Возьмем, например, текущую ситуацию. В рамках которой практически все развитые страны оказались погружены в состояние карантина или «недокарантина». Т.е., они существуют в ситуации, когда подавляющая часть норм и правил «обычной жизни» оказываются нарушенными, когда множество людей оказались под угрозой лишения средств к своему существованию, а о таких «мелочах», как гражданские права, становится даже вспоминать смешно. Поскольку, по сути, весь «цивилизованный мир» оказался погружен в некое антиутопическое состояние, где каждое элементарное движение гражданина контролируется властями – под предлогом «борьбы с коронавирусом», конечно.
Правда, особого эффекта от данной борьбы как то не заметно. В отличие от указанного явления ограничения возможностей граждан, которых власти практически одним легким движением руки – т.е., изданием соответствующих постановлений – буквально «пригвоздили» население к месту. Самое же интересное в это то, что для этого им не пришлось затрачивать даже элементарные усилия. Да, именно так – вопреки всем вариантам «антиутопий», никто не вводил на улицы танки, пехотные соединения и даже внутренние войска. (Т.е., разнообразные «гвардии» - от «Национальной» в Штатах до «Росгвардии» сами понимаете где.) Более того – даже полиция, по большому счету, находится в достаточно «расслабленном» режиме, не сравнимым, скажем, с положением во время каких-нибудь протестов. Поскольку ей даже дубинки расчехлять не приходится – нужно просто ходить и выписывать штрафы.
* * *
Еще раз – сотни миллионов (а с той же Индией – и миллиарды) граждан тихо и мирно приняли отказ от всех гражданских прав. Если вспомнить при этом, как еще совсем недавно «встречались» ими малейшие посягательства на данные вещи – то становится просто смешно. А потом – жутко. (А потом – опять смешно, но об этом будет ниже.) Причем, как уже было сказано, речь идет не об отдельной стране – скажем, России, США, Франции или уже помянутой Индии. А о практически всем «цивилизованном мире», включающем в себя и «государства с развитыми демократическими традициями», и страны со значительным количеством молодого и активного населения – которое, как считается, склонно к бунтам. Перед «ужасом коронавируса» затаились и американские реднеки, обвешанные с ног до головы оружием, и французские «желтые жилеты», что в течение двух лет «ероически сражались с беспределом властей, и пресловутые украинские правосеки, кои дружно надели маски и принялись заниматься самоизоляцией.
В общем, вдруг оказалось, что то, что еще недавно именовалось «гражданским обществом», умерло. Да, именно так: все эти «свободолюбивые борцы за свободу», что еще недавно так яростно перли на полицейские заслоны с криками о «своих гражданских правах», вдруг дружно капитулировали перед санитарно-эпидемиологическими правилами. Очевидно, признав рекомендации ВОЗ гораздо выше всех конституций в мире. (В этом случае особенно забавно выглядят недавние «конституционные срачи» - т.е., споры о внесении изменений в конституцию РФ. Например, в плане «главенства международного права над национальным и наоборот.)
Разумеется, на этом фоне не мог не возникнуть вопрос: как же пресловутый вирус мог убить «гражданское общество»? В том смысле – как он смог сделать то, что ранее не могли сделать ни полицейские заслоны, ни деятельность специальных служб, ни активная пропаганда и иные способы борьбы с инакомыслием? Впрочем, ответ на него есть – хотя и крайне неожиданный. (По крайней мере, для тех, кто находится в рамках современных представлений.) И состоит он в том, что нет нужды убивать то, чего никогда не было. Да, именно так – нынешний коронакризис, по сути, привел к вскрытию того факта, что «гражданское общество» есть чистый симулякр. То есть – исключительная имитация явления, никогда не существовавшего в мире.
В том смысле, что никогда и нигде пресловутые «гражданские активисты» - т.е., ядро любых «гражданских протестов» - не существовали сами по себе, без опоры на ту или иную элитарную группу. Разумеется, а определенном плане это известно уже давно – еще пресловутые «майданы» и «цветные революции» показали, что все эти «разгневанные горожане» и «прогрессивная молодежь» в действительности выступают лишь инструментом в элитарных разборках. То же самое можно сказать, например, и про «экологических активистов» - кои всегда обладают завидной избирательностью во предметах своих нападок. (В том смысле, что яростно атакуют одни «проекты», полностью игнорируя «другие».) А уж после прошлогоднего «казуса Граты Тунберг» - за которой «уши Сороса» и иных представителей мирового олигархата оказались даже не прикрытыми какой-либо «легендой» – говорить о самостоятельности «экологов» стало просто неприлично.
* * *
Тем не менее, до последнего времени все же тлела мысль о том, что не все так однозначно. И что если даже какие-то элитарные разборки и лежат в основании «гражданского общества», то это не отменяет его социального значения. Например, в том плане, что именно оно не дает властителям окончательно перевести свою диктатуру в состояние «террористической» - с QR кодами на лбу и разрешением на проход по тротуару. Однако последние события не просто развеяли эту иллюзию – они ее разорвали с треском. Продемонстрировав не просто то, что «король-то голый», а то, что никакого короля никогда и не было. А было просто пустое место, которому оказывали небывалые почести.
В том смысле, что без помощи «сильных мира сего» пресловутые «активисты» и их «паства» оказались полными нулями. Неспособными ни на что, за исключением вялого возмущения в сети. И это в самом лучшем случае. Поскольку в худшем эти самые «борцы за свободу» оказались в ряду самых ярых «карантинщиков», требующих ввести еще более «драконовские меры». (Ну, а в самом деле, где еще быть людям, привыкшим продавать свою активность?) А «обычные граждане», лишенные своих «вождей», внезапно поняли полную беспомощность перед любым властным произволом. Которая может сделать с ними все – и никто этому помешать не сможет.
Ну, а как же быть иначе, если до этого все организационные вопросы решали «специально обученные люди»? Которые организовывали «сцену для протеста», привозили туалетные кабинки и питание (вспоминаем пресловутые «майданные печеньки») для страждущих. Да, именно так – современный человек не может протестовать без подвоза печенек! В том смысле, что он даже получить дубинкой под ребра – но только при условии, что его подведут к этим самым полицейским и укажут, что делать.
Причина этого проста: как уже говорилось, современный человек утратил навыки борьбы за свои права. Утратил по вполне уважительной причине – ему это стало ненужным, поскольку под действием «Советской тени» западные государства, в целом, стали гарантировать трудящимся приемлемый образ жизни. Нет, не богатый, конечно – но и не находящийся на уровне элементарного выживания, как это было раньше. А так как средний человек – в отличие от его отображения в массовой культуре – в общем-то, совершенно не алчен и склонен довольствоваться тем, что имеет – то ему оказалось это достаточным. (Это отдельным личностям надо все и вся, а большая часть людей достаточно только «нормальной сытой жизни».) Поэтому навыки борьбы и оказались отброшены – и исчезли из списка «необходимых навыков» навсегда. Пришедший же им на смену «активизм» - т.е., следование за отдельными элитарными группами, которым для своих задач зачем-то необходимо «участие масс» - стало всего лишь одним из способов «проведения досуга», наподобие волонтерства.
* * *
Именно поэтому сейчас – когда практически все «элитарные группы» оказались в прострации перед наступившей эпидемией и, разумеется, никакой поддержки «активистам» оказывать не могут – никакой «народной борьбы за гражданские права» не наблюдается. Вот случись «коронавирусная зараза», скажем, только в России, и установи российская власть те же ограничения в связи с ней, что и сейчас, то мы бы давно уже видели массовое «кипение народного гнева». С массовыми выходами активистов на улицы, со столкновениями с полицией и гневными заявлениями Навального и иных «народных трибунов». (Призывающими «брать пример с Европы».) Но когда – не важно, к счастью или к сожалению – подобная беда охватывает весь мир, включая «Пресветлый Валинор-США» и «Благословенный Лондон», данные возмущения оказываются невозможными. Поскольку они в данном случае рискуют переброситься и на «заказчиков» - а значит, это никому не нужно.
Поэтому правозащитники и активисты дружно засунули свои языки в соответствующее место, и выступили с призывами к полной самоизоляции. А обычные люди неожиданно поняли, что они одиноки и ничтожны по сравнению с мощной машиной государственного подавления. И никто не придет им на помощь, если что – Ни Бог, ни царь, и не герой...
Правда, там, в песне есть еще слова, поясняющие: как же надо решать подобную проблему – но это будет уже тема совершенно иного разговора. Тут же, завершая вышесказанное, можно только сказать, что данное раскрытие симулякра «гражданского общества» является неизбежной составляющей более глобального процесса «дискредитации современности». Сиречь – разрушения господствующих представлений, связанных с возможностью обывателя «контролировать ситуацию».
Поскольку оказывается, что в реальности он – никто, и любые его права и гарантии – это мираж, для разрушения которого не нужно даже применять насилие. Достаточно только принять соответствующий указ. И вот это разрушение уверенности в своей «силе» и возможности влиять на государство, в то, что именно он, обыватель есть «становой хребет нации» - в отличие от разных там нищебродов и люмпенов – значит очень много. Поскольку на самом деле оказывается, что он для властителей – ничем не отличается от последнего бомжа.
P.S. На самом деле тут не обсуждается вопрос о том, нужен ли карантин или нет. Поскольку – как было сказано выше – это, в данном случае, не важно.
P.P.S. Разумеется, все вышесказанное не означает, что после эпидемии «пузырь гражданского общества» не будут надувать вновь. Слишком уж это удобное средство и для властных элитарных групп и для их противников среди той же элиты. Однако прежнего отношения к этому театру, разумеется, уже не будет.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →