, до конца 1940 считалось, что в космосе господствуют "ракеты" - т.е. снаряды характерной вытянутой формы.) Кстати, забавно - но даже Иван Антонович Ефремов "повелся" на эту идею, и изобразил звездолет обитателей Туманности Андромеды именно в виде "спиралодиска". (Очевидно, что идея о "дискоотразности" пришла к нему именно из западных источников.)

Ну, а потом начался период уже "вторичного осмысления" данного мифа. С поиском "тарелок" на древних барельефах и фресках, с попытками объяснения: почему же представители "Высшего разума" выбрали именно данную конструкцию. Появились "виманы" индийцев, "ужасно секретная программа Третьего Рейха" и тому подобная "деконструкция тарелкообразности". Идущая с обращением к свойствам известных и неизвестных полей (от электромагнитного до "торсионного"), и прочей наукообразной чуши.

А в основании "всего этого" лежала всего лишь неудачная по своей сути конструкция канадцев, определяемая, как уже говорилось, необходимостью размещения большого центрального ротора.

P.S. Кстати, на этом фоне интересно проследить разницу между людьми 1950 годов - которые реально строили реальные летательные аппараты, пускай и не очень хорошо летавшие - и людьми тех же 1980-1990 годов. Которые создали множество теорий о том, как же летающие тарелки могут летать - с применением как "самых последних достижений физики", вроде тех же "торсионных полей", так и "древних секретных знаний". Но, разумеется, ни одного реального аппарата подобного толка так и построивших.

P.P.S. Впрочем, независимо от всего этого дискообразные аппараты на "реальных принципах" строить все же пытались - вроде советского ЭКИПа. Однако ни один из них так и ни стал "прорывным" - что говорит о том, что вряд ли "тарелка" действительно может считаться удачной формой для летательного аппарата.

Tags: прикладная мифология, техника, техникогуманитарный баланс, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments