anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

О причинах современного информацида

Думаю, после прочтения двух предыдущих постов у многих возник вопрос о том, в чем же состоит причина нынешней вакханалии лжи? То есть, почему одни люди – по крайней мере, те, которые работают в СМИ – вдруг начали не просто врать, а нагло врать, придумывая разнообразные «хайкли-лайкли». А другие представители рода человеческого перестали – образно говоря – бить за это самое «хайкли-лайкли» в морду. Предпочитая, в лучшем случае, просто игнорировать подобную «информацию». (В большинстве же случаев смиренно потребляют.)

Подобное положение может показаться крайне странным, поскольку понятно, что господство ложной информации понижает возможности человека к долгосрочному прогнозированию. То есть, к тому самому действию, которое является базовым отличием разумного существа. Но на самом деле ничего удивительного в данной ситуации нет. Скорее наоборот: она – эта самая текущая эскалация обмана, перешедшая в фактический «информоцид» - является вполне закономерным последствием существующей социально-экономической ситуации. Со всеми ее вытекающими отсюда особенностями.

Дело в том, что в постсоветском неолиберальном капитализме вопрос об эффективности поведения в плане «работы с окружающей реальностью» - т.е., там, где действительно требуются навыки прогнозирования – является вторичным относительно вопроса о «перетягивании» на себя уже имеющихся ресурсов. Проще сказать: перераспределять сейчас важнее, нежели производить. А значит, первичным становится не умение повышать собственную эффективность, а умение снижать эффективность окружающих. Что, собственно, и производится при помощи вранья. (Ложные сведения, сообщаемые соседу, приводят к тому, что он проигрывает в конкурентной гонке.)

Связано это с тем, что – как уже не раз говорилось – «советский мир» (то есть мир до 1991 года) является избыточным для всех целей несоветского человека. Например, в плане образования: «постсоветизму» не нужно столько инженеров и ученых, поскольку он не настроен на опережающее развитие технических или иных систем. Или в плане здравоохранения: поскольку, как было сказано выше, особоквалифицированные специалисты стали не нужны, стало ненужным и поддержание высокого уровня здоровья населения. (Именно поэтому главным трендом последних трех десятилетий стало сокращение пресловутых «больничных коек» - минимальной учетной единицы медицины, характеризующей доступность медуслуг на человека.) Более того: избыточным оказался и уровень развития транспортных коммуникаций, энергетических мощностей и т.д.

Правда, в связи с тем, что развитие подобных систем крайне инерционно, они продолжали развиваться некоторое время и после сокращения вложений. Скажем, те же «информационные технологии» пережили свой взлет в 1990-2000 годы несмотря на снижение подготовки инженерных кадров. (Их «вытащили» те спецы, которых с избытком «наготовили» в 1970-1980.) Более забавная ситуация была в том же здравоохранении, где при уже описанном сокращении затрат происходило увеличение важнейшего формального показателя: продолжительности жизни. (Это даже позволяло шутить о том, что в действительности чем меньше доступность врачей, тем больше живут люди.) Разумеется, на самом деле ничего удивительного тут не было: дело в том, что здоровье человека – показатель «интегральный», учитывающий все периоды его жизни. И поэтому, опять-таки, огромные вложения, сделанным в 1970-1980 годах в отрасль, позволили не просто избежать провала, но и демонстрировать некий рост. (Проще сказать, здоровое детство, юность и молодость однозначно увеличивает здоровье в старости.)

В любом случае, необходимость адекватного понимания мира – как уже было сказано –тут оказывается ненужной. (Если честно, то в некоторых условиях – скажем, в постсоветские 1990 годы – она стала, вообще, вредной. Но об этом – а так же о том, к чему это привело в «нашем» обществе – надо говорить уже отдельно.) Ну, в самом деле, если тебя в любом случае вылечат, не дадут умереть с голоду при помощи различных пособий, если – вне всех твоих действий – в дом подается свет и тепло, ходит транспорт, а в магазине наличествуют продукты, то зачем она нужна, эта правда? Поэтому обывателю перестало быть необходимым знать о том, круглая Земля или нет, о том, как работает электрогенератор,  как формируются генные мутации или откуда банк берет свою прибыль? Или, скажем, что стоит за программой того или иного кандидата а так же – что войска его страны делают на другом континенте? (Вот когда был всеобщий призыв, тогда нужно было бороться за мир – поскольку на войну могли послать самого обывателя или его сына. А теперь, в условиях, когда даже в «официальных» армиях воюют фактические наемники, какой смысл во всем этом?)

А вот ложь, напротив, стала жизненной необходимостью почти у каждого: рост числа «перераспределителей» по сравнению с числом производителей в т.н. «развитых странах» после 1991 года, думаю, очевиден для каждого. А среди «перераспределителей» даже банальный «менеджер по продажам» получил немалый стимул в том, чтобы обмануть своих клиентов, убедив последних в несуществующих преимуществах предлагаемого товара. Причем, поскольку подобных «убедителей» стало огромное количество, возникла необходимость в умении не просто лгать, а лгать как можно более нагло и уверенно. (Собственно, подавляющая часть разнообразных тренингов сейчас состоит именно что в формировании указанного навыка.) Надо ли говорить, что для «распределителей» более высокого ранга обман является еще более «фундаментальным» умением.

Что же касается СМИ, то для них вопрос указанной эскалации стал вопросом фактического выживания. Просто потому, что в условиях, когда правда переставала быть для людей предметом необходимости единственно значимым фактором в плане выбора информационного источника стала «интересность». Под которой понималась максимальная «несвязанность» подаваемого информационного потока с обыденной жизнью человека. Да, именно так: в условиях, когда «обычная жизнь» превращалась в бесконечную дуэль обмана, возникало желание выйти за ее пределы. В нечто «нереальное», не связанное с необходимостью «отбивать» информационный удар. Отсюда – резкая популярность пресловутых «таблоидов», т.е., информационных источников, дающих максимально ненужные сведения. Начиная с «жизни звезд» и заканчивая разного рода «необъяснимыми явлениями». Ну, в самом деле, что обывателю с того, высаживались ли ранее гуманоиды в Тибете или с того, что некая «звезда» вышла на сцену без трусов? (Что, ему станет лучше – или хуже – от того, что она была в трусах?)

Отсюда – рост «инфомусора», быстро заполнившего даже бывшие до того «серьезными» издания. (Скажем, та же «Комсомольская правда».) Поскольку это давало очевидный рост читателей – и, соответственно, конкурентные преимущества. Причем понятно, что данный процесс был «самоускоряющийся»: поскольку увеличение «мусорной информации» происходила во всех изданиях,  то очень скоро становилось необходимым еще более повышать ее уровень для того, чтобы обойти конкурентов.

Правда, как и в любых иных случаях систем, охваченных положительной обратной связью, кончилось все это полной катастрофой. В том смысле, что произошло «переполнение» обывательского сознания информацией – даже «мусорной», не нужной ему – с соответствующим развитием информационного отторжения. Что в «физическом» мире проявилось через резкое падение популярности не только печатных изданий, но и пресловутого телевидения – которое вот уже почти 10 лет как непрерывно теряет зрителей. При этом, судя по всему, рост просмотров сайтов в интернете так же давно уже перешел свой пик: уже неоднократно указывалось на то, что чуть ли не 90% трафика сейчас там дают разнообразные «боты». Впрочем, это не удивительно: как уже было сказано, реальной информации что в печатных изданиях, что на телеэкране, что во Всемирной сети крайне мало. Да и отвыкли люди от того, чтобы использовать все это в своей жизни.

Проще говоря, современный человек не имеет субъективной потребности в правде – а ложь ему приелась. Поэтому инфопоток на 99% блокируется сознанием, создавая забавный феномен: при формальном наличии всех знаний современные люди оказываются не способными к простейшей «информационной обработке». В результате чего верят то в «плоскую землю», то во «всемирный потоп в XIX веке», то в «утраченные технологии предков», то в «нелетавших на Луну американцев». И это еще довольно невинные случаи, поскольку существует огромное количество «бизнес-тренеров» и «коучей», занимающихся «обучению успеху» - с нулевым, понятное дело, результатом. (Для обучаемых.) Ну, а про старые добрые финансовые пирамиды тут и говорить нечего: ту же МММ остановила только физическая смерть господина Мавроди – а так она «перезапускалась» каждые три года.

Ну, а о том, что же следует отсюда, надо будет говорить уже отдельно…

Tags: общество. постсоветизм, прикладная мифология, теория инферно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal