anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Ах, какая была держава...

Ах, какая была держава. Самолеты производила - причем, самолеты достаточно неплохие. По крайней мере, в своем классе они считались одними из самых востребованных машин - их использовали такие крупные авиакомпании, как American Airlines и Lufthansa. Что еще интересно, связано было это с низкими эксплуатационными расходами - по которым самолеты данной компании выигрывали и у американских Боингов, и у франко-германских Айрбасов. (Т.е., той "проблемы", в которой обычно обвиняют советско-российские самолеты, у них не было.)

Ну, а теперь самое интересное: страна эта называется Нидерланды. (В России ее еще принято именовать Голландией, что не совсем корректно, но так сложилось исторически.) А самолеты производила фирма Fokker. (Фоккер.) Наверное, мало кто сейчас помнит про последнюю - если только не брать людей, интересующихся временами Первой Мировой войны. (Когда нидерландские самолеты широко использовались в ВВС Австро-Венгрии и Германской Империи.) Однако данная компания существовала гораздо дольше - вплоть до 1996 года. И, как было сказано выше, существовала вполне успешно. 

Причем, что самое интересное, наивысшей точкой ее развития можно считать период с середины 1980 по начало 1990 годов. Когда начал выпускаться самолет Fokker 100, ставший, как написано выше, одной из самых востребованных машин (в своем классе) данного времени. Правда, пробыть в указанном качестве ему пришлось недолго: уже в 1996 году выпуск данного самолета был прекращен. Как был прекращен выпуск и других нидерландских самолетов по причине закрытия компании. Официально, разумеется, было объявлено, что причиной этого стал "низкий уровень менеджмента".

Вполне возможно, что это так и было. Тем не менее, удивительное "перерождение" управленцев Фоккера всего за десять лет выглядит довольно странно. Особенно при учете того, что как раз в начале 1990 годов произошло фактическое оформление пресловутого Европейского Союза. Который из аморфной структуры экономических связей в указанный период превратился в единый политический субъект. Субъект, в котором - в полном соответствии с модной в то время "геоэкономической доктриной" - каждое государство должно было заниматься тем производством, которое ему "наиболее подходит".

И, разумеется, это самое "подходит" устанавливалось тогда весьма сложными путями. (Как правило, в конечном итоге сводясь к интересам главных бенефициаров ЕС - Германии и Франции.) Так, скажем, Греция - которая, правда, вступила в данную структуру чуть позже - лишилась своего судостроения и, фактически, получила очень сильный удар по сельскому хозяйству. А Италия, например, как раз с 1997 года перестала выпускать персональные компьютеры. (Как не удивительно, но до середины 1990 годов итальянская фирма Olivetti считалась одной из ведущих в Европе по данному направлению.)

Ну, а Нидерланды лишились самолетостроения. Поскольку, с точки зрения "геоэкономики", для данной страны более выгодно оказалось производство молокопродуктов и мясопродуктов (а вот в Испании, коя до вступления в ЕС имела самое большое число крупного рогатого скота - "почему-то" данная отрасль не смогла получить должного развития, а скорее наоборот), парниковые овощи (опять-таки, вопрос о Греции и Испании, которые из-за климатических условий прекрасно могут обходиться без парников), цветы и продукты химической промышленности. Ну, и Philips конечно - правда, сейчас последний практически на 100% имеет надпись "made in China", но хоть что-то высокотехнологичное.

Впрочем, даже про мясомолочную продукцию и "Филипсы" сейчас мало кто вспоминает. И главным "продуктом экспорта" указанного государства в общественном сознании сейчас все чаще становится пресловутая "толерантность". Начиная с известной возможности свободно покупать "вещества", и заканчивая не менее известной "любовью" голландцев к представителям ЛГБТ. Ну, и еще "борьба за права человека" во главе с пресловутой "Гаагой", так же навязшей в зубах. (И хотя понятно, что 90% нидерландцев ко всему этому не имеют ни малейшего отношения - являясь честными тружениками на еще не закрывшихся предприятиях - но, все равно, подобное положение выглядит печальным.)

А совсем недавно делали самолеты!

P.S. Кстати, подобная участь сейчас постигает и канадцев - поскольку в прошлом году у известной канадской компании Bombardier авиастроительная программа CSeries была, фактически, выкуплена тем же Airbus' ом. В "канадском владении" остались только бизнес-джеты. Пока.

Ну, и до кучи - бразильский Embraer в настоящее время находится в состоянии фактического поглощения Боингом. Как говориться, "остаться должен только один"! Точнее - два. (Если не считать Китая.)

P.P.S. Ну, и еще забавное: одним из акционеров помянутого выше Airbus'а выступает... российский Внешэкономбанк. Который владеет 5,02 % акций компании. Разумеется, это немного по сравнению с немецкими 22,52 %, и французскими 27,53 % акций. Но вот, скажем, Нидерландам и этого не досталось.

Tags: закат Европы вручную, постсоветизм, теория инферно, техникогуманитарный баланс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →