anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Category:

Мир дешевого труда 2

В прошлом посте были описаны особенности «мира дешевого труда», которым, собственно, и выступало классовое общество всю свою историю. То есть, общество, в котором один богатый (знатный) человек мог с легкостью повелевать множеством бедных и безродных. Так вот, подобное общества неминуемо воспроизводит – порой даже вопреки желанию его обитателей –вполне узнаваемый «стиль жизни». Для которого характерно, с одной стороны, не просто роскошь «верхних слоев населения», а роскошь их демонстративная, переходящая в откровенную растрату ресурсов. (Причем, часто даже без всякой пользы для комфорта – как те же королевские или царские дворцы, которые даже протопить зимой было невозможно.) Ну, а с другой – полная нищета масс, ведущая к тому, что большую часть «писаной истории» средняя их продолжительность жизни находилась около 25 лет. (И это при том, что в развитых общинных социумах более, чем 10 тысячелетней давности этот показатель был на 8-10 лет больше.)

Кстати, тут сразу же стоит сказать, что страдали от этой нищеты не только сами бедняки, поскольку демонстративное невнимание к их жизни часто «жалило» и господ. Скажем, в виде тех же эпидемий, для возбудителей которых вся эта масса нищих и голодных людей выступала в качестве очень удобной «мишени» – и из-за ослабленности их иммунитета голодом и иными лишениями, и из-за высокой скученности, и из-за их высокой мобильности. (Голод гонит человека из его привычных мест обитания, заставляя проходить десятки и сотни километров даже в условиях болезни.) Ну, а поскольку изоляция «лучших людей» от этой самой «нищей массы» была невозможна – кстати, она невозможна даже сейчас – то заражение «лучших» так же становилось неизбежным.

Причем, порой эта самая «карма» - т.е., проблемы у властителей из-за нежелания заниматься хоть каким-то улучшением жизни масс – доходила до крайне забавных вещей. Вроде того, что даже в самых продуманных «урбанистических проектах» XVI-XVIII веков не предусматривалось канализации. (Хотя она известна еще со времен Мохеджо-Даро III тысячелетия до нашей эры.) Ну, на самом деле, зачем это нужно, если всегда есть слуга, готовый вынести ночной горшок! (До заднего двора дворца или особняка.) Вследствие чего вплоть до конца XIX столетия одной из самых серьезных опасностей, подстерегавших даже аристократов, была дизентерия. Уносившая больше жертв, нежели тот же грипп. И это хорошо, если не было холеры – которая так же наведывалась раз в несколько десятилетий. (И вызывала проблемы, не меньшие, чем чума.)
То есть, не желая тратить средства на канализацию – в то время, как их в бессчетном количестве «вбухивали» в дворцы, культовые сооружения и прочие предметы роскоши – «властители мира» портили жизнь не только своим подданным, но и самим себе. Впрочем, как уже говорилось, наиболее важным в данном мире были понты – т.е., демонстрация окружающим своей силы и могущества. Поскольку именно они выступали одним из главных аргументов в главной для «человечьих элитариев» задаче – борьбе друг с другом за право занимать высокие места в иерархической пирамиде.

Впрочем, об этом я уже не раз писал – и в данном случае повторяться нет смысла. Поэтому лучше обращу внимание на несколько другое. А именно – на то, что именно этот самый «мир дешевого труда» до сих пор продолжается восприниматься нами, как «нормальное человеческое существование». То есть, даже через более, чем сто лет после Великого Перелома 1917 года огромное количество представлений, норм, тактик и т.д. остались прежними. В том смысле, что ориентированными или на большое количество дешевого труда – т.е., на то, что было принято ранее для господствующих классов. Или же на обратное явление – недостаток не только труда, но и простого внимания ко многим важным вещам, кои ранее оказывались несущественными в связи с описанной особенностью. Например, это можно сказать про помянутые выше коммунальные услуги, здравоохранение (особенно эпидемиологию) или, скажем, образование.

Возьмем, например, последнее. И прежде всего, укажем, что в «мире дешевого труда», буквально упивающемся сверхсложностью бессмысленным – да пускай и порой нужных – материальных творений, эта самая область всегда была вторичной. А точнее – в течение тысяч лет она, вообще не затрагивалась человеческой деятельностью, причем не только для черни, но и для «высших слоев». Разумеется, встречались иногда исключения – вроде Александра, которого обучал Аристотель – но это именно исключения. (О том, что «педагогика» Аристотеля имела к реальной педагогике весьма отдаленное отношение, да и занятия со Стагиридом вряд ли занимали все время молодого царевича, можно в данном случае и неупоминать.) В основном же «введение в жизнь» аристократов и простолюдинов происходило примерно одинаково: по мере взросления им начинали передаваться «производственные функции» отцов.

Единственное отличие тут имело «первое сословие», которое часто было охвачено системой целибата, и по данной причине «отцов» не имело. (Это касается не только католических священников – служители культа отделяются от системы воспроизводства населения в самых разных культурах.) Именно поэтому само зарождение школьной системы практически везде происходило в рамках религии – причем, это сохранялось до самого последнего времени. (Фактически даже в начале ХХ века церковное образование было наиболее массовым, причем не только в Российской Империи с ее ЦПШ, но и в той же Латинской Америке или Соединенных Штатах.) Впрочем, даже церковно-приходские школы – сами по себе есть очень большое достижение по сравнению с тысячелетиями отсутствия образования вообще.

О том, почему так происходило, надо, разумеется, говорить отдельно – поскольку тема это очень сложная. Пока же можно сказать только то, что связано это было с тем, что при наличии огромного числа «рабочих рук», которых можно с легкостью направлять на те или иные цели, знания, сами по себе, особой ценности не имели. Да, именно так: для господ овладение ими было лишено особого смысла, поскольку любое действие господина – даже если оно неправильное – будет компенсировано за счет народа. («Любимое» занятие древности или средневековья – выкуп незадачливого полководца, попавшего в плен за счет своей природной глупости. Разумеется, за счет усиления поборов с подданных.) Что же касается простолюдинов, то им, понятное дело, просто не остается сил на овладение какими-то навыками, отличными от традиционных.

Поэтому развитие «системы получения знаний» шло более, чем медленно. (Скажем, от момента изобретения письменности в III тысячелетии до н.э. до распространения ее на все взрослое население – что произошло только в первой половине XX века – прошло, как нетрудно догадаться, более 5 тыс. лет.) И хотя события, произошедшие после 1917 года, несколько ускорили этот процесс, но, все равно, понимание образовательной системы, как «вторичной», сохранилось и после этого. В том смысле, что даже в современном мире часто кажется «более выгодным» использовать массы необразованных – но при этом дешевых рабочих, нежели делать ставку на специалистов высокой квалификации. Поскольку эти «спецы» требуют и дорого оборудования, и высокой культуры производства, и просто человеческого отношения. А пресловутых «таджиков» можно селить в подвале, орать на них матом и не заботится о технике безопасности. (Все равно их никто не считает!)

Конечно же, общество в целом от такой ситуации проигрывает. И потому, что основная масса людей получает мало, и потому, что «дешевые недочеловеки» не имеют никакого стимула ценить окружающую реальность. (И при любой возможности не упустят что-то украсть, сделать не по технологии или просто напакостить – а то и зарезать могут.) И потому, что неожиданно выясняется, что если для текущих работ эти самые «дешевые рабочие» прекрасно подходят, то для более сложной деятельности их применять просто опасно. Ну не посадите же вы гастарбайтеров за пульт атомной станции. (Собственно, и за пуль обычной ТЭЦ их сажать опасно!) А ведь чем дальше, тем актуальнее становится не только эксплуатация, но и создание новой «сложной инфраструктуры» - скажем, строительство тех же электростанций, производство турбин, электроники и т.д. Поэтому, в конечном итоге, ставка на «дешевый труд» парадоксальным образом отбрасывает человечество в … техническое состояние, которое оно имело как раз во времена «дешевого труда». Т.е., в «мир до 1917 года».

Впрочем, об этом надо говорить уже отдельно. Тут же, подводя итог над сказанным выше, можно только сказать, что вопрос о приведении миропредставления в соответствие с требованиями «мира дорогого труда» - который начал пускай слабо, но проявляться после указанной выше даты, и который, собственно, и создал привычный для нас образ жизни, с отсутствием эпидемий, теплом в домах и прочими «ништяками» - на самом деле является жизненно необходимым. А точнее – жизненно-необходимым является дальнейшее развитие этого самого мира, которое затронет практически все стороны человеческой жизни.

Но про это будет сказано уже в следующем посте...

Tags: исторический оптимизм, классовое общество, образование, прикладная мифология, социодинамика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 265 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Мир делится на Святые VS грешники. Место грешников в аду.
Закон превыше всего©
"Поэтому развитие «системы получения знаний» шло более, чем медленно. (Скажем, от момента изобретения письменности в III тысячелетии до н.э. до распространения ее на все взрослое население – что произошло только в первой половине XX века – прошло, как нетрудно догадаться, более 5 тыс. лет.)"

Тем не менее системы, существовавшие до Октябрьского переворота, прекрасно справлялись с задачей создания обазованного населения. Мне сложно представить, чтобы до 1917 г. нашлось бы значительное количество человек среди татар, башкир, чеченцев, дагестанцев, азербайджанцев, казахов, туркмен, узбеков, таджиков или киргизов, которые не умели бы читать намаз. После советской власти ситуация катастрофическая. Огромные массы безграмотных людей. Намаз читать не умеют, смысл "Ля иляха илля Ллах" не понимают.

И суть даже не в том, умеет ли человек читать или писать. Будь он даже великим физиком, создателем каких-нибудь синхрофазотронов, но если он не умеет читать намаз, то он безграмотный. А какой-нибудь человек, даже не умеющий читать или писать, но умеющий читать намаз, грамотнее этого физика.
Намаз-то они читать умели, но Коран прочесть даже в Аравии мало кто мог письменный. А любому мусульманину полезно читать Коран в письменном виде.

dobriy_zaychik2

3 months ago

Сергей Пан

3 months ago

dobriy_zaychik2

3 months ago

schernov

3 months ago

ars_el_scorpio

3 months ago

ral_il_an

3 months ago

aso

3 months ago

dobriy_zaychik2

3 months ago

aso

3 months ago

dobriy_zaychik2

3 months ago

ral_il_an

3 months ago

dobriy_zaychik2

3 months ago

aso

3 months ago

dobriy_zaychik2

3 months ago

aso

3 months ago

dobriy_zaychik2

3 months ago

aso

3 months ago

dobriy_zaychik2

3 months ago

Тонко подмечено
Из поста в пост одна и та же мысль повторяется.
Было плохо, потом 1917 год, стало хорошо под тенью....

Но если стало так хорошо, то как же так получилось, что опять стало плохо.
Что плохие буржуины опять стали платить мало работникам. А работники молчат.

Причем наиболее молчаливы работники как раз в бывших соцстранах.

Надо как-то отдельно об этом поговорить.
Об этом тут тоже написано.

lazy_flyer

3 months ago

Rew Stefanovitch

January 25 2021, 11:33:33 UTC 3 months ago Edited:  January 25 2021, 11:35:19 UTC

"...общество, в котором один богатый (знатный) человек мог с легкостью повелевать множеством бедных и безродных..."

Вот я - директор НИИ (к примеру; впрочем, если бы не развал СССР - вероятность такого события была бы не менее 50%).
Разумеется, я, пусть и не слишком богатый и знатный (ну, какое уж там богатство даже у академика-естественника, тем более, БССР?), но, разумеется, требую, чтобы мои "хотелки" беспрекословно выполняли все лаборанты, инженеры, мэнээсы, эсэнэсы и даже завлабы, некоторые из которых сами член-корры. Т.е. фактически хочу "с легкостью повелевать множеством бедных и безродных".
Кстати, примерно такую же модель я вижу и при коммунизме. А не так, чтобы кто в лес, кто по дрова...
требую, чтобы мои "хотелки" беспрекословно

В Беларуси? Не страшно? А то есть один повелитель, сажает всех направо и налево...

misha_panda

3 months ago

Иван Петров

January 25 2021, 11:35:12 UTC 3 months ago Edited:  January 25 2021, 11:37:28 UTC

Труд был не столько "дешёвый" (это смотря как считать), колько неэффективный и малопроизводительный. Поэтому и приходилось повелевать множеством людей.
Ну и в средневековой Европе часто сортиры делали такими балкончиками, чтобы дырка была над улицей. Канализация не нужна:)
Балкончики над улицей ведут к тому, что канализацией становится улица и она же становится распространителем дизентирии, холеры и чумы.
Так что во что вляпались - то и получили.

Иван Петров

3 months ago

В обществе одновременно идут ДВА материальных процесса: производство материальных благ и воспроизводство человека. Понятно, что оба процесса взаимно необходимы: материальные блага необходимы для воспроизводства человека, а человек необходим для производства материальных благ. Но почему-то производство материальных благ считается главным - всё определяющим процессом, а производство человека - вторичным процессом, который чуть ли не автоматически подстраивается под первый. Но так ли это на самом деле?
Нет. Оба процесса равно важны (образуют единство противоположностей), но в определённых условиях на первый план выходит или один процесс, или другой. В мирное время важнее производство материальных благ, в военное - человека. В экономический кризис первичны проблемы производства, в эпидемию - проблемы человека (см. эпидемию ковида).
В обществе индивидуалистов первичны проблемы производства (о себе индивидуалисты сами позаботятся) и получаем капитализм, в обществе коллективистов первичны проблемы человека (ведь производство благ можно скопипастить у капитализма) и получаем социализм.
Вывод. Проблема дешёвого труда является результатом невежества тех, кто отвечает в обществе за гармонизацию двух указанных процессов, т.е. интеллигенции.
В обществе коллективистов тебе хрен дадут выделяться среди других.

opiat_5x5

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

opiat_5x5

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

opiat_5x5

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

vitus_wagner

3 months ago

ars_el_scorpio

3 months ago

supermipter

3 months ago

communarmos

3 months ago

dobriy_zaychik2

3 months ago

vitus_wagner

3 months ago

dobriy_zaychik2

3 months ago

communarmos

3 months ago

vitus_wagner

3 months ago

communarmos

3 months ago

vitus_wagner

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

misha_panda

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

misha_panda

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

ars_el_scorpio

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

communarmos

3 months ago

ТС подводит к тому, что именно технологии определяют социальную структуру общества.
Создание анклавов с технологиями, намного опережающими современный уровень, неизменно меняют ход истории.
К примеру, если бы в античности появились суда с гребными колесами, приводимыми в действия быками, то история изменилась бы радикально.
Так что технологии меняют мир радикальнее, чем любые восстания.
Это вряд ли. Гужевые животные не спостобы к столь напряженным усилиям, как люди.

aso

3 months ago

communarmos

3 months ago

Автор копипастит самоё себя по третьему кругу. Мы этот обзорно-исторический опус читали с годик назад, но под другим заголовком.
И так же как и год назад непонятно - в чём посыл?
По пятому, если не ошибаюсь. Более того, автор писал, почему повторяется. Он учитывает неспособность большинства читать историю сообщений и концентрацию исключительно на новых в ленте.
А посыл довольно простой - автор своими публикациями стремится заставить людей думать, а не слепо следовать шаблонам.

lazy_flyer

3 months ago

Господин Анлааз, пожалуйста, заблокируйте пользователя princelucio . Уже не первый день он здесь пишет. Сегодня я попытался связаться с этим человеком через Телеграм.

Этот человек - провокатор. Он пишет неискренне. У него в комментариях постоянные упоминания Рая, Ада и других подобных тем, о которых пишу и я тоже. Но на самом деле этот пользователь просто издевается над религией, а не пишет серьезно, посмотрите на его посты и на его информацию в профиле. То он называет себя Сыном Божьим, то пишет, что он Сатана. Оскорбляет Адама (первого человека) матными словами.

То есть он совсем не тот, за кого себя выдает. К тому же, как я обратил внимание, он пишет всем подряд и с первого же комментария начинает оскорблять людей и одновременно писать про Рай и Ад. То есть его цель - дискредитация. Полагаю, что в значительной степени это дискредитация и меня лично.

Я понимаю, когда здесь высказываются люди разных взглядов, в том числе и те, кто неправ. Но, пожалуйста, забаньте явных провокаторов, которые пишут просто чтобы поржать и поиздеваться.

d_nielli

January 25 2021, 13:54:15 UTC 3 months ago Edited:  January 25 2021, 13:54:39 UTC

>>> Конечно же, общество в целом от такой ситуации проигрывает. И потому, что основная масса людей получает мало, и потому, что «дешевые недочеловеки» не имеют никакого стимула ценить окружающую реальность.

только в случае, когда ядром развития является именно это общество. Если ядро развития находится где-то в другом месте (или как вариант, общество разделено на касты с принадлежностью по рождению), а население отдельно взятой страны нужно только для получения товаров, которые будут отправлены на экспорт, то стоимость труда в таких условиях можно занижать сколько угодно, вплоть до введения личной или государсвтенной зависимости и обязанности трудиться "за еду" (которую эти же люди должны еще произвести).

конечно, ссср тут стоит особняком, так как в СССР не было другого ядра развития, кроме собствнено советского народа, но очень многие в СССР были недовольны ни личным положением, ни положенем республик (например, часто можно читать, что РСФСР "субсидировала" другие республики, что выражалось в заметно более низком уровне жизни в РСФСР по сравнению с соседями, и причем - больше всего субсидировало именно тех, кто потом "предаст" союз - прибалтику, грузию, украину). Но ссср не мог наращивать оплату труда, так как деньги в ссср были такие же как и везде - фиатные. И между деньгами на руках и товарами в магазинах должен соблюдаться баланс.

так что даже в идеальной среде, где нет препятствия для роста оплаты труда, эта оплата все таки ограничена и больше того, что позволяет экономика в целом, вырасти не "может".
В РСФСР уровень жизни был существенно выше, чем в азиатских республиках и несколько ниже, чем Прибалтике. Но даже если предположить, что Прибалтика поддерживала свой более высокий уровень жизни за счёт РСФСР, то она слишком маленькая (по населению меньше Москвы), чтобы как-то существенно объедать жителей РСФСР. Ради "витрины" можно было пару лишних копеек прибалтам и подкидывать, на уровень жизни в РСФСР это практически никак не влияло

dart_vitmort

3 months ago

doncunita2

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

doncunita2

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

doncunita2

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

aso

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

aso

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

aso

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

aso

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

d_nielli

3 months ago

communarmos

3 months ago

doncunita2

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

opiat_5x5

3 months ago

d_nielli

3 months ago

opiat_5x5

3 months ago

d_nielli

3 months ago

ars_el_scorpio

3 months ago

aso

3 months ago

d_nielli

3 months ago

aso

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

d_nielli

3 months ago

communarmos

3 months ago

d_nielli

3 months ago

aso

3 months ago

d_nielli

3 months ago

aso

3 months ago

mnemenov

3 months ago

opiat_5x5

3 months ago

communarmos

3 months ago

communarmos

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

communarmos

3 months ago

aso

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

aso

3 months ago

dart_vitmort

3 months ago

d_nielli

3 months ago

aso

3 months ago

d_nielli

3 months ago

communarmos

3 months ago

Меня как-то стукнуло, когда я взял в руки зонтик для коктейля.

Бумажная хрень на бамбуковых щепках.

Посмотрел на него внимательно и представил себе человека (потому что явно выглядело как сделанное человеком, с минимальной автоматизацией) который круглый день сидит и делает эти зонтики для коктейля.
Представил себе человеческую жизнь, выкинутую в абсолютное ничто.

Делающий гайки может представить себе, что его гайки будут в машине, в ракете, в чём угодно - но что может представить себе человек, делающий бессмысленные одноразовые вещи?
Это ведь даже не пластиковая тарелка (которую автомат печатает).
А вам надо только сугубо утилитарные вещи?

ars_el_scorpio

3 months ago

supermipter

3 months ago

ars_el_scorpio

3 months ago

supermipter

3 months ago

ars_el_scorpio

3 months ago

supermipter

3 months ago

ars_el_scorpio

3 months ago

supermipter

3 months ago

ars_el_scorpio

3 months ago

Впрочем, даже церковно-приходские школы – сами по себе есть очень большое достижение//
Это наивысшее достижение.
В СССР люди,закончившие ЦПШ работали в Политбюро и были академиками и маршалами,а люди закончившие советские вузы получали сто рублей.

сокращение численности бедного населения не поможет улучшить качество жизни отдельного человека?

общее повышение благосостояния конечно может отразится на жизни отдельного чаловека.

ars_el_scorpio

3 months ago

supermipter

3 months ago

aso

3 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →