anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Трансгуманизм и коммунизм.



Поводом написать это послужила известная статья Лекса Кравецкого http://lex-kravetski.livejournal.com/452203.html, где он пишет о неизбежности превращения человека в киборга. Разумеется, это не новая идея, но обыкновенное ее высказываю люди, склонные, так сказать, к либерализму или/и либертализму, а Кравецкий - человек коммунистических взглядов. Однако с точки зрения коммунизма, трансгуманизм оказывается не столь уж привлекательным.


В современном мире все шире распространяются идеи трансгуманизма – теории, согласно которой человек в будущем разовьется в другое, более совершенное существо. Идея не новая, но в современном варианте вместо традиционного религиозного пути предлагается опора на новейшие достижения науки. Это тоже не ново— например, Герберт Уэллс в образе своих марсиан из «Войны миров» использовал образ «человека миллионного года», не говоря уж о последующих творениях фантастов. Правда, в отличии от прошлого, современные трансгуманисты заявляют о реальности своих идей, уверяют, что человечество подошло напрямую к  черте, за которой эта фантастика становится реальностью.

Что касается критики трансгуманизма, то она, как правило, ведется со стороны этичности или неэтичности данного подхода. Например, рассматривается вопрос: как будет взаимодействовать этот постчеловек с обычными людьми? Не вздумает ли он попросту их уничтожить. Абсурдность данной позиции,  широко распространенной в критике трансгуманизма, ясна – вопрос уничтожение или неуничтожение людей лежит вне сферы изменения человека.

Кроме того, противники трансгуманизма, как правило, находятся на религиозных или традиционалистических позициях, что сильно снижает возможность аргументации. Апелляция к традиции – к тому, что «было всегда, поэтому всегда и будет» – не является сильным аргументом в мире, где за последний век произошли огромные перемены. Поэтому критика трансгуманизма как  правило, не достигает цели. Изменение человека, превращение его в кибернетический организм – киборга или замена его генокода кажутся естественными путями для тех, кто рассматривает дальнейшее развитие цивилизации, а не представляет ее застывшей в вечном воплощении одних и тех же форм. В самом деле, почему при обладании технологиями приемлемого уровня, не заменить человека на технически или биологически измененный организм, а может вообще, на чисто техническую систему – скажем, разумного робота. 


Впрочем, слово «замена» несет некую двусмысленность, поэтому можно сказать – почему бы не развить человека до уровня технически или биологически измененного организма или робота. Рассмотрим этот процесс более внимательно. Для упрощения не будем рассматривать технические проблемы процесса, скажем получения искусственного интеллекта, или возможности переноса сознания на иной носитель. Это надо рассматривать отдельно. Можно лишь заметить, что переход от «аналогового» сознания к «цифровому» – крайне нетривиальная вещь, и к переходу, скажем, от аналогового способа записи звука к цифровому не имеет никакого отношения.

Рассмотрим самый простой вариант – развитие человека до уровня технически измененного организма – киборга. По Википедии
Киборг (сокращение от англ. cybernetic organism — кибернетический организм)— биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты; в научной фантастике в отдельных случаях используется в качестве термина для обозначения андроидов.
В принципе, андроиды, как полное «превращение» киборга в чисто техническую систему, должны рассматриваться, как дальнейшая ступень эволюция, но не в коем случае ни как аналог киборгов, однако фантастов точность терминологии никогда не волновала. Но этим проблемы киборгов в фантастике не исчерпываются.

Прежде всего, в фантастике, киборги и андроиды действуют в неком подобии современного мира. Разумеется, авторы часто стараются уйти от этого, создавая книги, где действие происходит в иных физических или политических условиях, но отказаться от базовых основ современного мира – иерархической системы, конкуренции и стремлении к эффективности –фантасты не могут, так как это приведет к невозможности изображать актуальные для современности конфликты. Что в свою очередь означает, что книга может стать неинтересной для читателя. Поэтому менять мотивацию героев намного сложнее, чем их «физическое» воплощение.

Это естественное ограничение литературы ставит под сомнение возможность предсказания фантастами будущего, особенно в плане столь серьезного изменения, как киборгизация. Идея, что смена тела не приводит к изменению сознания, означает существование некоей независимой от него субстанции – «души», что конечно, интересно, но вряд ли научно. Но если это не так, и «душа» и тело связаны в единую систему, то рассмотрение вопроса только с одной точки зрения невозможно. И рассматривать изменение тела (включая мозг), оставляя неизменным сознание, включая систему мотивации, нельзя.

В чем же состоит основная мотивация сторонников киборгизации – в том, что с новыми «органами» человек станет более приспособленным к окружающей среде. Что ж, идея хорошая. Эволюция идет именно этим путем, и с каждым витком ее спирали живые существа становятся способными захватывать все более сложные экологические ниши. Человек, как живое существо, является вершиной этого процесса – нет ни одного места в мире, за исключением. наверное, звезд и планет гигантов, где он не смог бы выжить. Даже на Луне остался человеческий след, а уж на Земле человек смог распространиться от пустынь до арктических тундр. В этом смысле киборг кажется разумным продолжением этого пути.

Но так ли это? Прежде всего, заметим, что человек, живущий в арктической тундре или аравийской пустыне, биологически очень слабо отличается от человека, живущего в тропических лесах. Расовые отличия настолько незначительны, что современная наука отказываются видовыми. Более того, негр, попавший в Арктику или Антарктику, вполне успешно умудряется не только выживать там, но и успешно вести там трудовую деятельность, что мы видим на полярных станциях.

Конечно, можно возразить, что негр в Арктике просто одет в соответствующую одежду и может проживать в отапливаемых помещениях. Вот попади он туда голым, и тогда какие он имел бы шансы на выживание?

Разумеется, никаких. Равно как и эскимос, окажись он на своей Аляске голым. Ведь эскимос имеет массу различных приспособлений, обеспечивающих ему успешное выживание – от ледяной хижины до собачьих упряжек и лодок. И массу социальных способов выживания в данном месте – от семьи, которая обеспечивает приемлемый способ разделения труда, до института старейшин, которые могут в сложное время мобилизовать племя для важной работы.

Более того, тот же негр в своем тропическом лесу существует вовсе не «голым», как бы странным это не казалось. Даже самые примитивные племена имеют достаточно сложную социальную организацию и применяют достаточно сложные методы охоты. Вне этой системы человек обречен на верную гибель даже в самой, казалось, благоприятной среде. Именно поэтому изгнание из племени издавна считалось страшным наказанием.

То есть успешное выживание человека определяется не только и не столько его физическим и умственным развитием, а сложной системой социальных отношений, позволяющей создавать сложную систему производства. Даже в примитивных случаях она намного превосходит возможности человеческого индивида, а в случае развитой цивилизации это отношение только увеличивается. Современный человек даже не представляет, сколь сложной является система, обеспечивающая возможность его существование. Ему не надо выращивать хлеб, не надо ткать холсты или рубить избу – все это обеспечивается сложной системой общественных отношений. Для того, чтобы он смог, например, включить дома свет, работают множество систем – от электросетей и нефтяной промышленности до медицины, обеспечивающей здоровье работников этих структур. Заводы, электростанции, дороги и трубопроводы, поля и шахты, больницы и школы – таков способ выживания современного человека, они являются таким же условием его жизни, что и его собственное тело. Вне цивилизации человека ждет верная смерть, не зависимо от того, эскимос он или англичанин.

Поэтому, насколько силен или умен человек не был, он – ничтожная песчинка по сравнению с этой громадой цивилизации, и поэтому увеличение приспособленности отдельного субъекта мало что меняет. Уже поэтому проблема киборгизации кажется надуманной – человек и так владеет мощью, на порядки превосходящей его природные возможности.

Но дело еще сложнее.  Если задуматься, то зачем тогда нужна  вся эта замена естественных органов на искусственные и дополнение мозга компьютерами? Что происходит в этом случае?

 А происходит вот что: соединяя человека с машиной, мы увеличиваем его специализацию,  при этом возрастает его эффективность к решению разного рода задач. В современном мире данный путь является абсолютным благом – все решения современности построены на идее роста эффективности. Но насколько это  на самом деле является благом для человека?

Возможность более совершенно выполнять свою работу на самом деле является благом для работодателя, который получает более прибыльного работника. Что же получает работник? Более высокую зарплату. Но это только в том случае, если остальные работники окажутся менее эффективными. Киборг среди людей может требовать себе преференции, но киборг среди киборгов этого лишен. Да, более совершенные модели киборгов будут иметь преимущества, но более высокое совершенство – это более высокая цена. Киборг будет вынужден тратить свои деньги на то, чтобы оказаться на вершине пирамиды. Такая модель вечной гонки киборга, конечно, не может никого привлечь, потому что является только развитием современной ситуации. Жизнь такого существа становится явной иллюстрацией проблемы расчеловечивания, и ряд ли кому может понравиться.

Но если жизнь киборга при капитализме кажется адом, то каковой окажется жизнь киборга при коммунизме. Разве тут большая эффективность не нужна?

Именно не нужна. Разумеется, новые методы работы, более совершенные технологии, при коммунизме будут востребованы, но  основная идея их развития тут совершенно иная. Коммунизм – общество, где отсутствует отчуждение труда, он имеет основной целью не получение прибыли, а максимальное удовлетворение потребностей человека и любое новшество должно служить только этой цели. Насколько киборгизация может рассматриваться как оптимальный путь развития человека при коммунизме?

Иметь в мозгу чип, позволяющий соединяться со всеми библиотеками мира и мгновенно получать любую информацию, может показаться мечтой каждого, но что стоит за этой мечтой? Не идея ли достичь большей эффективности и выиграть в капиталистической гонке. При отсутствии мотивации стать первым эта способность уже не выглядит столь привлекательной. Ученый, занимающийся упорно одной темой, становится заложником ее, превращается в приложение к науке, так же, как  рабочий становится приложением к станку. Познание, как таковое, превращенное исключительно в сбор информации, уже сейчас приводит к профессиональной деформации сознания, близкой к паранойе. Но если параноик – больной, то почему «суперученый», занятый только одной целью, может рассматриваться как здоровый?

Поэтому многие, кто занимался теорией коммунизма, рассматривали периодическую смену деятельности, как предпосылку к гармоничному развитию. Данная смена деятельности влечет за собой и изменение отношения к информации – вместо "заточки" мозга на получение ее максимального количество должна прийти возможность оперировать более высоким уровнем информации – знаниями. В такой схеме проблема загрузки максимума информации и мозг, для чего и нужен прямой интерфейс, кажется излишним.

Если рассматривать изменения органов тела, то тут ситуация подобна. Получение сверхспособностей, вроде возможности летать или возможности выдерживать более высокие перегрузки кажутся привлекательными сейчас, когда они дают явное преимущества в конкурентной борьбе , но для неотчужденного общества они могут оказаться излишними. Зачем умение летать, если жизнь организована так, что не имеет смысла постоянно мотаться из одного конца страны в другую? А слетать раз в год можно и на самолете, тут преимущества киборга кажутся уже не столь огромными. Киборгизация ведет к специализации. Получив чип в мозг, человек выбирает путь ученого или инженера. Получив стальной скелет, человек должен использовать его, скажем, работая на планетах с высокой гравитацией, иначе эта операция оказывается лишенной смысла. То есть, при киборгизации человек оказывается или привязан к определенной функции, т.е. поставлен в ситуацию максимума отчуждения. Или же он получает излишние способности, которые не имеет смысла использовать. Если получив стальные руки и мозг, человек останется на Земле делать ту же работу, что и ранее, то возникает вопрос – а зачем это все было нужно?



Человек-самолет, человек-компьютер  – звучит, как описание героев комиксов. Так оно и есть. Супермен, с его полетами и суперсилой – идеальный герой капиталистического мира. Недаром, многие из «супергероев» – как Бэтман или Железный Человек, позиционируются как представители элиты, живущие по нормам высшего класса. Способность вершить судьбы мира, какими идеями она бы не маскировалась, есть желание оказаться на вершине властной пирамиды. Супергерой может спасти мир – он творит то, что  делает его незаменимым в жизни. Но для коммунистического общества незаменим каждый. Для человека коммунистического общества эта мотивация оказывается чужой.

Таким образом, киборгизация не ведет к увеличению счастья, ни при коммунизме, ни при капитализме. Она означает только рост специализации, превращение человека в функцию, большее расчеловечивание. Но почему же, если киборгизация и вообще, трансгуманизм, находят такое большое количество сторонников, в том числе и среди сторонников перехода к новому обществу?

Дело в том, что коммунизм рассматривается в основном как общество, где решены базовые проблемы современности. А вот найти эти базовые проблемы не так просто. Например, для многих желаемое будущее – это  мир, где имеется возможности получать все блага, которые пожелаешь, при чем желания, разумеется, соответствуют современности. От банального «прийти в магазин и взять все без денег», до стремления представить «мир будущего» подчиненным единой воле некоего Вождя или Диктатора, под которым каждый видит, естественно себя. В самом крайнем случае рассматривается вообще вариант «уничтожения всех плохих людей», «очистки Земли от балласта», «убийство всех живых мертвецов» и так далее, но это уже перебор.

В рамках подобных моделей получение сверхспособностей является естественным явлением. Супергерои из титана с кремниевыми мозгами, творящие справедливость (понимаемую на уровне офисного клерка)— такие люди будущего кажется естественными в ситуации, когда отчуждение достигло максимума. Добрые боги, ставшие защитой для «маленького человека», без понимания того, что коммунизм и есть мир, где само понятие «маленький человек» исчезает.

«Биологический» человек, с белковым телом и «аналоговым» мозгом или кибернетический человек со скелетом из титана и компьютером вместо мозга при коммунизме не имеют разницы. Супермен чужой в мире «Туманности Андромеды». Зачем нужна суперсила там, где любое действие является результатом тщательных размышлений и согласований  со всеми членами общества. Кибернетический Супермен должен будет или подчиниться данной системе, и стать обычным членом общества, или оказаться ей враждебным, с соответствующим результатом.

Поэтому киборг – это плод капиталистической, конкурентной системы, идеальный «винтик» система наемного труда. При коммунизме же его сверхспособности оказываются невостребованным, напротив, лишая его свободы выбора, превращая в заложника своей специализации. В свою очередь, идея гармоничного развития каждого человека  подразумевает отказ от специализации и развитие как можно более общих способностей, что делает идею киборга излишней, не говоря уж о более серьезных изменениях. В мире, который построен для Человека нет смысла уходить в «сверхчеловеческое» состояние.

Tags: теория, техника, футурология. наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments