anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Category:

На пути к "прекрасному далеко"

Увидел вчера у Галины Иванкиной очередное исполнение «Прекрасного далеко» - на этот раз это сделал Pink Floyd. И подумал, что это ведь феномен – не британские рокеры, конечно (хотя и последние тоже интересны), а то, что указанная песня до сих пор продолжает будоражить умы наших современников. Да и фильм, из которого она взята, тоже. Поскольку, как уже не раз говорилось, «Гостья из будущего» может рассматриваться не просто, как «культовое кино», но как своеобразный «символ поколения». Точнее сказать – символ «поколения, которое не случилось».

Но об этом будет сказано несколько позже. Пока же выскажу довольно «страшное» - на первый взгляд – мнение, состоящее в том, что сам по себе указанный фильм – работа более, чем средняя. Именно «более чем» - т.е., скорее «не очень хорошо снятая», нежели «снятая хорошо». В любом случае, не выходящая за средний уровень  «детского кино», которое снималось в СССР в достаточном количестве. Более того – именно как фантастика «Гостья из будущего» более, чем никакая. По крайней мере, в плане спецэффектов она гораздо слабее, те же «Отроки во Вселенной» - которые кроют «Гостью» полностью. О западном кинематографе – скажем, тех же «Звездных войнах» - тут и говорить смешно. Да что ЗВ – та же «Планета бурь», вышедшая за двадцать лет до «Гостьи», выглядит на порядок «богаче» в фантастическом плане.

То есть, именно как «образ будущего» в визуальном плане «Гостья из будущего» была слабовата. Разумеется, тут есть оправдания в связи с тем, что «построили декорации в Крыму, но их снесло ураганом». Но сути это не меняет. Так что данная картина так бы и осталась бы она в памяти, как очередное произведение второстепенной киностудии, если бы не одно «но». И нет, речь тут не идет о музыке, которая, разумеется, прекрасна – но не больше, чем других детских фильмах, скажем, в том же «Приключении Электроника» - что явно недостаточно для превращения данного произведения в «символ поколения». (Скорее наоборот – «Прекрасное далеко» стало символом именно из-за «Гостьи» и связанных с ней ассоциаций.) Дело в другом. В том, что в указанном фильме создатели совершенно случайно смогли задеть крайне важную тему.

* * *

А именно – они «приоткрыли дверь в коммунизм». Да, именно так: несмотря на то, что визуальное изображение «общества будущего» было в «Гостье» крайне слабое, одну его (будущего) важную черту данное произведение передать смогло. В том смысле, что основной идеей указанного фильма стало преодоление иерархии. Да, именно так: главным образом «Гостьи» оказались вовсе не перемещения во времени, и не таинственный миелофон (аппарат для чтения мыслей), и даже – не злобные космические пираты. А то, что обычные советские школьники смогли стать «барьером» на пути последних. Причем, практически без помощи взрослых. (Полину тут не берем – по известным причинам.)

Например, той же пионерской организации в фильме нет и в помине. (За исключением пионерских галстуков.) На самом деле, кстати, это очень важный момент для понимания указанного эффекта, поскольку он показывает, насколько к 1980 годам эти самые институты (причем, не только пионерия) были вырождены. Превратившись в исключительно формальное приложение к школьной жизни. (В отличие от тех же 1920-1940 годов.) То же самое, впрочем, можно было сказать и про любые проявления «мира взрослых» - которые связывались исключительно с решением неких формальных проблем некими формальными методами. Поэтому практически весь «сюжет» школьникам пришлось «выкручиваться самим» - без надежды на помощь «вышестоящих». И это у них получилось!

На этом фоне становится понятным и возникновение «феномена Алисы». В том смысле, что данная «булычевская» героиня – в общем-то, достаточно «банальная» в изначальной авторской редакции (сам Можейко постоянно подчеркивал то, что это «совершенно обычная девочка»), превращается в фильме в некую «провозвестницу будущего». Которая показала, что помимо привычного «мира позднего застоя» - с его иерархизацией (разумеется, слабой по сравнению с наступившем позднее капитализмом, однако, все равно, далеко не нулевой) и институциализацией – может существовать и иное мироустройство. В котором возможно  «прямое устранение зла» (и любых проблем) самими членами общества.

Все остальное – скажем, те же «сверхспособности Алисы», о которых много кто говорил – на самом деле выступают лишь приложением к указанному выше эффекту. Ну, в самом деле? в обществе, где нет «высших» и «низших» нормальным положением является то, что каждый – вплоть до самых маленьких (во всех смыслах) – людей является «универсальной боевой единицей». Нацеленной на потенциальное решение самых сложных проблем. Поэтому лишившись – из-за кражи пиратами – ценного прибора, Алиса вместо обращения в некую «космическую полицию», решает сама вернуть его. И «наши» подростки неожиданно принимают данное решение, как наиболее логичное. Кстати, полиции, судя по всему, в «мире Алисы» нет – конечную нейтрализацию бандитов производит сотрудница … института времени. То есть – всех «нарушителей спокойствия» обезвреживают исключительно окружающие, не дожидаясь появления «специально обученных людей». (Разумеется, «мир Алисы» тут – это то, что показано в фильме, а не в книгах Можейко.)

* * *

Собственно, именно поэтому Алиса и стала тем самые персонажем, который до сих пор будоражит ум уже давно ставших взрослыми подростков «образца 1984 года». Поскольку она выглядит, как некая надежда на то, что кроме «мира иерархии», разделенного на «лучших» и «худших» людей (на «благородных» и «подлых», что уж греха таить), может существовать и иное мироустройство. То, в котором можно быть «лучше и добрее», и где ценностью является «не бросить друга никогда», а вовсе не умение забраться повыше на насест и нагадить на голову нижнему. Что, собственно, и может быть названо «настоящим будущим» - в отличие от всех этих «флипов», «бластеров» и прочих аппаратов для чтения мыслей. (А равно – смартфонов, персональных компьютеров и возможности выбирать туалетную бумагу по цвету и запаху.)

Ну, а песня, возвращающая к данной надежде, совершенно очевидным образом превращается в гимн поколения. Поколения,  перед которым маячила приоткрытая «дверь в лето», но которое было ввергнуто в самую лютую зиму, которую только можно представить. И, если честно, то не совсем забыло о данном событии.

P.S. Забавно, но в какой то мере фильм «Гостья из будущего» можно сопоставить с описанными в романе Ефремова «Час быка» трансляциями, устроенными землянами для жителей Торманса. В которых показывалась возможность существования мира, отличного от империалистического устройства данной планеты - что, в конечном итоге, и позволило тормансианам выйти из тупика Инферно.
И хотя понятно, что уровень снятой господином Арсеновым картины совершено не сравним с гипотетическими творениями развитой коммунистической цивилизации, однако даже та ничтожная «крупица будущего», что присутствовала в ней, позволило выделить это произведения из массы гораздо более качественных творения отечественной кинематографии.

P.P.S. А вообще, если рассматривать генезис «будущего Алисы», то оно довольно интересное. Не в пошлой интерпретации уровня «это мир после ядерной войны» и прочего китча – как это популярно сегодня. А в более рациональном аспекте, показывающем, откуда «все это взялось». Но, разумеется, это так же тема отдельного разговора.

Tags: 1980 годы, СССР, кинематограф, смена эпох, фантастика, футурология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →