anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Оспа, СССР и рациональность

Кстати, интересно - но нынешняя истерия с короновирусом позволила дать ответ на один давно уже волновавший вопрос. А именно: почему в СССР не слишком приветствовался выезд за рубеж? Разумеется, тема это довольно сложная и определяемая многими факторами - скажем,  развитых стран, ИМХО, основную роль играли экономические соображения. (Т.е., необходимость выделения значительного количества валюты, которой не хватало.) 

Но  вот для посещения государств менее богатых, судя по всему, вопросы обеспечения "эпидемиологической безопасности граждан" могли оказаться более важными. Например, можно вспомнить раскрученную в последние дни историю о том, как в 1960 году в СССР победили черную оспу . На самом деле, кстати, история крайне характерная для советского времени - в том смысле, что показывающая, как благодаря умению мобилизовать все ресурсы тогда удалось не только потерять всего 5 (!!!) человек, но и не допустить возникновения паники в стране.

Однако, отдавая дань умениям и самоотверженности советских медиков, а так же грамотно поставленной карантинной работе, стоит понимать, что данная история подняла крайне серьезную проблему. В том смысле, что она показала высокую уязвимость "очищенной" от опасных заболеваний страны от занесения "внешней заразы". Разумеется, можно было бы вернуть всеобщее оспопрививание  - однако понятно, что привиться от всех существующих болезней было невозможно.

Впрочем, по большому счету, именно указанный случай стал одним из оснований "всемирной вакцинации", проведенной именно по инициативе СССР, которая и уничтожила оспу в мире. То есть - если бы СССР не существовало, то, вполне возможно, никто из развитых стран даже не пошевелился бы, предоставив неразвитым самим решать свои проблемы. Да и вообще, тогда был заложен фундамент т.н. "международной медицинской помощи", которая до самого недавнего времени более-менее выполняла функции "гашения" опасных очагов заболеваемости.

Тем не менее, опасность того, что отправившись в какую-нибудь "жаркую страну", советский турист притащит оттуда какую-то экзотическую "болячку", в те же 1950 годы была вполне реальной. Кстати, тут даже вакцинация выезжающих могла не помочь - скажем, тот же художник Кокорехин из упомянутой истории умудрился припереть в Москву зараженный оспой ковер! Да и вообще - кучу разнообразных сувениров и шмоток сомнительной стерильности, кои старательно раздарил знакомым, а часть даже сдал в комиссионку!

А ведь это был довольно развитой культурно человек! Что же говорить о тех, кто недавно приехал из деревни - как большая часть советских граждан? Они бы везли разного рода "подарки" чемоданами - и проверить их "чистоту" было бы очень тяжело. (Сейчас ситуация получше - поскольку, как уже было сказано, в 1970-1980 годы наиболее опасную "заразу" все же задавили даже в большинстве стран Третьего мира. Но до этого времени опасность была крайне серьезной.) 

В общем, оказывается и в данном случае кажущийся, на первый взгляд, нелепым запрет нес в себе достаточно рациональные основания. Равно, как многие другие подобные действия. Другое дело, что решая одну проблему, он неизбежно создавал другую - скажем, уверенность в том, что "за границей все хорошо". (Скажем, если бы ту же Индию с ее нищетой посещали многочисленные туристические группы, то количество подобных "верующих" было бы много меньше.) Но это уже совершенно иной вопрос, всецело лежащий в области адекватности применяемых социодинамических моделей.

И общую рациональность советского мышления он никак не отменяет.

Tags: СССР, история, прикладная мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →