anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

О некоторых аспектах современной социальной динамики

Кстати, забавно – но упомянутая в прошлом посте особенность про схожесть «исторических судеб» Украины и США (в виде «внезапно свалившегося на них счастья»( позволяет еще раз выйти на главную особенность нашего времени. А именно: на то, что все «достижения» его – причем, и реальные, и «виртуальные» - основаны исключительно на явлениях, целиком и полностью связанных с существованием СССР. Это касается и особенностей социального устройства – начиная с пресловутого «государства всеобщего благосостояния», сейчас уже ликвидируемого, однако еще сохраняющего немалую мощь. (И даже пытающемся пускать «новые побеги» в виде пресловутого БОДа – правда, совершенно ожидаемо, без особых результатов.) Это касается и научно-технических успехов – скажем, все нынешнее «компьютерно-сетевое великолепие» могло возникнуть только в условиях советско-американского соперничества. («Военные корни» компьютеров и компьютерных сетей никто никогда не скрывал. Впрочем, так же как и связь микроэлектроники с ракетно-космическими и авиационными программами.)

Впрочем, о данной особенности современного мира я уже не раз писал – поэтому подробно останавливаться на ней нет смысла. Поэтому тут хочется обратить внимание на несколько иное: на то, что с советским влиянием – той самой «тенью СССР» - в действительности связаны не только исключительно положительные изменения. Но и многие достаточно неприятные вещи – которые, как это не странно прозвучит, на самом деле являются следствием тех же самых «больших», тектонических процессов, что заставляют человечество двигаться по «исторической лестнице». (Проходя путь от даже не полуживотного, а чисто животного состояния к состоянию истинного хозяина окружающего мира.) Хотя при этом и доставляют современниками немалые проблемы.

* * *

Скажем, именно к этой категории можно отнести создание т.н. «безопасного общества» - особой системы организации человеческой жизни, «выносящей» за ее пределы вопросы физического выживания человека. Что само по себе есть, безусловно, положительное явление, оспаривать положительное значение которого невозможно, однако в качестве одной из своих «побочек» имеющее массовое распространение т.н. «деструктивных психотипов». А точнее – людских моделей поведения, ориентированных на получение успеха в подобной «песочнице» через максимальную концентрацию на «локальных стратегиях». То есть – на возможности сорвать «куш» в той или иной форме тут и сейчас, пренебрегая долговременными интересами.

О данной проблеме, так же проявляющейся в самых различных формах – от отказа финансирования базовой производственной и коммуникационной инфраструктуры до резкого падения уровня образования и даже «упрощения» и «удешевления»  человеческих отношений (любви и дружбы в классическом смысле) – так же не раз уже указывалось. Равно, как говорилось и о том, что данная тенденция неизбежно раскачивает устойчивость современной цивилизации – точнее говоря, Западной цивилизации, вот уже почти пять веков выступающей мировым гегемоном – и, в конечном итоге, ведет к ее закату. К тому самому «Закату Европы», который так пророчески предвидел Шпенглер – несмотря на его полное непонимание сути данного процесса и его хронотопа. (В результате чего ошибся почти на сто лет.)

На самом деле, кстати, подобное «падение нравственности» так же происходит в человеческой истории не впервые. Подобные вещи происходили, например, во время т.н. «заката Римской Империи» - периоду «классической» социальной деструкции, приведшей Античную цивилизации к гибели, Рим к разрушению, а так же к наступлению пресловутых «Темных веков».  Но одновременно с этим – к появлению Христианской Европы, цивилизации, которая сумела преодолеть огромное число ограничений, стоявших у человечества до этого. Скажем –на возможность создания высококультурных структур в северных широтах. Причем, если учитывать ту роль, что эта самая Европа потом сыграла в создании России, то можно сказать еще больше: в создании «климатонезависимой» цивилизации вообще. Впрочем, тут так глубоко «копать» мы пока не будем, и поэтому ограничимся лишь очередным упоминанием того, что без падения Рима не было бы ни Франции, ни Англии, ни Испании, ни Германии – ну и т.д., и т.п. – со всеми их культурными богатствами. (С коими можно спорить – но кои невозможно отрицать.)

То есть – вступив на путь своей гибели, «Античная Цивилизация» заложила основание будущих побед человечества. То же самое можно сказать и про грядущее падение «Цивилизации Западной». То есть – разрушение той сложнейшей системы социально-экономических отношений, что определяло развитие мира со времен Великих Географических открытий – и, по сути, сформировало современный образ «человеческой цивилизации». Казавшейся еще недавно не просто несокрушимой – ну да, как Вечный Город – но и единственно возможной. (Впрочем, тут так же можно сослаться на Рим и его мыслителей, которые видели существующий порядок вещей – включая рабство – наиболее соответствующей «природе вещей».)

Разумеется, даже сейчас многим может показаться, что «конец истории» - т.е., переход человечества в некое «сверхстационарное состояние», которые можно длить до бесконечности – если не наступил, то, по крайней мере, достаточно близок. (Не важно – в «праволиберальном» смысле ли, с ликвидацией государственного вмешательства и превращением всех в «свободных либетрариев». Или в «леволиберальном», с развитием указанного выше «государства всеобщего благосостояния» с БОДом и торжеством прав меньшинств.) И можно путем незначительных – по сравнению с поставленной задачей – изменений полностью разрешить стоящие перед миром проблемы. (Ликвидировать социальную напряженность, ликвидировать экономические кризисы, устранить религиозную рознь и т.д.) Однако тем дальше – тем очевиднее становится тот факт, что так просто обойтись не получится, и что грядущие события окажутся куда как фундаментальнее и печальнее для современников.

* * *

Впрочем, говорить об этом надо отдельно. Так же, как отдельно надо говорить о том, что даже самые негативные сценарии будущего «перехода» в исторической перспективе выступают гораздо более «мягкими» и благотворными для человечества, нежели указанное выше гипотетическое «вечное дление» нынешнего порядка вещей. (Как падение Рима в глобальном смысле оказалось гораздо «лучше», нежели гипотетическое пожирание подобный «социальным спрутом» всего окружающего мира – что было единственной возможностью выживания «глобальной Империи».)

Tags: закат Европы вручную, исторический оптимизм, социодинамика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments