
Впрочем, судя по всему, это, все же легенда – поскольку с самого начала динамит применялся, в основном, в строительстве и горнорудной промышленности. (Заодно принося своему автору огромные барыши – что, в общем-то, и было основной целью его изысканий.) В военных целях данное взрывчатое вещество использовали незначительно. Ну, и конечно, ни он, ни другие взрывчатые вещества огромной силы – вроде тротила или гексогена – ни разнообразные способы их «доставки» противнику (вроде суперпушек или авиабомб), ни ставшие «ужасом Первой Мировой войны» отравляющие газы,, человечество к миролюбию не приблизили. Вернее наоборот – все новейшие изобретения в военной сфере приводили лишь к эскалации конфликтов, к увеличению количества убийств совершенно невинных людей.
Впрочем, «Нобелевская премия мира» так же оказалась малопригодной для обеспечения данной цели – в том смысле, что как раз после ее введения прошли две самые жестокие войны в истории человечества: Первая и Вторая Мировые. Так что в качестве миротворца Нобель оказался таким же «успешным», что и все остальные представители данного «племени». В смысле – все мыслители, религиозные и общественные деятели, политики и монархи (скажем, Николай II), писатели (скажем, Лев Толстой) и поэты, которые мечтали прекратить вековую практику убийства одних людей другими. Называемую по обыкновению войной.
* * *
Однако существует человек, который реально смог сделать вышесказанное. Безо всяких премий и велеречивых деклараций, проповедей и убеждений – а самое главное, практически тем самым путем, декларацию которого предписывают Нобилю. Поскольку он, по существу, создал тот самый «источник мира», который работает до сих пор. (Пускай и в виде совершенно иных конструкций.) Имя этого

Поскольку этот небольшой – весом 83 кг – металлический шар стал не только первым шагом человечества в космическое пространство. (Что само по себе фантастически важно.) Но и дал нашей стране глобальную гарантию против любого нападения из-за рубежа. И да – речь стоит вести именно об указанной программе («Спутник»), а не только, и не столько, о баллистической ракете 8К71, несущей термоядерную боеголовку. Так как главный эффект тут состоял не в том, что последняя могла быть запущена по любому вражескому объекту. (Кстати, с довольно небольшой точностью) И, разумеется, не в том, что она могла уничтожить сколько-то вражеских солдат и их техники. Нет, все это – как уже было сказано выше – вряд ли могло помешать военным действиям. Важно было другое.
То, что данное действие мог видеть – точнее, слышать – любой человек планеты Земля. Последнее полностью обнуляло все пропагандистские возможности империалистических государств. А главное – позволило всем, да, практически всем их жителям понять, что научно-техническая мощь Запад больше не является превосходящей в данном мире. То есть – «Спутник» обрушивал одну из основ колониального владычества «белого человека», а точнее – вообще всей империалистической мир-системы. Впервые в за четыре столетия «европейская цивилизация» оказалась проигравшей вчистую. (Вторую Мировую войну еще можно было считать «внутренними разборками белых», несмотря на участие в этом СССР и даже его победу.) В связи с этим фактическое ощущение «сверхзащищенности», которое испытывал западный человек – а особенно, «человек американский» - разрушилось. А значит – разрушился один из главнейших механизмов «втягивания масс в войну»: убежденность, что это «мы» будет убивать врагов, а «они» нас нет. (Классическое: «а нас-то за что».)
* * *
Это очень хорошо описал тот же Стивен Кинг, передавая свое ощущение от запуска советского аппарата: «Русские опередили нас в космосе. Где-то над нашими головами, триумфально попискивая, несется электронный мяч, сконструированный и запущенный за железным занавесом. Ни Капитан Полночь, ни Ричард Карлсон (который играл в “Звездных всадниках” (Riders to the Stars), боже, какая горькая ирония) не смогли его остановить. Он летел там, вверху…, и они назвали его “спутником”. Управляющий еще немного постоял, глядя на нас; казалось, он ищет, что бы еще добавить, но не находит. Потом он ушел, и вскоре фильм возобновился.» На самом деле это было взросление – жестокий, но необходимый в жизни человека момент, после которого он по-другому начинает относиться к жизни. В частности, начинает понимать, что никакой «Капитан Полночь» его не спасет – если он сам ничего не сделает для своего спасения.
Собственно, именно после этого пресловутая «борьба за мир» перестала быть уделом одиночек-идеалистов (разнообразных Толстых и Ганди), выйдя на улицы и площади. Ну, а руководство империалистических государств поняло, что, помимо «хозяев», существуют и еще некоторые силы, способные влиять на текущее положение. Ну, и разумеется, они увидели, что – помимо «традиционной» отправки «серой скотины» на фронт – существует и еще один вид войны. А именно: война, которая приходит в гости к каждому. Не только к многочисленным и безымянным Джонам, Фрицам или Полям, которые – по мнению пресловутых «атлантов», «лучших людей» - для того и существуют, чтобы сдохнуть во имя «интересов нации». (Т.е., Круппов, Тиссенов, Ротшильдов, Рокфеллеров и других «нациобразователей».) Но и к ним – таким эффективным, конкурентоспособным и защищенным всеми силами «своего» общества.
Теперь же маленький шар, спокойно пролетающий над всеми государственными границами, красноречиво свидетельствовал, что невозможно укрыться от ответного удара – огородившись горами, океанами, многочисленными линиями фронтов с миллионными армиями и многоуровневой системой ПВО. И что повторить ситуацию прошлых войн, когда одни граждане страны умирали от ран, огня и голода, а другие поднимали бокалы с шампанским за будущие прибыли, больше не удастся. (Да, именно по указанной причине никакое «супероружие» - начиная с пресловутого динамита и заканчивая ковровыми бомбардировками – так и не привело к миру: а как это могло произойти, если от него умирали одни, а решения о начале войны принимали другие.)
* * *
Межконтинентальная баллистическая ракета уровняла всех: богатых, бедных, простых солдат и многозвездных генералов, ведущих политиков и уличных бродяг. Она, по существу, поставила перед людьми выбор: или всеобщее уничтожение. (Под «всеобщим» тут подразумевается не полное уничтожение всех людей – это не только в 1957 году, но и теперь невозможно – а то, что данный процесс мог затронуть каждого, где бы он не находится.) Или же совместное освоение космического пространства – выход за пределы своей колыбели. То есть, поставило выбор: быть злыми детьми, убивающими все вокруг – или стать взрослыми. Тогда – в 1950 годах – выбор был сделан в пользу второго варианта. Не всеми, конечно, людьми – но даже тех, кто сделал данный выбор, хватило для того, чтобы избавить мир от очередной Мировой войны.
Правда, как оказалось, этот выбор был недостаточным – в том смысле, что его невозможно сделать один раз и на том успокоиться. Скорее наоборот: через подобный процесс должно проходить каждое поколение – однако это тема уже совершенно иного разговора. Тут же, завершая сказанное выше, можно только еще раз указать на важность упомянутой даты – 4 октября 1957 года. Даты, ставшей важным этапом на пути к совершеннолетию человечества…