anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

В продолжение вопроса о скорости прогресса

На самом деле я хотел вначале привести сравнение между разработкой той же "семерки" Королева (Р-7), и скоростью разработки современных ракет - тем более, что и повод есть. Однако подумал, что, во-первых, это было сделано уже не раз. А, во-вторых, поскольку данное сравнение действительно может показаться некорректным. (Хотя, на самом деле, оно весьма корректное) По той простой причине, что многие считают, что "тогда", в 1940-1959 это могло видеться, как "общегосударственная задача высокой важности". А сейчас ракеты - "просто проект" непонятно для чего. (На самом деле сложно сказать, так это или не так. Поскольку того эффекта, что принесет Р-7, никто не предвидеть не мог. Поэтому данную программу могли рассматривать исключительно, как разработку еще одного вида вооружений. Не более того.)

Тем не менее, обращусь к несколько иному примеру - у которого, как не удивительно, существует довольно похожий "современный двойник". Итак, в 1960 году советское руководство поставило задачу разработать новый самолет, пригодный для перелета на дальние расстояния. Напомню, что к этому времени СССР уже имел Ту-114, который прекрасно справлялся с подобной задачей - то есть, был межконтинентальным лайнером. Поэтому поставленный вопрос был не вопросом престижа или какой-нибудь стратегической значимости: все эти задачи Ту-114 решал прекрасно. (Кстати, надежность 114 была колоссальная - за все время эксплуатации был потерян только один самолет.)

Проблема была в другом - в недостаточной вместимости лайнера и высоком уровне шума. Для устранения этого было принято решение перейти от турбовинтовых к турбореактивным двигателям. (От этого еще и увеличивалась скорость полета - что важно в случае "коммерческих" рейсов.) Ну, а вследствие того, что КБ Туполева на тот момент было очень сильно загружено - шла разработка Ту-134 и одновременно отрабатывалась конструкция Ту-22 - то проект был заказан КБ Ильюшина. Это произошло 18 июня 1960 года.

А уже 2 января 1963 года первый опытный самолет поднялся в воздух. Еще раз отмечу: это был совершенно новый, "с нуля" спроектированный лайнер, не имевший ничего общего с "предыдущей" ильюшинской моделью Ил-18. (Причем проектировался он именно с учетом обеспечения максимальной эффективности пассажироперевозок - с упором на экономичность топлива и минимальный пустой вес.) Поэтому в течение года шли активные испытания конструкции, по результатам которого через год был построен еще один опытный самолет, а затем и третий. Поэтому "в серию" Ил-62 был поставлен "только" через шесть лет после начала разработки - в 1966 году. (По сравнению с тем же Ту-114 - это очень много) А уже с 1969 года началась работа над следующей моделью Ил-62М. (На самом деле, модификацией - однако по "глубине" она была сравнима с тем, что сейчас именуют именно "моделью".)

Ну, а теперь самое главное: эту историю - которая является одной из бесчисленного количества "историй" 1960 годов - я привел только потому, что у ней есть, как уже было сказано, "полный аналог" в современности. Итак, где-то в начал 2000 годов - а точнее, в 2002 году - в Российской Федерации вдруг решили, что стране необходим среднемагистральный самолет. Поскольку все, что было разработано в советское время уже устарело. На самом деле в этом нет ничего обидного - как уже было сказано выше, разработка того же Ил-62 началась тогда, когда Ту-114 еще был достаточно новым. Поэтому решили - и решили, уже хорошо.

Затем пошло еще лучше. В том смысле, что в качестве "базиса" для нового лайнера выбрали разрабатываемый в начала 1990 Як-242. Последний, кстати, был глубокой модификацией созданного в середине 1970 годов (!!!!) Як-42, но пока оставим этот момент. Поскольку и без него описанный процесс разработки нового лайнера  представляет собой крайне эпическую картину. В рамках которой указанный проект - высокопарно названный МС-21 (Магистральный Самолет 21 века !) - до сих пор не дошел до серийного производства. Еще раз: начало разработки - о Як-42 еще раз умолчим - было положено в 2002 году. Однако к 2019 году мы имеем всего лишь третий опытный экземпляр. С туманной перспективой перехода к серии то ли в конце 2020, то ли в 2021 году.

Разумеется, тут можно много сказать о том, как тяжело в нашей стране производить самолеты, как много было утеряно - правда, в 1960 годах значительную часть технологий вообще приходилось начинать с нуля - и как важно ценить даже то, что есть. Все это, безусловно, верно - и начало производства МС-21 через то ли 18, то ли 20 лет после начала разработки гораздо лучше, нежели тупое растаскивание авиазаводов на металлолом. (Как это происходит, например, на Украине.) Однако считать указанный момент свидетельством "необычайной скорости прогресса" есть однозначная глупость. (Кстати, сам процесс разработки, в целом, финансируется неплохо - общая стоимость проекта определена, как 437 млрд. рублей. (Из Вики) Это, между прочим, средняя зарплата более 10 млн. человек.)

То есть - необходимость в самолете осознается, деньги выделяются, но при этом движение происходит с поистине черепашьей скоростью. (Даже если еще раз не учитывать Як-242.) И это при том, что развитие автоматизации проектирования и расчета конструкции находится на очень высоком уровне - что позволяет множеству проектных операций происходить на порядок быстрее, нежели в 1960 годах. Да и применение станков с ЧПУ и обрабатывающих центров так же ускоряет создание новых машин. Казалось бы, при указанной ситуации самолеты должны печься, как горячие пирожки - но нет. Бесконечные переносы сроков, бесконечные заявления "вот-вот, и начнем"...

И как вишенка на торте, происходит эпическое просирание - да, по другому не скажешь - того невероятного подарка судьбы, что предоставил для МС-21 Боинг. В том смысле, что серия аварий самолетов данного производителя дало отечественной продукции огромный шанс - если бы она могла "поспеть вовремя". Казалось бы, даже с т.з. "чистой коммерции" надо поднапрячься, собрать силы, нанять дополнительных людей - и захватить хоть какую-то часть освободившегося рынка:  ведь подобного больше шанса не будет. Но нет, не выходит каменный цветок, как не крути.

Ну, а вы продолжайте говорить, что "классические профессии" больше не нужны и делайте ставку на активность и креативность...

Tags: СССР, история, постсоветизм, техника, техникогуманитарный баланс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →