anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Category:

Еще раз про современный прогресс

Увидел интересный пост  про "летающую машинку" - сиречь, турболет. Который - точнее, которые, поскольку речь идет о целом классе машин - разрабатывался в 1960-1970 годы в развитых странах для использования в качестве транспорта. Причем, разрабатывался не на уровне "эскизных проектов" - в смысле, красивых картинок, ярких презентаций и обильных таблиц с цифрами, доказывающими, почему "вложение в данную идею принесет через два года 2000% прибыли". А в реально существующие, "железные" машины. 

Правда, летал данный аппарат недолго - всего 3 минуты, но понятно, что это было связано исключительно с экспериментальным назначением данной конструкции. Которая - как нетрудно догадаться из названия (Garrett STAMP - Small Tactical Aerial Mobility Platform) - предназначалась для замены вертолетов при высадке десанта-огневой поддержке. (Корпуса Морской пехоты США, который выступал заказчиком проекта.) Тогда было посчитано, что турболеты в условиях городской застройки или джунглей использовать гораздо удобнее, нежели обычные "хеликоптеры".

В действительности, впрочем, оказалось иначе: догнать последних по скорости, дальности и грузоподъемности так и не удалось. Что же касается ожидаемой устойчивости, то она оказалась меньшей ожидаемой, и не компенсировала недостатки проекта. Поэтом он (проект) был закрыт.Как, кстати, и альтернатива ему от другого производителя - Williams Aerial. У последнего, кстати, внешний вид "системы" был еще более странный: практически, ступа Бабы Яги. Впрочем, оказалось, что и у того, и у другого недостатки перевешивают достоинства - и поэтому поле боя осталось за "старыми добрыми вертолетами". (Кстати, пресловутая "ступа" имела продолжительность полета в 45 минут - как пишет Вики. Но, все равно, этого оказалось недостаточно.)

На этом моменте можно было бы и закончить разговор. (Ну, были разработки, их сделали, проанализировали и убедились, что все это вряд ли кому пригодиться.) Если бы не тот факт, что в последнее время подобные конструкции начали вдруг популяризировать, как "новый, революционный вид транспорта". Вроде "летающих автомобилей". Разумеется, ни одного "автомобиля" в железе, кажется, так и не сделали, но картинок и роликов нарендерили на несчетное число гигабайт.

Что же самое забавное: все это позиционируется, как "коммерчески выгодное решение". Еще раз напомню: в "прошлую итерацию" данными конструкциями интересовались военные - для коих, как известно, цена есть вторичный показатель. Но все равно - не пошло! А тут пытаются продвигать подобные вещи "в гражданских целях". (Про разницу в цене топлива между концом 1960 годов и современностью просто умолчим.) Кстати, что меня откровенно удивляет во всем этом, так это уверенность в том, что потреблять топлива какой-нибудь "инновационный аппарат" - турболет, квадрокоптер - будет меньше вертолета. Ну, а что - "карманные модели" же тратят топлива по чуть-чуть! (Самые упоротые из современников просто, увеличивая масштаб, рисуют полноразмерные машины так же, как обычные квадракоптеры на батарейках!) 

Можно даже сказать, что  сопромат и законы сохранения для наших современников есть разновидность сакральных тайн. (Это даже тех, кто технический вуз (!) закончил, касается.) Равно, как и экономика. Впрочем, если честно, то в большинстве случаев увлечения подобными машинками действует не невежество, как таковое, а банальное желание собрать побольше денег на проект. (Делать "в железе" его, все равно, мало кто собирается.) И реальными "лохами" тут оказываются вовсе не конструкторы, а инвесторы. (А если учесть, что последние все больше инвестируют государственные деньги... Впрочем, это уже совершенно иная тема.)

То есть, происходит все так же, как и в других областях "современного прогресса". В том смысле, что из "запасников прошлого" извлекаются отвергнутые в свое время - по причине ненужности - технические решения. После чего они активно "дигитализируются" - то есть, создается огромное количество виртуальных их моделей, фото и роликов - ну, и выдаются за что-то "прорывное". С последующим сбором средств и уходом после этого "в тень"... 

P.S. А вообще, турболеты - если забыть про их экономическую невыгодность - реально интересные конструкции. И, например, появление в свое время образа "летающих тарелок" связано именно с ними : в 1950 годы - как раз, когда был первый приступ "тарелочной эпидемии" - именно дисковые аппараты широко разрабатывались по требованию военных. А поскольку информация о них была - по понятным причинам - засекречена, то случайные свидетели испытаний интерпретировали все это известным образом. (Как "корабли с Марса".) Так и родилась легенда, существующая до сих пор.


Tags: история, постсоветизм, техника, техникогуманитарный баланс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
чуть не понятная причина, ау
Одна из причин, что эти проекты не пошли — конструкции там динамически неустойчивы в воздухе. Они "сидят на тяге", как ракета.
Но если в ракету можно было всунуть систему управления весом в тонну и ценой в миллион, но в турболёт никто такое не поставит.
Однако связи с последними достижениями в микроэлектронике, плата управления квадракоптера весит сто грамм и стоит двадцать долларов. Вот и повылазило всё что раньше под коврик замели.
Что никак не улучшает ситуацию, ибо при прочих равных самолёт и вертолёт всегда их "обгонят": потому что сидят не на струе, а используют подъёмную силу крыла. Что всегда энергетически выгоднее.

aleksei_borisov

3 weeks ago

kesar_civ

3 weeks ago

aleksei_borisov

3 weeks ago

kesar_civ

3 weeks ago

ermiak

3 weeks ago

mechnik

3 weeks ago

kesar_civ

3 weeks ago

mechnik

3 weeks ago

kesar_civ

3 weeks ago

mechnik

3 weeks ago

Maxim Boguk

3 weeks ago

analogthing

3 weeks ago

aleksei_borisov

3 weeks ago

rdia

3 weeks ago

Andrew Stefanovitch

3 weeks ago

Maxim Boguk

3 weeks ago

Andrew Stefanovitch

3 weeks ago

snegsever

3 weeks ago

Maxim Boguk

3 weeks ago

Andrew Stefanovitch

3 weeks ago

Maxim Boguk

3 weeks ago

stegman

2 weeks ago

communarmos

3 weeks ago

stegman

2 weeks ago

Сейчас электромоторы гораздо легче и энерргоэффективнее чем то, что использовалось тогда, и это были не электромоторы. И материалы сейчас намного легче и прочнее
Вообще-то нет. Синхронные и асинхронные двигатели остались абсолютно те же. Неодимовые магниты позволили сделать двигатель более компактным, и чуть экономичнее, убрав обмотку возбуждения, но это 3-5 %.
А вот системы управления стали намного компактнее и легче. В сотни раз. Электропривод в пару киловатт мы вчетвером переносили, а счас на велосипеде почти такой. Плюс аккумуляторы с плотностью энергии близкой к бензину.

kesar_civ

3 weeks ago

analogthing

3 weeks ago

unklemike

3 weeks ago

aleksei_borisov

3 weeks ago

igor_sabadah

3 weeks ago

unklemike

3 weeks ago

sceptikk

3 weeks ago

aleksei_borisov

3 weeks ago

sceptikk

3 weeks ago

_zanuda

3 weeks ago

prosto_vova

3 weeks ago

comprachikos

3 weeks ago

В железе такие штуки имеются. Фрэнки Запата сделал летающую доску для французской армии и через ла манш на ней перелетел.
многократное упоминание достижений времен холодной войны, либо начала СССР — как образца прогресса наводят на интересную мысль. А разве война, пусть и технологическая, с неизбежными жертвами, пусть в виде комфорта и благополучия граждан это нормально? Передовым считается только общество, которое до усрачки корежит мироздание, чтобы сделать дубину помощнее? Вот сегодня читал, что Ыня в Корее анонсировал новый голод. Это у них называется "трудный поход 2.0". Хорошо, что это далеко...
А какая мотивация у общества достигшего базового изобилия (все,более-менее накормлены, одеты, обуты, и имеют крышу над головой) тратить вообще какие то ресурсы на дальнейшее развитие (а не там на побольше мяса и побольше квадратных метров на душу населения)?

stalker_neo

3 weeks ago

Maxim Boguk

3 weeks ago

communarmos

3 weeks ago

Maxim Boguk

3 weeks ago

communarmos

3 weeks ago

Maxim Boguk

3 weeks ago

communarmos

3 weeks ago

Maxim Boguk

3 weeks ago

communarmos

3 weeks ago

Maxim Boguk

3 weeks ago

communarmos

3 weeks ago

stegman

2 weeks ago

Andrew Stefanovitch

3 weeks ago

karpion

3 weeks ago

Что нам не нравится, то и современный прогресс.
Интересная концепция.

mechnik

3 weeks ago

Для многих загадка, что вес конструкции растёт скорее как куб от одного из измерений, в то время как площадь — скорее как квадрат
На самом деле все не совсем так...
Большая часть подобных проектов в прошлом (включая возврат 1х ступеней ракет) упиралась в неуправлямость на том технологическом уровне.
Как появились компактные чипы с производительностью суперкомпьютеров 20-30 летней давности — оказалось что цифровой realtime контроль может любые уровни неустойчивости контролировать и обеспечивать управляемость.
Теже современные истребители сделаны по неустойчивой аэродинамической схеме и без поддержки бортовой ЭВМ летают чисто теоретически у пилотов уровня бог и не долго.

"отвергнутые в свое время - по причине ненужности" — не по причине ненужности а по причине нереализуемости на том уровне технологий что был на тот момент... на тех же литиионных батарях 20-30 летней давности нельзя было построить пригодный к эксплуатации автомобиль даже теоретически.
Сейчас технологии сильно выросли и стоит попробовать "а не получится ли старые проекты оживить".


Да неужели? А Харриер, а Як38?
С 737 MAX неловко, конечно, вышло.

hge4anfrcau7

3 weeks ago

Deleted comment

вряд ли кому пригодитЬся

alextr98

April 12 2021, 16:22:18 UTC 3 weeks ago Edited:  April 12 2021, 16:28:05 UTC

Турболёты — это хорошо, это почти как советские экранопланы.
Хотя был и советский турболёт, это известно — тоже похерили проект.
Но для начала всё-таки надо освоить русский язык, вот это -ТСЯ и ТЬСЯ, а потом уже переходить к сопромату.
Граммар-наци на посту.
"Турболёты — это хорошо, это почти как советские экранопланы."
Разные вещи, абсолютно.
Плюс, в наше время, нет ниши для применения экранопланов. Советские были в разработке тогда, когда ПКР летали недостаточно далеко, а "стелс" был только в фантастике. И ими попробовали заткнуть дыру в способах скрытного и быстрого поражения кораблей противника.

mechnik

3 weeks ago

mechnik

3 weeks ago

"вложение в данную идею принесет через два года 2000% прибыли". А в реально существующие, "железные" машины.

Из многих совковщину не вывести даже спустя 30 лет. Похоже разработчикам прибыли не нужны и они работали за идею.

Deleted comment

kriptonik

3 weeks ago

kriptonik

3 weeks ago

Deleted comment

kriptonik

3 weeks ago

jumpingoats

3 weeks ago

kriptonik

3 weeks ago

Andrew Stefanovitch

3 weeks ago

kriptonik

3 weeks ago

Andrew Stefanovitch

3 weeks ago

Не, ну это же лучше, чем у бабушек пенсию отбирать, как Егор Тимурович.
Тимурович многих людей ободрал!

unklemike

3 weeks ago

alextr98

1 week ago

Летающие тарелки полетели!
Вот тебе и объяснение Бабы Яги в ступе летающей над лесом.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →