anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Еще раз о советской торговле - и о путях решения проблемы с ней

Как известно, торговля в СССР 1960-1980 годов была далека от совершенства. Впрочем, далека от совершенства была и вся «сфера услуг» - все советское время существовавшая в условиях жесткого кадрового дефицита. Данный факт оспаривать невозможно – но одновременно с этим невозможно оспаривать и тот момент, что существенно улучшить данную ситуацию было очень и очень  тяжело. Поскольку даже при условии понимания проблемы – а она, в целом, понималась, о чем свидетельствует, например, масса сатирических материалов  – выделить дополнительные трудовые ресурсы сюда было очень сложно. Особенно, если понимать под этими ресурсами не просто людей – а людей, достаточно квалифицированных и мотивированных для того, чтобы не быть поглощенными «Серой зоной».

Это даже повышением зарплат не исправить, поскольку престиж торговли и «службы быта» в СССР времен «Золотых десятилетий» находился где-то около нуля. И представить, будто бы инженеры и рабочие с аэрокосмических предприятий (или, хотя бы, со строек новых городов), устремились бы в магазины и мастерские, практически невозможно.  Так что указанная область просто была обречена оставаться в руках пресловутых «любителей торговли из-под прилавка», бракоделов-мастеров, вечно пьяных сантехников и грубиянов-администраторов в гостиницах. По крайней мере, так выглядит ситуация при рассмотрении ее в рамках господствующего в позднем СССР тренда.

* * *

Однако был и другой вариант – который значительно менял дело. По крайней мере, в системе торговли. (Хотя, конечно же, и в других областях «бытового обслуживания» нечто подобное могло бы быть применено.) И состоял он в  переходе к автоматизации указанной области. Разумеется, не всей – однако даже те проблемы, что могли бы быть устранены подобным изменением, позволили бы улучшить жизнь советских людей на порядок и более. Причем, это относится даже не к «глобальным изменениям» - вроде создание системы автоматизированной торговой логистики, позволившей бы ликвидировать ситуацию, когда в одном месте не хватает тех или иных товаров, а в другом – они давно залежались на складах. (И разумеется, поставить на место пресловутых «заведующих базами», кои в позднесоветское время оказались целиком принадлежащими «Серой зоне».) Или к еще более серьезному изменению в виде строительства всеобщей системы управления, позволяющей связать гибкой обратной связью предложение и спрос в условиях фактически безденежной экономики. (Т.е. ОГАС.) Поскольку все эти фундаментальные изменения надо рассматривать отдельно.

Нет, речь идет о более простой и гораздо более примитивной системе, подобной современной «электронной торговле» - т.е., том, что давно уже реализовано и прекрасно работает даже в условиях капиталистической экономики. (С ее чудовищными издержками.) Начиная с тех же супермаркетов с их электронными кассами (хотя формально они к «электронной торговле» и не относятся), и заканчивая интернет-магазинами. Кстати, сейчас, наверное, мало кто будет спорить с тем, что очень часто данный способ торговли оказывается гораздо более удобным для покупателя, нежели привычные для нас «оффлайновые формы». А заодно – и гораздо менее затратным для продавца. (В том числе, и по «человекоресурсам», которые тут устремляются к нулю.)

Разумеется, в условиях рыночной экономики данный способ имеет и определенные недостатки. Например, в том плане, что приводимая в интернете информация часто носит манипулятивный характер, оказываясь весьма далекой от реальности. Кроме того, отсутствие стандартизации той же «размерной сетки» зачастую подобные покупки приводят к забавным или обидным  сюрпризам. (Скажем, в интернете полно смешных фото одежды, купленной на Алиэкспрессе или Ебее.) Поэтому полностью вытеснить оффлайновые магазины интернет не может. Ну, и разумеется, существуют т.н. «шопоголики», которым важно именно побродить по магазинам, потрогать вещи «своими руками», и даже – «подоставать» продавцов. (Но подобные личности не составляют большинство покупателей, да и само их появление в значительной мере определяется наличием агрессивной рекламы.)

* * *

Поэтому можно предположить, что если бы внедрение подобных систем произошло в условиях социалистического общества, то подобные изменения были бы восприняты «на ура». Правда, может показаться, что это – невозможно. В том смысле, что развитие интернет-торговли в нашей реальности началось только после массового распространения Всемирной сети и домашних компьютеров: первый интернет-магазин был открыт в 1996 году. Однако стоит понимать, что использование протоколов TCP/IP – а именно они представляют собой основу Интернета – в данном случае есть «необходимость второго порядка». (Не говоря уж о WWW.) И, в принципе, при желании реализовать нечто подобное можно было бы и на другой основе – скажем, на базе сети терминалов системы ОГАС. Кстати, сам Глушков – который являлся инициатором создания указанной системы – еще в конце 1960 годов предполагал использования последней для проведения электронных платежей.

Тем более, что  первые электронные банковские карты были созданы в начале 1970 годов, а первые банкоматы – еще раньше. (1967 год) Таким образом, никаких запретов на развитие подобных вещей после развертывания ОГАС не существовало, и вполне можно предположить появление систем электронной торговли в указанное десятилетие. (Особенно если учесть, что советская финансовая система была на порядок проще, нежели на Западе, с его массой банков.) Правда, для полноценной «интернет» - а точнее, «компьютерной» - торговли  оставалась еще труднорешаемой задача передачи высококачественных изображений в условиях существующих тогда сетевых технологий. Однако ее можно было обойти путем использования дополнительной оффлайновой информации, тем более, что ассортимент товаров в СССР был гораздо меньше, нежели сейчас. Что позволяло использовать слайды или даже бумажные каталоги.

Кстати, о последних: в СССР – как и во всем остальном мире – существовала система торговли через почту. (Посылторг.)  Однако в условиях СССР с его отсутствием «товарного избытка» подобная схема работала плохо – сам бланк с заказом отправлялся с черепашьей скоростью, наличие товара не гарантировалось, а логистика доставок, как уже говорилось, была на крайне низком уровне. Ну, и конечно же, стоит понимать, что в условиях, когда основная масса советского населения происходила из деревни, желание «пощупать» в большинстве случаев пересиливало. Поэтому подобная торговля не пользовалась особым спросом. (Был еще Внешпосылторг – но это уже несколько иное.)

Однако автоматизированная торговая система – да еще и рассматриваемая, как альтернатива торговле обычной – это совершенно иное. (Скажем, сколько людей заказывало вещи по электронным каталогам в «доинтернетную эру» даже при капитализме – и  сколько заказывает через интернет сейчас.) Поэтому сравнивать подобные системы – и делать на этом основании какие-либо выводы – было бы смешно. Тем более, что с целым рядом товаров – скажем, с продуктами – можно было бы обойтись и без доставки хотя бы на первом этапе. (Ччерез вендинговые автоматы или некие аналоги «автоматических» гипермаркетов.) Тем более, что – как уже говорилось – даже банальное внедрение технологий, подобных тем, что используются в современных гипермаркетах, позволило бы существенно снизить потребности торговли в людях и почти полностью устранить возможности для злоупотреблений.

* * *

Короче – возможности для внедрения технологии, способной чуть ли не полностью устранить одну из «неустранимых» проблем, в СССР имелись. Однако, разумеется, все это стало бы актуальным только в том случае, что в СССР был бы принят курс именно на «ускоренное развитие». Точнее – на реальное ускоренное развитие и полное переустройство экономики на основании имеющихся (и возможных) передовых технологий. (Т.е., если бы в 1960 годы был принят курс именно на создание современных предприятий, а не на просто рост экономики.) В подобных условиях вполне можно было бы надеяться на то, что указанная схема смогла бы быть выработанной – равно, как могло бы быть выработано множество иных, крайне необходимых для страны, систем. (Скажем, началась бы разработка т.н. «гибкого автоматизированного производства» для промышленности. Ну, и ОГАС, разумеется.)

Поскольку именно тогда – и только тогда – возникала возможность избежать Суперкризиса 1980 годов и развал страны. Однако этого не случилось: вместо технологического рывка была сделана ставка на продолжение строительства предприятий «предыдущего этапа». Ну, а СССР начал свое движение вниз, закончившееся 1991 годом и торжеством капитализма. По итогам чего значительная часть людей была выброшена на улицу, и использована для создания системы капиталистической торговли. Которая, конечно, лишена недостатков торговли советской – однако это произошло за счет полной деградации всего остального общества. (Как уже писалось: за приветливыми лицами продавщиц с педагогическим образованием скрывается катастрофа российской школы.)

Ну, а далее – по известной иронии истории – после указанного «зигзага»  электронная торговля все же пришла в нашу жизнь. И вот уже разнообразные Фритцморгены фарисейски жалеют «несчастных продавцов и кассиров», которых данная система может выбросить на улицу – «внутри» насмехаясь над этими нищебродами, не могущими вписаться в рынок. Что еще раз демонстрирует главную особенность современного капитализма, состоящую в том, что последний все обращает во зло человеку. Но, разумеется, говорить об этом надо уже отдельно.

Тут же, завершая разговор, можно только указать на то, что нет никаких сомнений: в будущем социалистическом обществе, разумеется, данная тенденция будет не просто продолжена – но и существенно развита. И пресловутые «советские магазины» с их бесконечными очередями и хамящими продавщицами окажутся навсегда забытыми в прошлом. Навсегда.

Tags: Берег Утопии, СССР, техника, техникогуманитарный баланс, футурология
Subscribe

  • К чему информационный класс привел мир?

    На самом деле не стоит думать, что проблема с "информационным классом" - а точнее, с повышением уровня его влияния на общество, наступившем в…

  • Про необратимость истории

    И вот теперь можно свести все последние посты и, наконец-то, указать: для чего это все писалось. А писалось это для одного: для показа важнейшего…

  • Почему не капитализм? Часть вторая

    Итак, как было сказано в прошлом посте, та социально-экономическая система, которая существует сейчас, не имеет право именоваться капитализмом. Даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • К чему информационный класс привел мир?

    На самом деле не стоит думать, что проблема с "информационным классом" - а точнее, с повышением уровня его влияния на общество, наступившем в…

  • Про необратимость истории

    И вот теперь можно свести все последние посты и, наконец-то, указать: для чего это все писалось. А писалось это для одного: для показа важнейшего…

  • Почему не капитализм? Часть вторая

    Итак, как было сказано в прошлом посте, та социально-экономическая система, которая существует сейчас, не имеет право именоваться капитализмом. Даже…