anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Category:

Реквием по реквиему - или что не так со "Звездными войнами"

У Кассада вышел «плач по Звездным войнам» , злодейски убитым коварными диснеевскими продюсерами. В том смысле, что товарищ Рожин – подобно тем самым мышам, героически поедавшим кактус – сходил-таки на последний фильм франшизы, получив от данного действа ожидаемый фейспалм. Конечно, самое загадочное тут – это то, почему указанный автор ожидал получить что-то иное, несмотря на все последние старания кинематографистов убедить его в обратном. Мне, если честно, хватило в свое время Кайло, простите, Рена для того, чтобы окончательно убедиться в том, что The Walt Disney Company в любом случае остается… что The Walt Disney Company. Т.е., производителем квинтессенции массовой развлекательной продукции, одновременно красивой, коммерчески выгодной и полностью лишенной всякого смысла…

Впрочем, если честно, то об этом писать сейчас просто смешно. Поскольку основной «поток» ритуальных проклятий на голову несчастных «диснеевцев» давно завершился, и, за исключением наиболее упертых фанатов «франшизы», никто от них давно уже ничего не ждет. (Ну да, в качестве исключения можно приводить «Изгоя-1», однако этот пример только подтверждает правило.) Поэтому в данном случае гораздо интереснее и полезнее обратить внимание несколько на другое. На то, что печальная судьба «Звездных войн», прошедших путь от фильма, ставшего, по существу, родоначальником целого жанра – и не только в кинематографе – до нынешних диснеевских поделок в действительности была предрешена с самого начала. Да, с того самого фильма, который впоследствии получил название «Новая надежда», однако изначально именовался просто «Звездными войнами».

Напомню, что было это в далеком 1977 году, когда (относительно) молодой Джордж Лукас решил исполнить мечту всей своей жизни, и снять фильм в стиле «космических опер» своего детства. Напомню, что сам Лукас 1944 года рождения, то есть, практически вся его жизнь (до 1977 года) прошла под знаком освоения космического пространства – начиная с запуска первого Спутника и заканчивая успехом программы «Аполлон». Правда, по существу, до съемок «Звездных войн» космической тематикой он не особо интересовался: за Лукасом «числилось» два фильма – антиутопический «THX 1138», лежащий, в общем-то, в рамках гуманистических представлений западной интеллигенции 1960 годов. (Т.е., направленном против государственной системы подавления, видевшейся тогда источником всех бед.) Однако эта тема «не сработала» - фильм не получил особой популярности.

 Иное отношение получила «ностальгическая» (по существу) молодежная комедия «Американское граффити», отсылающая к недавно завершившимся 1960 годам – десятилетию, которое в США было таким же временем подъема и надежд, что и в нашей стране. Она оказалась весьма прибыльной: 115 млн. $ при затратах в 775 тысяч были очень хорошим результатом. Подобная разница восприятия показала, что зритель к 1973 году «устал» от сложных тем, и желает относительно легкого времяпровождения. И, по существу, стала одним из важнейших факторов, позволивших создать ту самую «космическую франшизу», которая впоследствии навсегда оказалась связана с его именем. В том смысле, что Лукас понял: зрителей надо развлекать.

* * *

Разумеется, сегодня это выглядит само собой разумеющимся – однако для середины 1970 годов подобная мысль звучала достаточно оригинально. Поскольку все послевоенное время господствовала совершенно противоположная максима, состоящая в том, что кино – это уже не тот балаган, которым оно было при своем создании. А значит – надо поднимать социальные и иные проблемы, указывать на «больные места» и пытаться изменить поведение человека в лучшую сторону. В общем – делать то, что делает искусство в привычном (на тот момент) понимании. На самом деле, конечно, это не означало отсутствие «легкого жанра» - но даже он должен был лежать в общем, «проблемном», мейстриме. (Скажем, снимая «криминальную драму», следовало делать акцент на «пороках общества», приведших к преступлению.)

Подобное состояние господствовало в 1977 году среди интеллектуалов, видевших в пресловутых «вестернах» давно уже прошедшую эпоху, а в качестве эталона «космического кино» полагавших знаменитую «Космическую одиссею 2001 года» Кубрика. Однако при этом не замечавших тех изменений, что пережило общество за последние 10 лет. В том смысле, что прежний экономический, да и научный, культурный – в общем, системный – подъем к середине 1970 сменился на глубокую стагнацию. Называемую сейчас «экономическим кризисом», однако в действительности имеющим вид не кризиса в «классическом понимании» - то есть, состояния общества, в котором все рушится в тартарары – а некоего «загнивания», остановки развития, туманности будущих перспектив. (Да, именно так – советская пропаганда не врала.) В том смысле, что все «жизненные функции» в указанное время были надежно обеспечены «государством всеобщего благосостояния», и наступление каких-то экономических проблем «средний человек» воспринимал только через остановку «социальных лифтов».

То есть – не катастрофа, а наступление «общества скуки». (Общества, где самореализация оказывается крайне затрудненной –что, собственно, и стало одним из оснований для уже не раз помянутого «правого поворота».)

На этом фоне введение в оборот «сказок для взрослых» выглядело достаточно логичным, и вполне ожидаемым. В том смысле, что уставшие от бурных событий прошлого десятилетия и подавленные мелкими, но неприятными экономическими проблемами десятилетия текущего– которые (проблемы), однако не угрожали их жизни – люди оказались потрясающе готовыми к принятию той самой «новой мифологии», которую дал им Лукас в своих «Звездных войнах». Да, именно так – реальным «породителем» той самой «героической фантастики», того самого «маскулинного мира» (о закате коего ожалеет Мараховский с) были вовсе не формальные ее авторы. А та достаточно странная ситуация, связанная с  прекращением движения мира по пути «советизации», немедленно проявившиеся в указанном плане. Более того – вследствие диалектичности мира, появление данного жанра можно с полным правом рассматривать, как один из элементов данного поворота, «закрепляющего» его в сознании людей.

* * *

В общем, «Звездные войны» (вместе с другими подобными произведениями) одновременно означали и отказ от социального движения. И наличие потребности в чем-то, что должно было заполнять данный «отказ». Итогом этого стало обращение кинематографа к  созданию «новой мифологии» - как прямо называл данный процесс Лукас. Что, в свою очередь, означало отказ от всей выработанной традиции «реалистического кино» и  возвращение к тому самому балагану, от которого кинематограф так настойчиво пытался уйти. (Причем, не с 1950 годов даже, а, наверное, с 1920.) Причем, никакого «Диснея» для этого не требовалось, поскольку сами по себе «Звездные войны» изначально представляли собой самый яркий пример подобного жанра. А именно – набор самых, что ни на есть, заезженных штампов из «квазиромантической эпохи» фантастики 1930-1950 годов: легкие космические перелеты (безо всякого учета реальной физики), гигантские космические корабли в невероятном количестве, полное разнообразие разумных рас (так же без учета биологии, как таковой), наконец, космические принцессы, рыцари и императоры.

Однако главное тут было даже не наличие ставших уже (к 1970 годам) глубоко архаичных штампов и образов, а то, что данное произведение оказывается изначально лишенным всякого смысла. Да, именно так – несмотря на все созданные впоследствии «каноны», а так же попытку самого Лукаса после получения феноменального успеха выстроить какую-то, более-менее упорядоченную историю происходящего в «далекой-далекой галактике», и даже вставить в нее какие-то глубинные (на первый взгляд) смыслы о «темной и светлой сторонах силы» - изначально фильм был просто развлекательным балаганным представлением. Один в один отсылающим к commedia dell'arte и прочим подобным ритуальным представлениям с заранее определенными ролями и давно уже всем известным сюжетом.

Ну да: хрестоматийный злодей (роль несчастного отца он получил позже), благородный рыцарь и помогающий ему трикстер, заточенная в замке принцесса и испепеляющий все дракон (в роли которого используется «Звезда смерти»), коего рыцарю нужно обязательно победить. И которого он не победить он не может, поскольку иначе  не был бы рыцарем – т.е., человеком, наделенным Высшими силами некоей сверхспособностью. Кстати, никаких «мидихлориан» во время съемок оригинальной трилогии еще не было, а была именно «сила» в чисто религиозном смысле с отсылкой в популярным тогда восточным культам. (Слова самого  Лукаса о том, что он уже в 1977 году предполагал их наличие, выступает чистой мистификацией. Поскольку иначе требовалось бы признать религиозную основу созданного им мира – что для режиссера является неприемлемым.)

* * *

На самом деле, кстати, в самой указанной схеме нет ничего плохого. Красиво снятая сказка с классическим сюжетом о том, что «добро побеждает зло», богатыми декорациями и неплохо играющими актерами, сама по себе вряд ли может считаться деструктивной. Но только до тех пор, пока она считается именно сказкой – т.е., произведением для вполне определенной возрастной категории, занимающейся вполне определенным поиском жизненных ориентиров. Поэтому, скажем, для детей «Звездные войны» выглядят вполне подходящим фильмом. Так же, как, например, и "Терминатор" вместе с "Чужими". Разумеется, если исключить излишнюю физиологичность последней франшизы.)

Однако когда подобные произведения становятся «эталонами» кинематографии, охватывая все имеющиеся аудитории, создавая свои «сферы фанатов» - включая пресловутый «канон» - а главное, порождая целую «волну» космоопер – это очень тревожный синдром. Тревожный и для общества – которое неожиданно оказалось готовым только к «детским» произведениям, постепенно вытесняющим все остальное. (Что мы наблюдаем сейчас в виде победоносного шествия «вселенной Марвел».) И для искусства (скажем, кинематографии), которое утрачивает возможности для создания сложных, несущих многомерные смыслы произведений, доступных для восприятия массами. (Само появление «жанров не для всех» является крайне тревожным синдромом.)

Причем, как уже говорилось, попытка «оседлать» неожиданно «свалившуюся» на «Звездные войны» популярность, попытка использовать ее для доведения каких-то более глубинных смыслов (что пытался делать сам Лукас начиная со второй по порядку выхода части «Звездных войн») в подобном случае просто обязана была завершиться ожидаемым провалом. В смысле – неизбежным скатыванием в еще большее упрощение, превосходящее даже то, с чего тут все началось. В пресловутый «дисней» с его бесконечным пережевыванием первоначального сюжета, а главное – с очевидной направленностью на коммерциализацию фильма, на «фан арт» и продажу игрушек. Впрочем, даже сам Лукас в «классическую эпоху» не чуждался этого, так что же ожидать от корпорации, для которой указанный бизнес давно уже приносит основной доход? Ну, а сюжет? (Не говоря уж о смысле.) А что сюжет  – народу нравиться, в смысле, он голосует рублем (долларом), и все доводы «экспертов» и фанатов ему глубоко фиолетово.
* * *

Так что пресловутое «закрытие Star Wars'ов» - которое так поразило тонкую душу Рожина – на самом деле выступает полностью ожидаемым процессом, ведущим свое происхождение прямиком из самого 1977 года. В том смысле, что после выхода первого фильма – а точнее, после того, как он обрел действительное «космическую» популярность – стало понятным, что избежать движение к «диснею» невозможно. Причем, не только данной «франшизы» - а вообще, всей «космической» (и некосмической) фантастики, как таковой. Да и нефантастики тоже.

Поэтому, думаю, The Walt Disney Company и иже с ними еще нас осчастливит еще сотней-другой творений из жизни «далекой далекой галактики», а так же иных сказочных миров. Вне того, что об этом будут думать «эксперты и фанаты». Более того, учитывая дальнейшее снижение стоимости изготовления фильмов (именно изготовления, а не снятия), включая переход к полностью компьютерной симуляции «героев», думаю, что прогнозировать глубины падения тут будет очень и очень сложно. Но, разумеется, это будет уже совершенно иная тема…

P.S. Самое забавное, что все это написал бывший фанат "Звездных войн".

Tags: искусство, капитализм, кинематограф, постсоветизм, смена эпох, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Кино.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Причины деградации ЗВ лежат в иной, совершенно более простой плоскости: СЮЖЕТ ИСЧЕРПАН. Все, новизна кончилась.

Сами же Звездные Войны на момент выхода, безусловно, были прорывом.
Сравнивать с "Одиссеей" - совершенно бессмысленно, это принципиально разные жанры.

Что касается развлечения - так в кино и ходят развлекаться.

Кстати, в СССР не смогли снять ни одного пристойного фантастического фильма, в принципе ни одного. В то время, как в Голливуде - десятки отличнейших фильмов.
денег на декорации выделяли мало.

tchin_drugitche

1 year ago

d_nielli

1 year ago

tchin_drugitche

1 year ago

tchin_drugitche

1 year ago

hrun_morjov

1 year ago

Я так правильно понял, что оригинальные «Звёздные Войны» — это такая лёгкая, примитивная развлекательная штуковина. а вот то ли дело «Амаркорд», или там «Как закалялась сталь»?

Пожалуйста, скажите мне, что я понял неправильно. Пожалуйста.
Правильно, ЗВ лишь хрестоматийная сказка в космических декорациях, кстати, можно глянуть "Темный кристалл", там тоже самое и тоже фентези.

with_astronotus

1 year ago

craftwr

1 year ago

with_astronotus

1 year ago

craftwr

1 year ago

with_astronotus

1 year ago

craftwr

1 year ago

with_astronotus

1 year ago

craftwr

1 year ago

cosmicstarcat

1 year ago

with_astronotus

1 year ago

craftwr

1 year ago

cosmicstarcat

1 year ago

craftwr

1 year ago

cosmicstarcat

1 year ago

craftwr

1 year ago

cosmicstarcat

1 year ago

craftwr

1 year ago

beaverheaded

1 year ago

craftwr

1 year ago

beaverheaded

1 year ago

craftwr

1 year ago

beaverheaded

1 year ago

craftwr

1 year ago

beaverheaded

1 year ago

craftwr

1 year ago

beaverheaded

1 year ago

craftwr

1 year ago

beaverheaded

1 year ago

craftwr

1 year ago

misha_panda

1 year ago

cosmicstarcat

1 year ago

lazy_flyer

1 year ago

spartako

1 year ago

craftwr

1 year ago

Re: "Мне, если честно, хватило в свое время Кайло, простите, Рена для того, чтобы окончательно убедиться в том, что The Walt Disney Company в любом случае остается… что The Walt Disney Company"

"Мало того, что мы не знаем, кто все эти люди..." (C) :-)
prosto_vova поел говна.
Нашли чем удивить! Он его всю жизнь ложками кушает.

cosmicstarcat

1 year ago

with_astronotus

1 year ago

cosmicstarcat

1 year ago

alextr98

December 23 2019, 11:18:38 UTC 1 year ago Edited:  December 23 2019, 11:27:07 UTC

> Да, именно так - советская пропаганда не врала
Я долго смеялся про правдивую советскую пропаганду.
напрасно. "Про социализм нам врали, зато про капитализм говорили правду!"

alextr98

1 year ago

doncunita

1 year ago

black_semargl

1 year ago

doncunita

1 year ago

black_semargl

1 year ago

yz201011

1 year ago

Так удивляет не безыдейность, мало ли бодрых и развлекательных фильмов, а результат при вложениях - поллярда и это на выходе.
на самом деле фанаты ЗВ выросли. Это примерно как перечитать "Принцессу Марса" в 40 лет и удивится какое же дерьмо ты считал безумно интересным произведением.

yz201011

1 year ago

pandorika

1 year ago

d_nielli

1 year ago

pandorika

1 year ago

misha_panda

1 year ago

pandorika

1 year ago

Vit

1 year ago

pandorika

1 year ago

cosmicstarcat

1 year ago

Очередной пост для тех, кто не читает ЖЖ ( кроме записей anlazz конечно, это читать обязательно ) и очередная попытка натянуть сову на глобус, выискивая глубокий смысла в замёрзшей луже...
А мне фильм понравился. Если постоянно надувать щёки и искать во всём глубокий смысл, даже в шоу, которое должно развлекать, то можно дойти до занудства и вот таких вот вывертов сознания, когда "всё плохо, люди тупеют, шЫдевОр уже не торт". Будьте проще
Фантастика И.А. Ефремова лучше этих ваших хваленых Звездных войн!
Как и советское кино.
В реальности, фильм получился очень хорошим. Но те, кто заранее решил, что фильм будет говно - им же надо просраться. Не так ли?

Они ведь ожидали говно, и во всём старательно искали говно.

Как те мухи.

Нашли. Кончили. Прсрались. Обосрались.

А между тем - кино шагает по стране не обращая внимания на идиотов-хейтеров.
И что же кино по ЗВ собирает все меньше и меньше денег? А продажи игрушек Рея и Рена уступают классческому Йоде и Дарту Вейдеру.
Первый фильм 250миллионов за первые выходные, второй 220, третий 178 - интерес падает

starkov_blues

1 year ago

semenoff

December 23 2019, 16:36:55 UTC 1 year ago Edited:  December 23 2019, 16:49:18 UTC

Джордж Лукас поступил нечестно по отношению к фанатам и просто любителям его фильмов, продав компанию "Дизней пикчеркс". Это именно только и убило "Звездные войны". Какое-то другое обсуждение тут неуместно, потому что книг и хороших сюжетов ЗВ вообще-то навалом (существует около 30 книг в серии "Звездные войны" и даже "история Вселенной по Звездным войнам", и довольно длинный мультик по ней), но Дизней лепит какую-то свою туфту.

При этом худший фильм ЗВ, полный отстой, был прошлый "Последние джедаи", так что минимум пройдет. Нынешние "войны" даже немножко получше, по-динамичнее смотрятся, до конца досмотреть можно вполне. Тем не менее это обычный клиповый фильм вроде очередных "Мстителей", на троечку.

Фильмы самого Лукаса представляют недостижимую планку высоты для диснеевцев.
1.Вина за то что произошло со Звездными Войнами не на Лукасе, который совершил мухожук, и не на Диснее, который просто дал денег, и даже не на Бобе Айгере, который пообещал, что сценарий трилогии Лукаса будет использоваться.
Все это безобразие устроила Кэтлин Кеннеди.
Но, она уже совершила мухожук, и теперь Звездные войны будут другими.
2.Дэйв Филони сорежимсер длинного мультика снятого Джорджем Лукасом, снял телесериал Мандалорец.
Герои которого мгновенно стали популярнее всех персонажей новой триллогии включая: поргов, ящерок-монашек, хрустальных лисичек, BB8 и Маз Канаты с обитателями ее притона.
А если бы ему бюджет дали в 10 раз больше,творческую свободу и по году на эпизод?

semenoff

1 year ago

misha_panda

1 year ago

spartako

1 year ago

misha_panda

1 year ago

cryptocotyle

1 year ago

smertnyy

1 year ago

cryptocotyle

1 year ago

Штош. Я был поклонником Звёздных Войн. Несколько последних серий уже не смотрел. Rogue 1 только посмотрел — так себе, много не дотягивает до первой трилогии.

sistematiziruju

December 24 2019, 08:21:29 UTC 1 year ago Edited:  December 24 2019, 08:22:16 UTC

Не фанат "Звездных войн", видел в кинотеатре четвертую серию в начале 1990-х годов, сравнивать мог только с фантастическими киносказками соцлагаря - в "Гостье из будущего" лазер был и робот, в "Приключениях пана Кляксы" диктатура армии роботов (аналог "штурмовиков империи"). Но советские сказки сильно отставали по двум параметрам: спецэффектам и драйву. Вот в ранние советские годы хоть и не было спецэффектов, но был драйв: накал борьбы, энергия действия, острые конфликты. А в 1970-е уже и советский фильм про инженера Гарина не показывал единоборства правого и левого проекта за власть над миром, по сюжету книги - только мелкие проделки хулиганствующего ученого. Всё вяло, беззубо, "мирное сосуществование", и превращение Супермена в Супика (по Войновичу). На этом фоне "Звездные войны" поразили и спецэффектами, и драйвом, и космическим размахом. Купил книжку по 4-ой серии, вступление удивительно напомнило "Преданную революцию": "Республика гнила изнутри... Сенатор Палпатин, опираясь на помощников и бюрократов, уничтожил рыцарей джедаев...", ну как в 1930-е бюрократы уничтожали старых революционеров. Глянул по ТВ еще эпизод, о предыстории Империи, не увидел там социально-критических намеков на СССР или современность, а уж драйва и спецэффектов к тому времени на экранах было полно, ну и потерял интерес к сериалу.
В оригинале у Лукаса действует президент палПутин :) Притворяясь демократом (сторонником Республики), он захватывает власть. Фильм вышел во времена правления республиканца Буша младшего.
Так что пресловутое «закрытие Star Wars'ов» - которое так поразило тонкую душу Рожина - на самом деле выступает полностью ожидаемым процессом, ведущим свое происхождение прямиком из самого 1977 года.

Я долго смеялся :)
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →