anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

О сознательно нереализованных возможностях – или еще раз о вопросе «дороговизны космических программ

Увидел в ленте  интересную информацию – а именно, сведения о космической программе «Знамя», состоящей в создании орбитальных отражателей солнечного света для освещения земной поверхности. Если честно, то не знал о ней – про то, что подобные вещи собирались устраивать в период «Золотых десятилетий» знал, про то, что китайцы собираются заниматься чем-то подобным – тоже слышал. Но вот про то, что «наши» в реальности смогли впрямую подойти к реализации указанной идеи, до указанного поста было мне неизвестно. (Если честно, то в 1990 годы Космосом особо не интересовался, считая его уже не раз помянутой «закрытой дорогой человечества».)

В любом случае судьба данного проекта прекрасно показывает, что же реально стоит за «неэффективностью» и «ненужностью» космических программ – на которые нам так долго любили, да и продолжают любить указывать разного рода «либералы» и «консерваторы». А стоит за этим то, что советская космическая программа оказалась если не полностью «аварийно завершена» волевым решением сверху, то, по крайней мере, существенно заторможена им. (Заторможена практически до коматозного состояния.) Итогом чего стало то, что подавляющая часть космических программ банальным образом «подвисла» в «отладочном состоянии» - т.е., на уровне экспериментальных образцов. Самый яркий пример этого – разумеется, система «Энергия-Буран», которая оказалась брошенной после первого удачного – что очень важно – полета. (Ну, для «Энергии» полет был вторым – но сути это не меняет.)

То есть – те миллиарды рублей, что пошли на разработку ракеты и многоразового корабля, совершенно волевым решением были просто уничтожены. Вместе с ними были уничтожены перспективные технологии, восстановить которые давно уже невозможно – поэтому той же РФ приходится разрабатывать сверхтяжелую ракету заново. (И сложно сказать, получится ли это вообще с учетом катастрофической потери кадров.) Кстати, для понимания порядка затрат на указанную самую дорогую в советской истории программу стоит сказать, что стоила она 16 млрд. рублей за 14 лет. Число, опять-таки, фантастическое – более 1 млрд. рублей в год. Однако можно сравнить ее с другой суммой государственных потерь – скажем, с тем, сколько потерял бюджет СССР от антиалкогольной кампании. Так вот – эти потери составили… 37 млрд. рублей. В год! (То есть – за блажь господ Горбачева Лигачева в виде желания их видеть «трезвый народ», СССР потерял более двух (!) космических суперпрограмм. И это без учета долговременных бед – вроде разрушения советского виноделия и виноградарства.)

* * *

В любом случае можно сказать, что в конце 1980 годов произошел буквальный «подрыв» уже подходящего к завершению «здания» космической отрасли. В том смысле, что прекращение работ именно тогда, когда стало возможным переходить от области НИОКР – т.е., исследований и испытаний космической техники – к началу «коммерческой», в смысле, промышленной эксплуатации ее. Кстати, это касалось не только бывшего СССР – скажем, именно с конца 1980-начала 1990 годов можно отсчитывать начало массового применения тех же систем космической связи или космической навигации. Разумеется, использование спутниковых коммуникаций началось еще в 1965 году – когда был запущен советский спутник «Молния». (Пассивные ретрансляторы «Эхо», появившиеся раньше, применялись, в основном, для экспериментов.) Однако тогда речь шла об использовании дорогостоящего и сложного наземного оборудования, доступного только крупным компаниям. И лишь во второй половине 1980 мощность спутниковых передатчиков достигла такого уровня, что позволила применять прямой доступ абонентов. (Корабельная спутниковая связь появилась еще в 1981 году, однако и ее тогда сложно было назвать массовой.)

Поэтому началом по-настоящему «прибыльного космоса» можно с полным правом считать именно конец 1980-1990 годы. Скажем, то же «спутниковое ТВ» в привычном понимании стало возможно только в 1989 году! (Забавно, кстати – где-то в 1990-1991 годы в журнале «Радио» пошли публикации о системах любительского спутникового телеприема – с рекомендациями, как сделать антенну и т.д. Так вот: от данных статей оставалось стойкое ощущение, что все это – «там, на Западе», есть норма, привычная технология, доступная каждому. А оказалось, что этой привычной технологии всего два года!) То же самое стало возможно говорить о системах GPS (навигация), Iridium и GlobalStar (непосредственная телефонная связь) ну и т.д. – то есть, по сути, о том, что стало основанием «коммерческого космоса», стабильно приносящего прибыль сегодня.

А ведь именно в эти годы под яростные визги и вопли уже уходящих «трабантов перестройки» и нарождающихся «новых русских мыслителей» либерального и консервативного толка в СССР/РФ происходил настоящий погром «неэффективной» космической отрасли. В результате чего РФ оказалась лишена возможности «обналичить» тот огромных технологический капитал, что был накоплен в советское время. (Скажем, был проект создания спутников-трансляторов с питанием от ядерного источника энергии «Экран-АМ», который позволял был принимать телесигнал на комнатную спутниковую антенну! Кстати, вывод подобных «атомных платформ» - причем, не только телевизионных, но телекоммуникационных – должно было стать одним из применений ракеты «Энергия».) Однако все это оказалось буквальным образом выброшенным на помойку – причем, почти в прямом смысле слова. Поскольку оборудование было сдано в лом, а специалисты пошли торговать паленой водкой. (Зато в каждом ларьке в любое время суток можно было купить «заветную бутылку». Не правда ли, впечатляющая замена!)

* * *

Однако даже не это самое обидной в данной ситуации. Поскольку советская космическая отрасль в конце 1980 годов подошла к тому, чтобы выйти за пределы «телекоммуникационной ниши» общественного производства. В частности, уже на станции «Мир» предполагалось начать промышленное получение сверхчистых материалов. Именно промышленное, поскольку опытные работы по данному направлению были уже сделаны: скажем, запущенный в 1990 году модуль «Кристалл» имел несколько печей, позволяющих создавать сверхчистые полупроводниковые материалы в количестве, достаточном для отладки технологии их дальнейшего применения. А многострадальный модуль «Природа», который из-за указанного выбора «рыночного пути» был пристыкован к станции лишь в 1996 году – за пять лет до ее уничтожения – рассчитывался, помимо всего прочего, и на производство особо чистых лекарственных препаратов.

Более того – для «спуска с орбиты» полученных материалов были созданы особые «спускаемые капсулы Радуга», которые позволяли делать это гораздо дешевле, нежели «пассажирские» корабли «Союз». Т.е., шла нормальная работа над тем, чтобы превратить космическую станцию из дорогостоящей «летающей лаборатории» в полноценную часть советского общественного производства. (А ведь все указанное – лишь малая часть проводимых на «Мире» работ, одно использование станции в три раза дольше, нежели планировалось изначально, очень дорого стоит в плане перехода к «промышленному космосу».) Но для «новой России» все это оказалось ненужным – и 23 марта 2001 года «Мир» был затоплен в океане, а новой российской космической станции так и не появилось. (Наверное, не надо говорить, что МКС из-за ее международного статуса оказалась не самой лучшей «платформой» для нормальной работы. По крайней мере, для российской стороны.)

То есть, можно сказать, что советский – т.е., российский – космос так и остался на стадии НИОКР, не сумев перейти на уровень действительной промышленной эффективности. На указанном фоне обвинение его со стороны либералов и консерваторов в «ненужности» и «затратности» выглядят очевидным издевательством – поскольку именно они (эти «либералы с консерваторами», пришедшие в 1990 годы к власти), по сути, и стали причиной указанной «неэффективности». Поскольку прервали развитие данной области, причем, на уровне, на котором переход от затрат к прибылям был очень и очень близок. (Разумеется, военно-стратегическое значение космических полетов тут не рассматривается, т.к. любые сомнения в его важности являются очевидной глупостью.)

* * *

Ну, и разумеется, на указанном фоне откровенным издевательством выглядит то, что практически те же самые «либералы и консерваторы», которые выливали тонны грязи на «совковый космос», сейчас возмущаются состоянием российской космической отрасли. Впрочем, это будет уже отход от поставленной темы. Поэтому, завершая вышесказанное, можно только сказать о том, что, во-первых, произошедшее в конце 1980 годов разрушение космической отрасли произошло практически «на взлете» - т.е., тогда, когда она могла бы стать огромным преимуществом нашей страны в экономическом плане. А, во-вторых, это событие оказалось практически «синхронным» ко многим подобным вещам, вроде такого же варварского отказа от ядерной энергетики. (Приведшего к потерям в сотни миллиардов рублей.)

Что еще раз позволяет выйти на уже высказываемую идею о том, что СССР не хватило буквальным образом десяти-двадцати лет для перехода на следующий «производственный уровень». (Туда же можно отнести уже не раз поминаемое гибкое автоматизированное производство, развитие вычислительной и микроэлектронной техники и т.д.)

Ну, а о том, какие выводы из этого можно сделать, наверное, надо говорить отдельно…
Tags: СССР, космос, перестройка, постсоветизм, прикладная мифология, техникогуманитарный баланс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 125 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →