Впрочем, еще раз повторять то, что было сказано в прошлом посте, было бы странным. Поэтому стоит обратить внимание еще на один момент, присущий «закапиталистам». Который состоит в уверенности их в том, что противники данного социального считают, будто капиталист «проедает» изымаемую им прибавочную стоимость. Разумеется, воодушевленный этой уверенностью правый при любом упоминании данной тему не забывает напомнить «великую истину», состоящую в том, что «на самом деле эти деньги идут на развитие производства». Со смыслом: дескать, вы, тупые леваки, думаете, что бизнесмены тратят те деньги –которые у них остаются после оплаты материалов и амортизации оборудования, а так же выплаты рабочим – на роскошные виллы и яхты. А на самом деле, они на них развивают прогресс и повышают производительность труда.
* * *
Правда, несмотря на это самое сакральное знание вопрос о происхождении яхт и вилл все же остается. (Действительно, откуда они тогда берутся, если все деньги уходят на новые станки?) Однако самое главное тут не это – а то, что указанный момент прекрасно известен всем вменяемым противникам капитализма. Более того: в столь нелюбимом правыми «Капитале» Карла Маркса вопрос о затратах денег на собственное потребление буржуазии практически не рассматривается – там основное место занимает разбор схемы, где все «заработанные» капиталистом деньги идут на расширение производства. (Ну да, «то самое» Т-Д-Т', где Т' – это как раз товар, увеличенный на размер вложенной в его прибавочной стоимости.) Поэтому если левые и упоминают «сверхпотребление богачей», то делают это лишь в агитационно-иллюстративном плане, потому, что подобные вещи очень хорошо привлекают людей.
Кстати, данная мысль – о том, что «хозяева мира» плохи потому, что «много жрут», в реальности не коммунистическая или социалистическая, а … буржуазная. Поскольку именно в сверхпотреблении ранняя буржуазия любила обвинять аристократов – противопоставляя им свой умеренный и экономный образ жизни. (Причем – что самое смешное – с апелляцией к своей оценке именно, как оценке «народа», т.е., третьего сословия.) Это уже потом, когда представители капитала сами пришли к власти и заняли высшие места в иерархии, началось наращивание их собственной буржуазной роскоши – очень быстро приблизившейся к роскоши аристократической. (В начале XX века крупные капиталисты массово обзавелись имениями, роскошными экипажами, бриллиантами на своих женах и начали устраивать приемы и рауты, не уступающие аристократическим балам.) Именно тогда противопоставление «богачи-народ» и было перехвачено социалистами. Но до того возмущаться роскошной жизнью «верхов» было вполне по-буржуазному.
Так что думать о том, что левые всего лишь завидуют потреблению «богатых и успешных» было бы смешно. Поскольку – если выйти за пределы простейших агитационных материалов – основная претензия, которая предъявляется капитализма, состоит совершенно в другом. А именно – в том, что они расширяют производство, да и вообще, занимаются его развитием и поддержанием только для того, чтобы обеспечивать рост капитала. (Того самого, что может быть выражен и в деньгах, и в товаре, и в производственных мощностях.) Причем, из данного момента совершенно очевидно вытекает тот факт, что данный рост может быть только при успешной конкурентной борьбе – т.к. при «свободном рынке» капитал возрастает экспоненциально, и за ничтожное время этот рынок захватывает целиком.
* * *
В подобной ситуации эта самая конкурентная борьба очень быстро становится единственно возможной целью существования капиталистического производства. Что делает «упрощенную модель» капиталистической экономики – ту самую, где производитель удовлетворяет имеющийся спрос без рассмотрения его борьбы с конкурентами – абсолютно некорректной. Поскольку для него самым важным становится не обеспечение потребностей покупателя, а «обход» в данном плане остальных производителей. Разумеется, любой правый тут может сказать, что данная ситуация должна привести к установлению минимально возможной цены при максимально возможном качестве – однако в реальности это верно только для помянутой «упрощенной модели». Поскольку гораздо выгоднее использование иных стратегий, дающих более быстрый и дешевый результат.
Например, при наличии иностранных конкурентов наиболее эффективно будет использовать протекционистские пошлины – а так же любые иные способы ограничения доступа их на рынок. Впрочем, и к «местным» так же можно применить воздействие государства – если, конечно, успеешь раньше, нежели они. Так же выгодной стратегией является агрессивное навязывание себя через систему маркетинга – особенно рекламу. При удачном стечении обстоятельств тут можно продавать товар в десяток раз дороже его себестоимости: скажем, производство одной алюминиевой банки Кока-колы обходится в 16 центов при том, что продается в магазине она стоит от 1,5 до 2 $. Впрочем, это еще не предел – для той же «кокаколовской» питьевой воды BonAqua разница между затратами на производство и продажной ценой составляет чуть ли не два порядка! (BonAqua – это обычная водопроводная вода, очищенная фильтрацией – и основными затратами на ее производство выступают затраты на изготовление бутылки.)
Понятно, что при наличии подобных эффективных стратегий особо упирать на цену – а уж тем более, на качество – нет никакого смысла. Поэтому для конечных потребителей от указанных выше стараний бизнесменов по поддержанию и развитию своего бизнеса пользы, по существу, оказывается не так много. Ну да: они получают развитую систему маркетинга и ритейла, предлагающую ему необозримое множество товаров. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что большая часть этих товаров представляют собой практически полные аналоги друг другу, да еще и сомнительного качества. (Поскольку необходимость тратить средства на маркетинг заставляет производителей экономить на … изготовлении самой продаваемой продукции.)
* * *
То есть, получается интересная «картина»: выступая, как работник на производства, человек в капиталистическом обществе испытывает все «прелести» коммерческих рисков и эксплуатации. А выступая, как потребитель– вынуждается довольствоваться, мягко говоря, некачественными товарами в яркой упаковке при наличии агрессивной рекламы. Но и это еще не все – поскольку самое страшное состоит в том, что, рано или поздно, но «маркетинговый задел» у капиталистов заканчивается. В том смысле, что продавать еще больше бутылок водопроводной воды по цене, в 100 раз превышающих ее себестоимость, они уже не могут. А значит, им придется согласиться с прекращением роста капитала – что в реальности невозможно. (Поскольку это означает для капитала фактическую смерть.) Поэтому вслед за агрессивной продажной кампанией, а так же «подключением» государства к решению коммерческих проблем (ну да: Великая Торговая война США с Китаем) приходят еще более радикальные меры. На «вершине» которых находится война – причем, война Мировая.
На самом деле, человечество уже переживало две подобных ситуации, в которых капиталисты, исчерпав все «конвенциональные» средства борьбы друг с другом – вроде заградительных пошлин и госзаказов – переходили к указанному пути. Заставив при этом человечество заплатить за свое «спасение» порядка 80-100 миллионов человек! Наверное, тут не надо говорить, что подобная плата за возможность купить в магазине «сникерс» мало кому может показаться приемлемой. На этом фоне даже наличие яхт и поместий выглядит незначительной проблемой, поскольку речь тут идет даже не о том, что капиталисты отнимают часть производимой рабочими стоимость и пускают их на свое «сверхпотребление». А о том, что рабочие должны платить своими жизнями за необходимость «панов» бороться друг с другом.
Наверное, тут не надо говорить о том, как следует относиться к данной «жертве». Ну, а самое главное – как стоит относиться к тем людям, которые следуют пресловутой «упрощенном модели» капиталистической экономики, по таинственным причинам не учитывающей данный «переход количества в качество». (В смысле, конкуренции из экономической в военную.) Со всеми вытекающими последствиями…
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →