anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Почему Россия не Китай?

Удивительно, но я еще помню времена, когда фраза "китайский автомобиль" вызывала изумление: а что, такие бывают? На самом деле, конечно, такие были - скажем, завод FAW выпускал машины с 1956 года, а конкретно легковые авто с 1958. Однако вплоть до начала 2000 годов увидеть подобные изделия за пределами КНР было невозможно: во-первых, их производили недостаточно, а во-вторых, конструкции их были крайне устаревшие.

Однако в 2000 годах это положение изменилось. В том смысле, что не только в Китае, но и на улицах России стали появляться образцы "китайавтопрома". Они имели две отличающих особенности. Первая - это то, что "китайпром" как две капли воды напоминал древние японские или корейские модели. (Скажем, я был очень удивлен, увидев году в 2007 на улице "Тойту-Хилукс" из 1980 годов - которая, при внимательном рассмотрении, оказалась китайским Great Wall'ом.) Ну, а во-вторых, эти машины облади крайне специфическим качеством.

Например, по "железу" те же "Грейтуоллы" выдерживали не более 2-х российских зим, покрываясь за это время многочисленными пятнами ржавчины. Кроме этого, мягкость "китайского металла" была сравнима с алюминиевой фольгой: помню, знакомому в зад "Тигго" въехал "жигуль", и промял этот самый "китайских РАВ-4" чуть ли не водительского сиденья. И так было, практически со всем - может быть, только моторы "китаепрома" были еще ничего. (Электрика же, подвеска, пластик - все оказывалось ниже плинтуса.)

В общем, было это полное гавно за дешевую цену, если уж говорить откровенно. Но какой у этого самого "гавна" оказался результат? А вот какой: уже в 2009 году Китай стал крупнейшим автопроизводителем  в мире, обойдя Японию и США. А к 2011 году его собственное автопроизводство достигло немыслимых 20 млн. единиц - для сравнения, в РФ в 2019 году было продано всего 1,8 млн. автомобилей. (Не произведено, а продано.) Более того - КНР стал крупнейшим мировым производителем не только легковушек, но и тяжелых (более 5 тонн) грузовиков. (Более 30% мирового производства.)

Собственно, это видно даже по РФ, где количество "китаепрома" в "грузовой области" давно уже привысило число отечественных машин+число собранных автокомплектов. Но, разумеется, на этом дело не останавливается  - вслед за "обычными" машинами КНР "берет" рынок электромобилей. Которых в прошлом - не самом лучшем в истории - годы было выпущено тут 1,2 млн. штук. Разумеется, вопрос о разумности "электромобильного рынка" можно считать открытым - в значительной мере, он создается искусственно - но тут важно не это.

А то, насколько планомерно и настойчиво данная страна развивает собственное производство. Пройдя путь от выпуска устаревших моделей в 1990 году до роли первого мирового производителя всего через 20 лет после этого. Впрочем, самое главное тут то, что за указанные 30 лет КНР смогла создать главное: собственную инженерную школу в данной области. И поэтому, если первые модели "китаепрома" выглядели, как плохие копии машин японских и европейских, то теперь они имеют "собственное лицо" и довольно приличное качество. Которое, к тому же, неуклонно улучшается. (В противовес тем же европейским маркам, которые по надежности практически сравнялись с Китаем.) 

А ведь рецепт успеха данной страны очень простой и состоит в том, чтобы стараться делать все самим, методично увеличивая долю собственного труда. Можно сравнить это с РФ, которая в указанном 1990 году находилась далеко впереди Китая в техническо-инженерном плане, но при этом методично занималась уничтожением своей промышленности. В результате чего тут остался только один российский автозавод - ВАЗ. Да и  тот, фактически, находится на грани превращения в автосборку к 2025 году. (Есть еще УАЗ, но он имеет малую и крайне специфичную долю рынка.)

Но самое главное тут даже не это. А то, что значительная  часть российского общества подобное изменение... всячески приветствует. Еще раз: россияне радуются, что "вазов" на улицах становится все меньше, а "иномарок" - все больше. Т любят приводить "дворы, заставленные иномарками" в качестве аргумента улучшения жизни. Хотя в действительности это очевиднейший признак деградаии.

Просто потому, что эти самые иномарки не могут появляться "по мановение волшебной палочки" - они должны браться, фактически, в обмен на что-то. (Деньги тут только посредник.) Но на что "вымениваются" эти самые "Солярисы" и "Поло"? А "вымениваются" они на
природные ресурсы. (Нефть и газ.) Т.е., продается за границу товар с низким уровнем прибавочного продукта. (Доли человеческого труда.) А закупаются товары с высокой долей человеческого труда - такие, как те же машины. В том числе, и китайские. То есть, на единицу стоимости при данном обмене - нефть на машины - китайский гражданин получает больше этой самой стоимости, нежели российский.

Поэтому при каждом акте обмена китайцы становятся все богаче. Ну а россияне... А россияне могут демонстрировать свои понты, показывая "нерусскую машину" у своего дома, купленную в кредит. Дескать, вот какой я крутой: не в убогом "жигуленке" езжу, а на настоящем "Рено" или "Киа". (Как говориться, каждому свое: кому развитие промышленности, а кому - блестящие побрякушки, пускай и выраженные в виде иномарок.)

Тут сразу же вспоминается, что в те же 1990 годы, когда на цену подержанной "Ауди" или "VW" можно было купить квартиру, некоторые продавали доставшееся им жилье, покупая машины. Которые уже в 2000 были отправлены на свалки, тогда, как проданные  квартиры до сих пор стоЯт и стОят.

Так вот:  ИМХО, даже подобные люди не так странны, как те, кто мечтает продать отечественные заводы на металлолом, и получить для себя возможность ездить на "современных и надежных машинах". И кто любит кричать про "криворуких" и "место тут проклятое", не понимая, что создание автомобиля есть банальная и совершенно рациональная инженерная задача. Определяемая экономическими возможностями.

Впрочем, понятно, что относится не ко всем, а только к весьма узкой - но зато широко представленной в Интернете, а так же СМИ и власти - категории.

P.S. Самое смешное, что ориентация на национальное производство выступала отличием не только китайского, но и японского с корейским "ноу-хау" автомобилестроения. В том смысле, что и эти страны начинали с откровенно убогих - но зато своих - машин, постепенно продвигаясь наверх. А не надеясь, что какой-то "Рено-Ниссан" возьмет - и сделает все за них. (Собственно, этот самый "Рено-Ниссан" если что и сделал для той же Японии, то убил "Ниссан", как таковой. И ни на что другое он оказался не способным.)

P.P.S. Ну, и конечно же, тут не будет лишним еще раз напомнить то, что данная история показывает очевидную разрушительность пресловутых понтов. В том смысле, что КНР, выпуская свои убогие вначале "тачки", добилась в конечном итоге уровня ведущей державы. А РФ, стараясь "стать настоящей западной страной с настоящими западными машинами", получила, в конечном итоге, деградацию и запустение. Ну да: теперь российские мегаполисы могут сравниться с Лондоном и Парижем по "шику". Но ведь так же с ними может сравниться какое-нибудь Найроби.



Tags: Китай, Российская Федерация, автомобили, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 177 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →