anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Сурок расправил плечи

Читал тут у уважаемого Мастерка пост про атомные локомотивы в США  - тему, в общем-то, не сказать, чтобы неизвестную, однако, безусловно интересную. В том смысле, что данный тип локомотивов в середине 1950 годов казался не просто возможным - а возможным в достаточно близкое время. (Как показано в приводимом посте.) И вспомнил, что примерно в это же время - в 1957 году - вышел широко известный в узких кругах "либерталистический" роман Айн Рэнд "Атлант расправил плечи".

Ассоциация эта пришла мне в голову по той простой причине, что в указанном произведении весь сюжет крутится как раз вокруг железной дороги. Более того - речь там идет о железнодорожных инновациях. (Точнее, о "железнодорожных инновациях" - о чем будет сказано чуть ниже.) Однако вот атомных локомотивов в данном произведении нет - несмотря на то, что происходит все это в некоем будущем.

Разумеется, это может показаться мелочью. Однако если мы посмотрим на Соединенные Штаты данного времени - где пресловутая "Рэнд" (почему в кавычках - так же будет сказано ниже) выпустила свою нетленку, и где, по идее, и происходят описанные в ней действия - то увидим, пропитывающий буквально все "атомный дух". Который проявлялся начиная с известных наблюдений за атомными взрывами в Неваде и заканчивая знаменитым конструктором "Юный физик-ядерщик".(Включающем в себя настоящие соли урана.)

Наверное, в тот момент только любовь к космосу могла соперничать с любовью к атому. Ну, по крайней мере, у тех людей, которые считали себя достаточно восприимчивыми к инновациям. Впрочем, космоса в "Атланте" так же нет - есть только некие "космические лучи", отсылающие, скорее к 1920, если не к 1910 годам. А главной "инновацией" романа выступают... железнодорожные рельсы. Кои, будучи выполненными из особого материала, оказываются в разы эффективнее, нежели рельсы обычные.

Разумеется, для людей, хоть как-то знающих материаловедение, подобные вещи могут показаться странными. (В сети были разборки "Атланта" именно с технической точки зрения.) Тем не менее, тут стоит напомнить, что нечто подобное - в смысле, появление "суперрельс" - в истории действительно было. Только отсылает оно вовсе не к 1950 годам, а к 1900-1910, когда происходила массовая замена выполненных из чугуна (!) и низкопрочных сталей 19 столетия железнодорожных путей на пути из современных материалов. Тогда действительно, удавалось увеличить пропускную способность дорог в разы.

Однако к середине ХХ века эта возможность давно уже была исчерпана - и дальнейшее развитие отрасли планировалось через совершенно иные вещи. (Кстати, в Соединенных Штатах очень скоро стало возможным говорить не о развитии - а о деградации железных дорог.) Так что в действительности "Атлант" может рассматриваться, как роман не об инновациях - а, напротив, как произведение, повествующее об возвращении к прошлому. Причем, не только в социальном смысле слова. (Прорывной тип рельс, космические лучи. Хорошо еще, что тепловозы - ставшие на американских ж/д 1950 годов обыденностью - еще оставались. Хотя и паровозы на страницах романа встречаются слишком часто для данного времени.)

Впрочем, это не удивительно - поскольку сама Айн Рэнд, она же российская эмигрантка Али́са Зино́вьевна Розенба́ум, дочь богатого аптекаря и наследницы поставщика военной формы (!наверное, тут не надо говорить, что это значило в Российской Империи!), в действительности вряд ли страдала особой любовью к инновациям. Скорее наоборот - она неизбежно должна была считать лучшим путем движения человечества возвращение в мир "до 1917 года". Которым, собственно, и был созданный ей мир "свободного предпринимательства". (В противовес "социализму 1950 годов".)

Тут можно было бы сказать: ну хотела - и хотела, что в этом плохого. Разумеется, ничего - вот только популярность данного романа свидетельствует о том, что подобные "хотелки" присущи были не только ей. Более того - тот факт, что "Атлант" стал вторично популярен в 1990 годы, прямо указывает на то, что данное мнение разделяет огромное количество людей. Кои "дореволюционной эпохи" не застали - однако при этом могли испытывать огромную ностальгию по ней. По всем этим "балам, красавицам, лакеям, юнкерам" - и прочим вещам, ставшим анахронизмами уже в 1920 годах. (В том числе - и за пределами СССР.)

Т.е., пресловутое развитие для них - это сохранение человечества в условном 1914 году. Вечный "День Сурка", растянутый на тысячелетия - причем, не только в социальном, но и в научно-техническом плане. (Поскольку все эти атомные станции и космические ракеты в действительности есть следствие эволюции не только научной, но и социальной.) Но, разумеется, подробно о данном феномене надо говорить уже отдельно...

Tags: антисоветизм, литература, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments