Впрочем, если честно, то надо сказать, что, помимо эксплуатации большинства населения, «прекрасная эпоха» - в смысле, максимальный уровень «могущества избранных» - имеет и несколько других оснований. Например – развитие науки и техники. Разумеется, у «того», первого варианта указанной «эпохи» и у «этого», постсоветского, причины данного развития были различными. В том смысле, что в начале ХХ века речь шла о все еще остающейся прогрессивности капитализма, «одарившего» человечество множеством полезных открытий – от энергии пара до электричества. В начале же века XXI источником указанного процесса послужило действие «Советской тени» - сиречь, необходимость победы в «соревновании двух сверхдержав». (Т.е., прогрессивным в данном случае был не капитализм, а социализм.)
Тем не менее, в любом случае мы имеем дело с некоторым увеличением производительности труда, что, в свою очередь, придает «властителям» уверенность в том, что их положение окажется неизменным в течение множества лет. Ну да: железные дороги, электричество, телефон и телеграф – а так же множество иных достижений цивилизации, вроде пулемета Максима («У нас есть пулемёт «Максим», У них Максима нет.») – позволят им блокировать любые неприятности. Начиная с восстаний «черни», и заканчивая нехватки необходимых ресурсов. (И в том смысле, что последние можно будет привести из какой-нибудь Богом забытой дыры. И в том, что обитателей данной «дыры» можно будет легко «убедить» поделиться данным дефицитом.) Собственно, именно поэтому к началу ХХ столетия возобладала уверенность в том, что человечество, наконец-то, достигло своего «Золотого века». И ничего ему не помешает жить так вечно.
Ну да – тогда еще (в 1910 году) вышла известная книга «Великая Иллюзия» Ральфа Энжелла, доказывающая, что эпоха «Великих войн» закончилась, и что далее человечество будет существовать только в условиях незначительных столкновений «на периферии». По той простой причине, что любая «большая война» неизбежно приведет к серьезным экономическим потерям у «властителей» - что, разумеется, им не выгодно. Поэтому человечество ждет «вечный мир» - который, собственно, и наблюдается в Европе с завершения Франко-Прусской войны. Как понятно сейчас – это было гениальное попадание пальцем в небо, причем, сделанное на основании полностью верных предпосылок. (На самом деле Мировые войны действительно принесли на порядок больше потерь, нежели выгод для своих акторов.) Однако тогда подобные аргументы казались практически «непробиваемыми».
* * *
Поэтому человечество, а точнее, «лучшая» его часть – в смысле, та ничтожная часть населения, что, благодаря развитию разделения труда была избавлена от необходимости заниматься «физической» ее разновидностью – возомнила себя живущим в некоем «блаженном Эльдорадо». Т.е., в мире, где уничтожены все серьезные опасности для жизни. (Разумеется, в рамках господствующего тогда понимания, при котором смерть от дизентерии трагедией не являлась.) Ну, а все остальные… Что о них говорить – они должны были или стремиться приблизиться к «лучшей части населения» за счет «самосовершенствования». Или же надеяться на то, что в некоем будущем общий рост благосостояния позволит и им выйти из своей нищеты. В любом случае, данная масса людей была уже «не страшной» -- ибо, как было сказано выше, «у нас есть пулемёт «Максим», У них Максима нет». В том смысле, что развитие системы государственного насилия (армии, полиции), а так же способов пропаганды и манипуляции (газет, религии, «патриотического воспитания», методов покупки политических и профсоюзных деятелей) создавало впечатление о том, что «чернь» нанести ощутимый удар больше не сможет. Недаром в той же Российской Империи в 1909 году (после успешного подавления Первой Русской Революции) вышел знаменитый сборник «Вехи». Который открыто разрывал с прежней «народоориентированной» традицией, присущей русской интеллигенции XIX столетия, и прямо делал ставку на «правительство, как единственного европейца».
То есть – беспокоиться о судьбах «низших» стало немодным. (Ну, в самом деле, зачем думать о тех, кто практически не способен оказать на вас какое-то воздействие.) Модным оказалось иное: разнообразное «вкушение всех прелестей жизни» - начиная с опиума и извращенного секса, и заканчивая погружением в «глубины» восточных мистических культов и разнообразных «высших философий». Ну да – теперь не нужно было думать о том, как накормить голодных, кои благодаря мощной полицейской системе, а так же системе СМИ, блокирующей данный момент – оказывались за пределами общественного сознания. А собственная жизнь представителя «образованных сословий» выглядела вполне обеспеченной. Поэтому наверх «полезли» идеи и концепции, посягающие на «самые глубинные тайны бытия» - вроде «тайны добра и зла», «происхождения мира» и т.п. В общем, человек – имеется в виду, образованный и обеспеченный человек – решил «помериться силами» с самим Мирозданием.
* * *
Наверное, не надо говорить, насколько все вышесказанное похоже на то, что мы могли наблюдать совсем недавно – да и продолжаем наблюдать сейчас. В том смысле, что «нынешний расцвет» разного рода «мистико-оккультных» восприятий, начиная с разного рода «буддизмов и индуизмов» и заканчивая пресловутым трансгуманизмом, а так же – совершенно узнаваемая (исторически) страсть к разного рода «запретным удовольствиям» - ничем по своей сути не отличается от того, что было в начале ХХ века. (О том, почему трансгуманизм был назван «мистико-оккультным восприятием», думаю, говорить не надо. Впрочем, для непонятливых можно указать, что связано это с тем, что данное «преклонение перед наукой» характеризуется полным непониманием ее базисных основ.) Разве что опиум заменен на «кислоту», а поэты – на блогеров. (Впрочем, и первой, и второе так же осталось.) Ну, и да – количество тех, кого в «нынешней прекрасной эпохи» это затрагивает, так же существенно выросло. (Но это – следствие совершенно иных процессов, в целом, сводящихся к уже помянутой «Советской тени».)
Главная же особенность данного исторического периода – т.е., уверенность «высших» в своей всемогуществе, в своей возможности контролировать ситуацию – совпадает с удивительной точностью. Правда, мы знаем, что ТОГДА эта уверенность оказалась ложной. В том смысле, что именно «высшие» - а точнее, самые «наивысшие» - представители человечества с потрясающей уверенностью завели его в катастрофический кризис. В ужас Первой Мировой войны – которая началась, несмотря на все самоочевидные доказательства того, что ни к чему хорошему данное действо привести неспособно. В ужас развала государственности для трех великих империй – Германской, Австро-Венгерской и Российской. В десятилетия экономических кризисов и стагнаций, закончившихся только во второй половине столетия – благодаря, сами понимаете, чему. Все это стало итогом той самой самоуверенности тех, кто самозванно присвоил себе титул «всезнающих властителей».
В том смысле, что десятилетия «абсолютных удач», длившихся, как уже говорилось, со времен Франко-Прусской кампании - с редким «вкраплением» «локальных» поражений, вроде Русско-Японской войны, где Россия проиграла, но Японию выиграла – привело правящие классы и их обслугу к ложной уверенности в том, что «все под контролем». Что все неприятности можно будет купировать, и, по сути, «перевести» на находящиеся под их властью «безмолвные массы». Которые стерпят все. (Ну, а если не стерпят, то «Whatever happens, we have got. The Maxim gun, and they have not.») Они были уверены, что никаких «внешних ограничений» - за исключением воли таких же «юберменшей» - не существует, и что мир будет развиваться так, как они захотят. (На самом деле Гитлер, Муссолини и Ко – это, ИМХО, жалкие плагиаторы и косплееры. Кои всего лишь пытались возвратить господствующие до Первой Мировой войны представления о «великих и всемогущих хозяевах».) И, разумеется, именно поэтому просто должны были быть «проучены Историей» - как любые личности, кои решили действовать против законов Бытия.
* * *
То же касается и их современных аналогов. Которые так же слишком «расслабились» за период «Конца Истории» - когда наличие созданных в период «золотых десятилетий» избытков позволило успешно блокировать все возникающие проблемы. Создав такую же совершенно ложную уверенность во всемогуществе, в способности путем отдатия приказов – подписания законов, заключения сделок, проведения «реформ» - изменять фундаментальные свойства бытия. В то время, как в реальности эти приказы и сделки имеют околонулевой историческое значение, и действительное функционирование нашей цивилизации определяется совершенно иными вещами.
Но об этом – в смысле, о том, что же действительно позволяет нам существовать – надо говорить уже отдельно. Тут же можно только еще раз отметить, что нынешняя «короновирусная эпидемия» в действительности если и может служить чего примером – так это примером реальной слабости текущих элит, и их полной неадекватности текущему бытию. Впрочем, в данном случае с огромной уверенностью можно сказать, что все закончится хорошо. В том смысле, что медицина современного мира еще в значительной степени сохраняет особенности «золотых десятилетий» - когда она (имеется в виду, медицина массовая), по сути, и была создана. Поэтому с пресловутым COVID-19 она справляется, в общем-то, неплохо. Однако это относится именно к системам, созданным против «известных» угроз. Для тех вещей, кои не были «отрефлексированы» в 1950-1980 годах, ситуация, разумеется, совершенно иная.