
Но это еще не все. Поскольку для того, чтобы обеспечить уничтожение живой плоти указанными методами было необходимым создание мощнейшей военной промышленности. В результате чего десятилетиями главной задачей производственной системы самых различных стран стало создание данных орудий убийства. В течение более десяти лет (если считать две войны) человечество добывало сталь и уголь, нефть и алюминий, цемент и никель – а так же много еще чего ценного и полезного – и все это поглощал данный Молох. Десятки миллионов людей целыми днями вкалывали на заводах и фабриках, выпуская точные и сложные «машины убийства» с таким усердием, что если бы его применить исключительно в мирных целях, то можно было бы решить большинство имеющихся проблем. На этом фоне тот факт, что пресловутые «внеземные цивилизации» не спешат устанавливать контакт с нами, выглядит совершенно естественным – поскольку тут единственное, что можно сделать после этого, так это покрутить пальцем у виска. И постараться не иметь дело с этими сумасшедшими…
* * *
Впрочем, не стоит думать, что и homo sapiens sapiens настолько туп, чтобы не замечать данного факта. В том смысле, что он может не видеть абсурдность собственного уничтожения и ненужность этого действия для себя. Поэтому неудивительно, что две Мировые бойни, в целом, закончились с одним и тем же результатом. А именно: ростом отрицания существующей капиталистической системы, прямо переходящем в создание альтернатив ей. Для Первой Мировой войны это значило начало Великой Пролетарской Революции. (Случившееся в Российской Империи.) Которое открыло человечеству путь, должный позволить ему перейти от общества классового разделения к обществу социального единства. И да – несмотря на то, что за исключением России эта самая Великая Революция нигде не смогла тогда закрепиться – ее влияние распространилось далеко за пределы советских границ. Поскольку страх буржуазии перед опасности повторения в своей стране «советского опыта» заставил ее гораздо сильнее «прислушиваться» к нуждам собственных работников, нежели раньше.
Именно поэтому «основой» многих правительства послевоенного (после Первой Мировой войны) времени стали социал-демократы. Те самые, что еще десять лет до того рассматривались, как enfant terrible «приличного общества», как носители ужасных – с точки зрения принятых представлений – идей. (Например, идеи вмешательства государства во взаимоотношение хозяина и рабочего. Или – о ужас – идеи равноправия женщин, которая до войны вызывала только карикатуры в прессе, а после – стала общим местом для любого разумного человека.) Ну, а классические «вечные ценности» в виде монархии и традиций, напротив, оказались отброшены. Напомню, кстати, что до войны большая часть «цивилизованного» (и «нецивилизованного») мира жила при монархической формы правления, и даже «новые государства» первым делом стремились получить себе царя/короля. А огромное количество «мыслителей» всячески доказывали, что именно подобный способ организации власти является для человечества наилучшим.
Но после ужасов Вердена и Соммы, после газовых атак, пулеметов, огнеметов и эпидемии «испанки» -которая так же была обязана своим «размахом» Первой Мировой войне – никто уже не верил в «вечные ценности» и «древнее благочестие». Все казавшиеся «железобетонными» аргументы с отсылками к религии, традициям и правилам сгорели в военном огне – а то, что не «сгорело», было «сожрано вшами», ставших нормой для обитателей окопов солдат. «Великих воинов великих государств», ведущих свою историю «от легионов Цезаря». Но банальная вша одолела Гая Юлия – а вместе с ним и Карла Великого, Оттона, всех Фридрихов, Наполеона и Владимира Мономаха вместе с Петром Первым. Оказалось, что никакая апелляция к «благочестию» и «древности» вкупе с моралью и религией не способна противостоять ужасам военной реальности. Предсказание Энгельса сбылось: короны полетели на мостовую, и никто не пожелал их поднимать – предпочитая создание республик. (Кои выглядели не столь запятнанными кровью и позором.)
* * *
Правда, в «этот раз» удалось «прорваться» только на «социал-демократический» уровень. Поскольку, во-первых, после практического бесправия даже условная «забота» со стороны буржуазного государства для многих показалась достаточной. А, во-вторых, поскольку буржуазия уже в конце 1920 годов нашла – как ей казалось – действенное «противоядие» идущему в обществе «полевению». Ну да, речь идет о поддержке ей крайне правых сил, того явления, который сейчас принято именовать фашизмом. Напомню, что уже в середине первого послевоенного десятилетия данные политические силы оказались крайне популярными среди буржуазии – причем, еще без связки с грядущим переделом мира. (На самом деле на такие вещи тогда не замахивались – фашизм казался удобным способом противостояния «коммунистической заразе», не претендующим на что-то иное. Тогда большая часть людей, поддержавших Муссолини или Гитлера, даже не читало основных положений идеологии последних.)
Разумеется, тут не стоит говорить о том, чем все это закончилось в конце. В том смысле, что за возможность «остановить Революцию» страны, выбравшие этот путь, заплатили – как уже не раз говорилось – буквальным самоубийством. То есть – бессмысленным, безрассудным и беспощадным исполнением совершенно нелепых идей, находящихся в голове фашистских лидеров. (Хотя, разумеется, центральным процессом даже тут осталось уже помянутое стремление капитала к обретению все больших рынков сбыта.) В любом случае, данное агрессивное движение вправо, должное стать противоядием естественному «полевению» мира – кое случилось после Первой Мировой войны – оказалось одним из главных шагов к новой бойне. Той, которая была основана ровно на тех же самых причинах, что и первая – в смысле, на описанном стремлении капитала к новым рынкам сбыта – но в связи с особенностями так же упомянутого фашизма оказалась еще более страшной и бессмысленной, что и первая. (Причем, не только военными действиями – но и тем, что творилось в глубоком тылу.)
Впрочем, как уже говорилось, и Первая Мировая война так же была далека от той благостной картинки, которую некоторые сейчас пытаются создать. Так что если что и отличало Вторую Мировую – так это то, что в ней все те деструктивные тенденции, что в «первый раз» еще пытались маскироваться какими-то «ширмами традиций», в данном случае проявились во всей своей красе. Что, по существу, окончательно уничтожило всю ту романтическую блажь, что издавна окружала действие классового разделения. А равным образом, и показало бессмысленность любых морально-этических методов борьбы последствиями этого разделения. Да, «классическая мораль» в данном случае была «опущена» по полной – равно как и «классический гуманизм» с его знаменитым «never again». Да и вообще, жалкие попытки «буржуазных гуманистов» спасти мир – завершившиеся в конечном итоге позорным Мюнхенским сговором, открывшим путь к войне – вряд ли могут заслуживать чего-то, кроме презрения.
* * *
Поскольку единственной силой, способной остановить оный кошмар, стала Красная Армия. Армия, созданная Великой Революцией – которая, по существу, в мае 1945 года и поставила точку в более, чем тридцатилетних событиях, вызванных исчерпанием рынков сбыта и связанных им Суперкризисом. На этом фоне удивляться тому, что итогом Второй Мировой войны стало еще большее «полевение» мира, не стоит. Более того – произошедшие тогда изменения привели к демонтажу многих «древних» проявлений неравенства. Например, такого явления, как колониализм.
После Второй Мировой войны старый миф о превосходстве «белого человека» рухнул. Впрочем, вместе с ним рухнули и еще более древние мифы о качественном различении людей, формирующие известный концепт разделения человечества на «расу господ» - т.е., тех, кто может и должен повелевать массами – и сами массы. И, в целом, никогда еще в истории представления о том, что люди равны, и что они сами могут устраивать свою жизнь, не были столь сильны, как в 1940-1950 годах. (Следствием этого стало то, что коммунистические идеи и коммунистические партии в указанный период получили огромную популярность.)
Правда, и в этот раз «додавить» гидру неравенства не удалось, и через несколько десятилетий она возродилась вновь – но это уже совершенно иная история. (Единственное, что тут можно сказать о данном процессе – так это то, что начался он на фоне длительного бескризисного существования человечества, вызванного, как уже не раз говорилось, существованием СССР и вызванной им «советизацией мира».) Тем не менее, даже с этим учетом случившиеся изменения могут рассматриваться, как фундаментальные. Ведь подумать только: менее, чем за сто лет были разрушены такие вековые «бастионы неравенства», как национальное, расовое, гендерное разделение. Более того, за это время была понята – даже буржуазными «мыслителями» - важность экономики в жизни человечества и необходимость сознательного управления ей. (Смешно, но еще сто лет назад огромное число «образованных людей» считала, что главное – это «нравственное» и «духовное» совершенство. Которое, собственно, и способно «спасти людей» - а экономика, она пускай управляется «невидимой рукой».) То есть, мир значительно продвинулся вперед, к новому обществу – пускай для многих это и незаметно.
Впрочем, понятно, что говорить об этом надо уже отдельно. Тут же, завершая сказанное выше, можно только еще раз указать на то, что описанный факт резкого роста отрицания капиталистического – и вообще, классового – мироустройства, происходящий после завершения очередной Мировой войны, прекрасно показывает конечность подобной системы. Т.е., тот факт, что капиталистическое – а точнее, классовое вообще – общество подошло к своей наивысшей точке, преодолеть которую оно не способно. Потому, что дальше для него существует только Суперкризис, а вследствие его – «самоотрицание» данного мира в виде роста левых настроений.
Причем, чем дальше – тем левее становится мир. И остановить этот процесс никто не в силах…