Подобные особенности делают указанную задачу на порядки более сложной, нежели это кажется на первый взгляд. Поскольку требуют достаточно подробных моделей, учитывающих изменение и производственной системы, и общественного потребления. Ну, в самом деле, как, например, учесть изменение «вкусов населения», приведших к фактическому исчезновению такого понятия, как «звуковоспроизводящая аппаратура». Да, именно так: за последние десять лет «классическая» аудиотехника – начиная с радиоприемников и заканчивая музыкальными центрами – практически исчезла из нашей жизни. Осталась только достаточно ограниченная тусовка аудиофилов – с их «теплым ламповым звуком» и «проводами из бескислородной меди», чуть более значительная тусовка «любителей автозвука», и огромная масса населения, довольствующаяся смартфоном с наушниками. Зато, напротив, появилось огромное число «игроманов», для которых был создан целый «мир» игровых ПК и телевизионных приставок –ну, и самих игр, естественно. (Правда, ИМХО, и это ненадолго…но об этом надо говорить отдельно.)
* * *
Поэтому «тупо» сравнивать количество приходящихся на одного человека товаров – начиная с количества жилья и заканчивая потребляемыми литрами алкоголя – занятие более, чем бессмысленное. Более того – это бессмысленная затея даже при сохранении (формальном) тех или иных продуктов потребления. (Скажем, то же молоко «тогда» и молоко «сейчас» - это две очень больших разницы. И не потому, что современное «молоко» часто должно писаться в кавычках из-за своего качества. А потому, что данный продукт для современных людей давно уже не является столь сакральным, как для тех, кто вырос в крестьянской семье.) Правда, от этой проблемы пытаются уйти переходом на более «укрупненные» категории. Но данное действие ситуацию не спасает.
Для примера возьмем тот же транспорт – и личный и общественный, в данном случае без разницы – и его значение в жизни людей. И увидим довольно интересную картину Состоящую в том, что за последнее десятилетие именно в транспортную инфраструктуру вкладывается огромное количество средств. Строятся дороги, мосты, развязки, станции метро (в Москве) – и все равно, всего этого не хватает. В результате чего пресловутые «пробки» охватывают практически все города – начиная со столицы и заканчивая относительно небольшими «стотысячниками». А ведь в советское время при значительном меньших вложениях в указанную сферу ничего подобного не было! По той простой причине, что не было самой нужды перемещать на огромные расстояния массы людей и товаров.
Поэтому, например, тот же Хайнлайн, посещая в 1960 году Москву, вполне логично предположил, что в ней живет не более 750 тысяч человек. Тогда, как реальное население города составляло 5 миллионов. Причем, в данном случае писатель был совершенно корректен, оценивая численность населения на основании имеющейся транспортной системы – однако не понимая, что «сверхразвитой» транспорт при «том» экономическом устройстве был просто не нужен.И именно поэтому уже через лет пять после перехода к рыночной экономике (в середине 1990 годов) – российскую столицу охватили бесконечные пробки. При том, что производство упало в разы.
С этих пор московский транспорт превратился в настоящую «черную дыру», высасывающую все соки из России. (Скажем, в 2017 году на данную задачу потратили 500 млрд. рублей. Для сравнения – на все российское здравоохранение в тот год ушло всего в пять раз больше средств.) На это фоне радостные реляции современных политических деятелей о том, сколько они построили дорог, мостов и развязок выглядят отнюдь не такими однозначными, как это кажется на первый взгляд. В том смысле, что это, конечно, здОрово, и для нынешних условий жизненно необходимо. (Поэтому подобной политике можно только радоваться и всячески ее поддерживать.) Однако в условиях сравнения с иной социальной системой эта самая «необходимость и здОровость» исчезает – и, напротив, появляется вопрос о смысле всех данных действий.
* * *
В общем, оказывается, что даже при использовании более сложных методов, нежели «лобовое сравнение» (раньше «айфона» не было – теперь он есть), сопоставлять потребление в СССР и современной РФ оказывается крайне сложной задачей. А точнее – задачей практически невозможной. (Если учитывать то, что для корректного ее решения надо моделировать одновременно развитие систем производства и потребления.)
Тем не менее, решение ее существует. И состоит оно в том, что следует отделять рассматриваемый “уровень жизни” от уровня потребления, как такового.(Именно поэтому в начале поста указанное словосочетание написано в кавычках.) В том смысле, что уровень потребления – а точнее, само потребление – это, конечно, важный, но не единственный аспект того, что определяет качество человеческого существования. Более того – само это потребление оказывается вторичным к иным факторам. (Как можно увидеть на примере транспорта – особенно личного, который в советское время был, если честно, второстепенным и относился к категории «хобби», а в настоящее время стал жизненно необходимым в жизни людей.)
Для того, чтобы понять: о чем тут идет речь, следует сделать достаточно длинное отступление. А именно, взять и сравнить жизнь того же современного инженера и инженера дореволюционного. Зачем именно его, будет понятно в конце. Пока же отметим, что традиционно считается, будто последний жил несравненно лучше и своего советского «коллеги», и нашего современника. Но в чем заключалась эта «лучшесть». В наличии предметов потребления? Однако как раз с этим дело обстоит крайне неоднозначно. В том смысле, что, понятное дело, дореволюционный инженер не только «айфона», но даже задрипанного радиоприемника не имел, а уж о личном автомобиле задумываться ему было смешно. Более того – даже собственного «экипажа» у него, как правило, не было, а квартиру данный господин предпочитал … снимать. Да, именно так: в Российской Империи мало кто из обеспеченных людей имел свое жилье – многоквартирные дома, как правило, принадлежали домовладельцам. Так что «наш» инженер снимал квартиру – пускай и пяти-шести комнатную, но, как правило, с «удобствами на этаже» или, вообще, на дворе. (Ну это ладно, особенности тогдашнего бытия, по которым никто не страдал – даже богачи, приезжая на ту же дачу, ходили в «нужник».)
Да и вообще, данный «деятель» при формальном рассмотрении мог бы показаться нашим современникам практически нищим – ни квартиры, ни машины (или «экипажа»), ни помянутой выше дачи (кою так же предпочитали снимать), два-три костюма в гардеробе и столько же предметов верхней одежды, ну и т.д. и т.д. Правда, в качестве питания он мог с легкостью купить себе ведро черной икры (но не покупал, поскольку это блюдо тогда считалось «на любителя», ее только поволжские купцы тарелками поглощали ). Или, например, взять – и поехать в Париж. Нет, не туристом – а просто так, пожить там. (Да что инженер – студент мог взять, и уехать во французскую столицу. Правда, жить там приходилось ему где-нибудь на чердаке.) А самое главное, он с легкостью мог сделать действие, для современного человека практически недоступное – повелевать волей других людей.
По той простой причине, что его доход, как правило, раз в десять превышал доход 90% населения страны. Ну да: 80% населения страны составляли крестьяне (с ничтожным числом зажиточных), 10% мещане (ремесленники) и рабочие с зарплатой, понятное дело, в разы меньшей, нежели у человека с высшим образованием. (Зарплата рабочего на 1913 год в среднем по стране была 25-30 рублей в месяц, инженера – порядка 80-120 рублей. У большей части крестьянства же вообще выходило годе-то 20-50 рублей в год.) Понятно, что в подобной ситуации иметь домашнюю прислугу (зарплата 5-10 рублей, у женщин могла быть и меньше) можно было крайне легко. Причем, не в «одном» экземпляре. (То есть – можно было нанимать, как минимум, горничную и кухарку.) Да и ездить на извозчике «за двугривенный» (20 копеек) от места до места было весьма ненакладно. Впрочем, особо ездить подобной «особе» было некуда: за продуктами на базар кухарка сбегает, а на работу можно и пешком пойти: при указанном нахождении в «верхнем дециле» населения можно было легко снимать жилье рядом со службой. (Именно поэтому личную квартиру и не заводили.)
* * *
Поэтому подобный представитель «образованного сословия» особо к накоплению имущества не стремился. (Речь идет именно об имуществе – а не, скажем, о деньгах, капитале. Который как раз весьма ценился.) Ну, в самом деле, зачем ему иметь десять пар обуви при условии, что, во-первых, имеющиеся у него ботинки были сшиты по ноге из лучших материалов? (Это «чернь голожопая» вынуждена был покупать сапоги на рынке – где легко могли подсунуть и гнилую кожу, и бумажную подметку.) А, во-вторых, поскольку их каждый день заботливо начищал мальчишка-чистильщик за 1 (одну) копейку. На это фоне скорее современный хипстер с его десятком кроссовок, носящихся не более сезона, выглядит форменным нищебородом. То же самое можно сказать и про одежду – сшитую из отличного сукна (гнилое – солдатам на шинели) и постоянно подвергающуюся уходу со стороны прислуги. Так что чуть ли не единственной существенной тратой «на гардероб» были деньги, даваемые жене на бесконечные изменения «парижской моды». (Да и то, последние в 90% случаев шли на перешивку старых платьев у дешевых – по мерками образованного класса – белошвеек.)
В общем, можно сказать, что представитель дореволюционного «инженерного сословия» (если так можно выразиться) был абсолютно свободен в своем поведении. В том смысле, что он мог практически не заботится о своей жизни. Что, с одной стороны, обеспечивалось наличием многих «профессиональных заботчиков» - портных, прислуги, извозчиков, дворников и т.д. А, с другой – тем, что его роль в обществе казалась незыблемой и абсолютно незаменимой. (Именно поэтому данный субъект мог с легкостью ездить в тот же Париж – поскольку была уверенность, что, вернувшись, он без проблем найдет себе место службы. Впрочем, это можно было сделать даже в Париже.)
Разумеется, понятно, что все это было возможно только при условии полного бесправия основных 90% населения – включая 70% представителей наиболее низших слоев. Тех, кто буквальным образом был «прикован» с своему нищенскому образу жизни, с практически нулевым уровнем свободы. В том смысле, что оказывался лишенным возможности действий за пределами необходимости борьбы за выживание. Все это прекрасно понятно - однако в данном случае для нас важно другое. То, что в приведенный выше пример, во-первых, прекрасно иллюстрирует разницу между “уровнем потребления” и “уровнем жизни”. В том смысле, что окруженный множеством вещей представитель современных инженеров в действительности живет хуже, нежели его дореволюционный “аналог”, который этих вещей не имел. Поскольку иметь горничную (гусары, молчать) в действительности гораздо лучше, нежели иметь пылесос, посудомоечную машину и прочие “прибамбасы”. А, во-вторых, указанная выше особенность позволяет увидеть, что же реально важно в качестве “базового параметра” человеческого бытия.
Но об этом сказано будет уже в следующей части...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →