anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Про "естественность природы" и ее значение для человека

Прочел в ленте про то, что ученые обнаружили еще несколько «родственников» незабвенного COVID-19. В смысле – нашли в природных популяциях летучих мышей Лаоса несколько вирусов, которые вызывают примерно те же эффекты, что и упомянутая зараза. В том числе и потенциально массированное заражение людей со всеми неприятными последствиями. Правда, в приведенной ссылке специально указывается, что – в связи с близостью данных возбудителей друг к другу – иммунитет, выработанный к «19 ковиду», будет, судя по всему, действовать и на найденные вирусы. Однако насколько это утверждение верно – сказать сложно: можно допустить, что это было сказано просто для того, чтобы не допустить паники.

Впрочем, в данном случае это не особенно важно. Важно другое: еще раз было показано, что в той сверхсложной системе, которой является наша природа, человека всегда ожидают разнообразные «сюрпризы». В том числе и крайне неприятные – вроде всех уже доставшей эпидемии. Которая на самом деле вряд ли может быть названа чем-то уникальным – скорее наоборот, она является событием, которого следовало бы неминуемо ожидать. И который, в общем-то, закономерно ожидали – «модели» распространения неких вирусных заболеваний по всему земному шару рассматривались не раз. (Правда, эффект от данного действа был нулевой по причине неспособности современного общества к адекватной реакции на возникающие вызовы, но сути это не меняет.)

Дело в том, что во всей человеческой истории выбросы возбудителей опасных болезней –бактерий и вирусов – всегда были обыденным явлением. И разнообразные эпидемии – начиная с Юстиниановой чумы и заканчивая «Гонконгским гриппом» - накрывали человеческое общество всегда. (До Юстиниана, понятное дело, подобные вещи так же случались регулярно.) В результате чего значительная часть человечества с завидной периодичностью покидала эту грешную землю в болезненных муках. Другая часть, впрочем, выживала. Порождая уже более защищенную от эпидемий популяцию и способствую постепенному снижению агрессивности болезней. До нового «выброса» - то есть, до того, как очередной «природный резервуар», содержащий болезнетворных паразитов, не «раскрывался», даря человечеству очередную шкатулку Пандоры.

Причем, остановить подобный процесс было невозможно: формирование «новых зараз» есть неизбежный эволюционный процесс, охватывающий все природные экосистемы. (И убивающей ежедневно бесчисленное количество животных и растений.) Поэтому пока человек является частью природы – т.е., пока он подчиняется пресловутым законам экологии – он всегда будет находиться под указанной угрозой. Другое дело, что для человека есть возможность выхода за пределы экологических систем, создание другой, искусственной среды обитания, в рамках которой он будет существовать при совершенно  иных условиях. Однако понятно, что «так просто» реализовать данную задачу невозможно. Причем, как это не удивительно, к современному миру это относится в первую очередь.

Дело в том, что в условиях сложного общественного устройства практически невозможно изолировать людей от окружающей среды. Проще говоря, даже если 99,999% населения планеты будет проживать в городах, все равно, найдется кто-то, кто пойдет в пещеру и встретит там летучую мышь. Причем, как сказано в приведенном материале, для заражения вирусом эту самую мышь не нужно даже есть – «для этого сгодился даже ректальный мазок животных, из которых были выделены коронавирусы». (Проще говоря, достаточно задеть мышиные фекалии.) Так что все возмущения по поводу ненасытных китайцев, которые едят все, что движется – и тем самым вносят в человеческий мир новые заразы – можно честно забыть. (Тем более, что мышей изучали не в Китае – а в Лаосе.) Равно как забыть о том, что кто-то (человек или страна) может быть виновен в возникновении эпидемии: нет, это – как уже было сказано – явление исключительно природное и статистическое, вытекающее из тех сложных закономерностей, что управляют развитие популяций живых существ.

Так что остается или принять «исконное», историческое восприятие болезней, как неизбежностей. (Дающихся некими непонятными нам силами ради своих целей.) Или же… Или же, все же, попытаться решить этот самый вопрос, сократив тем самым гекатомбы жертв, приносимых в жертву экологическим законам, через «деэкологизацию» всего окружающего мира. Иначе говоря, через выведение из-под действия «природных законов» не только людских поселений, но и природных сообществ. Проще говоря – через работу с потенциальными «природными резервуарами» до того, как они будут готовы «извергнуть» очередную пандорианскую гадость.

То есть: в идеале все потенциально опасные возбудители должны уничтожаться раньше, нежели станет понятным их смертельная роль. Разумеется, даже сейчас подобные вещи выглядят невозможными, поскольку средств для подобной работы потребуется немало: ведь необходимо будет, по сути, включить в сферу человеческой деятельности весь живой мир. Но, во-первых, как было сказано выше, некоторая часть подобной работы делается и сейчас – тех же летучих мышей кто-то изучает. (Правда, очень неактивно – до того, как «жареный петух» в 2020 явственно не клюнул человечество в его нежную часть тела, особо подобными вещами не занимались.) А, во-вторых, если учесть то колоссальное количество работы, которое наша цивилизация тратит на «вековую задачу» борьбы одних его членов с другими – начиная с военных расходов и заканчивая бессмысленной конкурентной борьбой однотипных продуктов – то можно понять, что, в общем-то, ничего недостижимого в данной задаче нет.

А значит, нет ничего невозможного в том, что по-прошествии определенного времени – не будем говорить какого, это, по сути, не важно – возможность максимально возможного подчинения всей имеющейся природы человеческой воли станет достижимым. И этим будет сделан еще один шаг в превращении человека из того полуживотного состояния, в котором он находится сейчас, в состояние «настоящего» разумного существа. (Да-да: если homo sapiens сейчас хоть как-то подчиняется экологическим ритмам – к коим относится и возникновение эпидемий – то он вряд ли может претендовать на звание «полноценного разума».)

Впрочем, надо ли говорить, что указанное относится не только к вопросам борьбы с болезнетворными инфекциями.

P.S. Ну и разумеется, нелишним будет сказать, что указанный процесс – в смысле, максимизация разумного управления окружающим миром – является одним из важных признаков современного общества. Отличающего его от общества традиционного, основанного на известной концепции «гармонии Вселенной», а значит – на принятии всех его (мира) особенностей, как единственно возможных. Так вот: указанное восприятие торжествовало тысячелетиями – но уже в позапрошлом веке начало меняться на совершенно иное. Что, в свою очередь, привело к бурному развитию той же эпидемиологии, давшей  обильные плоды в веке ХХ. (Например, именно тогда установился контроль над природными резерватами той же чумы, благодаря которому «Черная Смерть» перестала быть обыденным явлением в жизни.)

Но наступившая в период «безопасного общества» смена восприятия, к величайшему сожалению затормозила данный процесс. А точнее обратила его вспять, вновь введя в моду «псевдотрадиционную» модель «мировой гармонии». (С той самой «любовью ко всему живому», которая является одним из признаков позднесоветского/постсоветского мышления.) Причем, в связи с тем, что проделанная до этого работа по изменению мира была достаточно велика, этой самой «природной гармонией» оказалось возможным наслаждаться до самого последнего времени.

Впрочем, очень многие пытаются делать это и после 2020 года, причем крайне активно. Но это уже клиника.

Tags: здравоохранение, медицина, общество, прикладная мифология, теория инферно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments