anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Реально ужасные привычки из 1990 годов. Часть первая

В топе ЖЖ вчера висел пост известного антисоветчика аж из 2018 года – «Ужасные привычки из 1990 годов». Разумеется, в действительности ничего особо ужасного там не описано, да и большая часть приводимых «привычек» относится, по существу, к более ранним временам, нежели 1990. Например, идя хранить лук в колготках и вставлять пробки в ручки кастрюль –это вообще 1970 годы, собирать пачки от сигарет и банки от пива – это конец 1980, сюда же можно отнести увлечение газированными напитками и работу на даче. Так что «чисто к 1990 годам» относитсяо только поедание лапши быстрого приготовления и прослушивание «шансона». И да: парковка на тротуаре – это признак уже 2000 годов. (В 1990 машин было не столь много, чтобы заставлять все свободные места.)

В общем, антисоветчик остается антисоветчиком всегда – даже если он рассматривается совершенно отвлеченную от «борьбы с совком», тему. (1990 – это уже «рынок и демократия».). Впрочем, ладно – разбирать бредовость представлений антисоветчиков надо отдельно. Тут же хочется сказать немного о другом. О тех действительно ужасных (во всех смыслах этого слова) привычках, которые вынесли наши граждане из времен правления «дорогого Бориса» и массовой приватизации. И начну с одной из самых характерных. С уверенности в том, что:

Заграница нам поможет. Указанную фразу из «12 стульев» можно с полным правом отнести к одному из самых главных представлений 1990 годов. Состоящем в том, что считалось, будто практически все обитатели иных стран имеют по отношению к бывшему СССР исключительно благожелательные намерения. Ну, за исключением остатков «социалистических диктатур», вроде Кубы или КНДР – и, возможно, Африки. (Ну да – Африка не страна, однако в 1990 годы это никого не волновало, поскольку она рассматривалась «скопом», как сборище ленивых и жадных негров.) Так вот – за указанным исключением, считалось, что все остальные иностранные государства не «желают нам ничего плохого». Ну да – «территория в современном мире не имеет ценности, равно как и природные ресурсы» (наверное, не надо говорить, почему все это в кавычках), да и вообще, колонизировать государства сейчас не принято.

Ну, а отсюда уже делался вывод о том, что все иностранные и международные организации имеют несут нам только добро – вне того, какие цели они сами декларируют. С радостью принимались даже иностранные секты – вроде знаменитой «АУМ синрикё». Ну, и к отдельным гражданам подобное так же относилось: каждый иностранец воспринимался, как представитель некоей «высшей силы». (Даже если это был откровенный мошенник, чуть ли не в открытую заявлявший, что едет сюда «срубить бабла».) Их принимали, как «коронованных особ» : с хлебом-солью, с русскими народными плясками и прочими проявлениями дружелюбия, на них надеялись и уповали в плане «подъема страны». Разумеется, на этом фоне те же «американские советники» у Ельцина воспринимались только положительно – действительно, они должны были научить наш дикий народ демократии. А «рецепты» от Международного Валютного Фонда виделись ключом к будущему успеху – и отсутствие оного объяснялось исключительно косностью российских законодателей, не желающих прямо выполнять данные пожелания.

Разумеется, уже к концу десятилетия до россиян начало доходить, что в данной идее что-то «не то». Особенно это самое «не то» стало очевидным после «гуманитарных бомбардировок» Югославии, многим раскрывших глаза на истинную суть «международной помощи». Тем не менее, даже после этого – а равно, и после завоевания американцами Ирака и Афганистана, и даже после Ливии с Сирией – в нашей стране сохранилось еще немало людей, уверенных в том, что иностранное вмешательство способно лишь улучшить их жизнь. И что основной целью иностранных организаций и личностей, пытающихся указывать местным жителям, как им стоит жить и что стоит делать, выступает вовсе не желание на халяву завладеть местными ресурсами. А – как уже было сказано – стремление помочь «заблудшим душам» вернуться на столбовую дорогу цивилизации, улучшить свою жизнь, ну и т.д…. вплоть до улучшения качества дорог.

Причем, относится это не только к пресловутым «либерастам», поскольку в действительности пиетет перед «настоящим Западом» испытывает огромное число людей, включая тех, кто находится при власти. Достаточно вспомнить, с каким усердием, например, наши «властители» стараются вернуться в тот же Совет Европы – при том, что реального значения для России данная организация почти не имеет. Так что говорить о том, что с данной вредной привычкой времен «развитого ельцинизма» покончено, пока еще рано. Тем более, что с ней тесно переплетается другая норма того времени, популярная до сих пор.

А именно:

Мысль о том, что пора валить. В смысле, эмигрировать подальше от «сраной рашки». Наверное, не надо говорить, сколь популярна подобная мысль – вон, даже соответствующее сообщество в ЖЖ существует. Правда, при этом реальное количество эмигрантов из нашей страны оказывается на порядки меньше пресловутых «поравалитиков». Например, в уже приводимом исследовании Левады количество людей, заявляющих о том, что они готовы хоть завтра уехать из России на ПМЖ, составляло 5% опрошенных на 2016 год. Однако действительно в том году выехали в дальнее зарубежье … порядка 75 тыс. человек. То есть - 0,05% от общего населения страны. В сто раз меньше.

Причина этого проста: в настоящее время на Западе присутствует известный избыток рабочей силы. Поэтому, например, в той же Франции безработица среди молодежи достигает 25%. (Для более старших – т.е., квалифицированных - возрастов она меньше, порядка 9%, однако основное количество желающих эмигрировать приходится именно на молодых людей.) В подобном положении не стоит ожидать особо «радушного» приема: как говориться, и своих граждан девать некуда! Впрочем, в определенной мере указанное отношение связано и с тем, что современная российская молодежь – несмотря на всю ее «продвинутость в трендах» и даже более- менее приличное знание иностранных языков – имеет уровень квалификации, не превосходящих тот, что имеется у «местных». Поэтому получение хорошей работы ими оказывается серьезной проблемой – а порой и просто работу невозможно найти.

В 1990 годы ситуация была противоположной. В том смысле, что, во-первых, большая часть т.н. «развитых стран» переживала экономический подъем. Связанный с резким увеличением размера «кредитной экономики». (Данный процесс начался еще в середине 1980 годов в связи с фактическим провалом «рейганомики-тетчеризма», и был связан с началом фактического демонтажа «общества двух третей» через снижение процентной ставки.) Ну, а во-вторых, значительная часть бывших советских людей обладала высоким уровнем квалификации, что давало им серьезные преимущества на рынке труда. Единственная проблема была с языком. Но, во-первых, язык при попадании в соответствующую среду учится не просто быстро – а очень быстро. А, во-вторых, в 1990 годах в указанных странах существовала развитая система пособий. Позволявшая первые месяцы после иммиграции – т.е., до того, пока уровень знания языка не станет удовлетворительным – проживать, вообще, без работы.

Все это делало эмиграцию из России абсолютно рациональным явлением. Еще раз: в 1990 годах не существовало рациональных аргументов для того, чтобы выбирать «жизнь на Родине» в противовес возможности попадания в «нормальную страну». НИКАКИХ. Поэтому осуждать людей, уехавших именно в это время, бессмысленно – любой бы уехал, будь к тому возможность. Другое дело, что не у всех она была – и в плане получения вида на жительство (или как он там называется), и в виде наличия информации о том, что надо делать для переезда (интернета тогда не было), и, наконец, в виде минимально необходимых для данного действа денег. (В 1990 годах большая часть людей жила в фактической нищете, при которой даже покупка билета в Европы или оформления документов было невозможным.) Однако те, кто указанную возможность имел, воспользовались ею практически поголовно – скажем, из России уехали все «русские немцы». (Их остатки имеются в «следовых количествах».) А число евреев, выбиравших местом жительства «Землю Обетованную» (1 млн. человека), вообще, превысило число представителей данной национальности, ранее проживавших тут. (Поскольку в «евреи» записывались все, кто мог себе это позволить – вне связи со своим действительным происхождением.)

И – как уже было сказано – осуждать этих людей невозможно. Поскольку тогда попасть на «благословенный Запад» (Израиль воспринимался в 1990, как западная страна) тогда действительно значило: вырваться из Ада. Из мира нищеты, бандитизма, преступности, грязи и хамства – которым была «Новая Россия» - в мир порядка, сытости и безопасности. Но это тогда. Сейчас же подобный переезд означает только смену одной «локации» - со всеми ее недостатками – на другую. Причем, не только потому, что «у нас» произошло значительное улучшение. Хотя, даже современный российский капитализм – при всех его мерзостях – оказывается много лучше того самого «мира самоотрицания», который представляло собой постсоветское пространство 1900 годов. Но и потому, что для пресловутого Запада время его благоденствия стремительно заканчивается, переходя в состояние затяжного кризиса.

Поэтому сохранение архаичных представлений о том, что «там Рай, а тут Ад» давно уже не соответствует реальности. Однако при этом – как уже было сказано – оно продолжает занимать существенное место в общественном сознании нашей страны, до сих пор определяя жизнь огромного числа людей. Кстати, помимо эмиграции тут можно привести множество иных проявлений, определяемых данным мифом: например, страсть к покупке недвижимости за рубежом, желание по-любому дать своим детям иностранное образование, ну и т.д., и т.п. Причем, как можно догадаться, все это касается людей, по сути, определяющих жизнь нашей собственной страны. И именно это – а не безобидное хранение лука в колготках и даже не парковка на тротуарах – является самых ужасным из наследия 1990 годов.

Впрочем, обо всем этом – а равно, и о другом – будет сказано уже в следующей части.

Tags: 1990 годы, антисоветизм, история, общество, постсоветизм, прикладная мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 385 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →