anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Еще раз о постсоветстком антисциентизме

А вообще, мне кажется, что вопрос о роли сциентизма/антисциентизма в общественном сознании – а так же влияние его на социодинамические процессы – сейчас серьезно недооценивается очень многими. Впрочем, это и понятно: как уже говорилось, до самого недавнего времени это был исключительно риторический вопрос. Ну, в самом деле, какая разница: верит человек в Аллаха, мировой масонский заговор или рептилоидов с планеты Нибиру, если он при этом выполняет свои профессиональные обязанности, честно платит налоги и не бросает мусор мимо урны.

Тем не менее, текущая эпидемия показала, что существуют моменты, при которых быть просто честным и хорошим человеком является недостаточным. И потребуется еще и адекватное – научное в широком смысле слова – понимание реальности, которое у многих хороших и честных людей по какой-то причине отсутствует. Точнее сказать – подобные моменты уже не раз наступали, но странность поведения людей в них все время пытались объяснить чем-то иным. Например, обманом или манипуляцией – дескать, некие нехорошие люди при помощи «секретных приемов» завладели массовым сознанием и устроили свои нехорошие дела.

Именно такое объяснения часто делается про самый хрестоматийный пример антисциентистского и антирационального поведения людей в истории – про развал СССР. Впрочем, если подобных объяснений не хватает – а их, как правило, не хватает – то обычно «на помощь» приходят указания на то, что очень многие тогда думали, что «окажутся на коне». (В смысле, приобретут собственность и власть, или, хотя бы, высокую зарплату и уважение общества.) Но данная концепция (равно как и первая) – при всей своей кажущейся достаточности – на самом деле ничего не объясняет. Поскольку и способность «поверить обещаниям властей», и вера в то, что можно с легкостью оказаться «на коне», на самом деле значит именно то, о чем уже не раз говорилось.

А именно: отказ от рационального рассмотрения проблемы, переход к мифологическому, иррациональному восприятию реальности. Именно в этом случае возможно, например, считать, что «каждый способен стать миллионером» - не в том смысле, чтобы получать фантики-миллионы, а в том, чтобы иметь блага, доступные лишь единицам, разумеется. Поскольку при внимательном рассмотрении вопрос становится понятным, что сама постановка подобного вопроса бредова: если блага доступны лишь единицам, то получить их всем невозможно. (Вопрос о взрывном росте производительности труда пока опустим: ведь, в любом случае, понятно, что океанские яхты невозможно печатать тиражами в миллионы экземпляров.)

Равно как невозможно всем занять исключительно высокооплачиваемые места при условии, что в экономике имеются и низкооплачиваемые, причем последних много больше. Или – если брать во внимание реалии именно самого начала 1990 годов – невозможно сделать так, чтобы в магазинах появилось множество доступных товаров исключительно от «введения рынка». Вот появление недоступных – по цене – разумеется, возможно. Но последние, понятное дело, людям не нужны. (С тем же успехом можно любоваться картинками.)

Еще раз: для того, чтобы предугадать это, не требовалось знать высшую математику, достаточно было лишь немного формальной логики. (Ну, и теорию вероятностей так же желательно знать. Но во-первых, ее учат почти во всех вузах, а во-вторых, можно обойтись и без нее.) Тем не менее, огромное количество людей открыто приветствовало «переход к рынку». Равно как после свершения этого «перехода» - и последующего после него глобального грабежа через катастрофическую инфляцию – они все равно продолжали демонстрировать поразительно иррациональное поведение. Например, через уже не раз описанные «финансовые пирамиды» - разнообразным МММ, Гермес-Союзы, Хопер-Инвесты и т.д. – кои расцвели ярким цветом в начальный постсоветский период. И ведь несли туда не только пресловутые «ваучеры», но и реальные деньги, за которые можно было еще купить реальные ценности. Да что там деньги: люди продавали квартиры, и вкладывали вырученные средства в очередной «фонд» или «общество». Надо ли говорить, что итог всего этого был крайне печальный.

А ведь тут не упомянуты еще разнообразные секты, накрывшие бывший Союз подобно паутине. Начиная с относительно безобидных поклонников Кришны – которые, впрочем, так же охотно «принимали в дар» деньги и квартиры, как и другие эзотерики – и заканчивая сторонниками идея аль-Ваххаба. (Наверное, не надо говорить, что творили последние.) Или, например, не указано про бесконечное количество «ясновидящих», гадалок, экстрасенсов, «потомственных целителей» и колдунов самых разнообразных цветов. Кои устраивали и массовые «представления», и индивидуальные «сеансы», обещая помочь от самых разных бед – начиная с опасной болезни и заканчивая гулящим мужем. С одним, впрочем, итогом: щедрым перетоком денег из карманов «клиентов» в собственные карманы. Ну и т.д., и т.п.

В общем, «мир 1990 годов» - а точнее, «мир конца 1980-1990 годов» был удивительно бурным, ярким, необычным, напоминающим фантазии наркомана. (Кстати, наркотики тут были не просто свободно продающимися – но почти нормой для многих категорий людей.) Тут не было никаких запретов, кроме одного: запрета на рациональное мышление! А уже про науку и говорить нечего: наука была, фактически, проклята вместе с прогрессом. И не только в том плане, что ученые в указанном «мире» стояли на самой нижней ступени иерархии – много ниже не только пресловутых «гур», но и банальных наркоманов. (Наркоман где-то доставал деньги на недешевую дурь – а ученые сидели годами без зарплаты.) Но и в том, что научные достижения считались практически «бесовщиной».

В том смысле, что можно было верить в Кришну, можно было прямо поклоняться Бафомету или заявлять о своей способности повелевать «тонкими энергиями» - но вот принимать необходимость закрытия АЭС как давность надо было обязательно. Атом – это было реальное «табу» того времени. А ужасная «радиация» - практически очевидный синоним Зла. (Кстати, забавным артефактом того времени является наименование МРТ: магнитно-резонансная томография. Дело в том, что в советское время данная процедура именовалась ЯМРТ – ядерно-магнитно-резонансная томография, что было логично, поскольку в резонанс тут входят именно атомные ядра. Но в связи с радиофобией название изменили.)

Впрочем, помимо радиации остракизму были подвергнуты и другие проявления прогресса. Например, космическая программа – которая не только рассматривалась исключительно, как способ растраты государственных денег (про передачу данных через спутник и другие полезные эффекты просто забыли), но и как фактическая «порча природы». (Много говорилось про экологический вред ракет – начиная с топлива и заканчивая разрушением ими озонового слоя.) Или та же генная инженерия – коя начала восприниматься, как «фабрика монстров». (Кстати, изначально анти-ГМО была чисто американской «фишкой», однако попав на отечественную почву, это явление существенно усилилось, и, ИМХО, превзошло в своей деструктивности «заграничный» вариант.)

Да что там ГМО, любая интенсификация сельского хозяйства – от внесения удобрений до ирригации – объявлялась практически «бесовщиной». Доходило даже до возмущения использованием мощных тракторов (!), вроде «Кировца»: дескать, они уплотняют почву. (Про то, чем определяется давление машины на грунт постсоветские люди, разумеется, не задумывались.) То есть, еще раз: в указанный момент – конец 1980-1990 годы – в стране произошел, фактически, антисциентистский бум. В рамках которого принималось все, что еще недавно считалось ненужным, устаревшим, вредным, опасным – начиная с ваххабизма и заканчивая потреблением наркотиков. И наоборот – осуждалось то, что еще вчера признавалось необходимым и важным. (Освоение энергии атома, генная инженерия, микробиология, официальная медицина, массовое образование – да, ему тоже досталось – ну и т.д., и т.п.)

О причинах подобного уже было сказано в прошлом посте – и будет еще не раз сказано в постах будущих. Поскольку это очень важный вопрос, знание которого поможет нам избежать многих неприятных вещей. Тут же следует сказать несколько об ином. О том, что, разумеется, слишком долго существовать в подобном «возбужденном» состоянии было невозможно, и уже в начале 2000 годов это «кислотное буйство» начало сокращаться. Но не благодаря возвращению в русло рациональности или, тем более, сциентизма – к сожалению, этого не произошло: антисциентисткое мировоззрение, как уже говорилось, прочно вошло в постсоветское общественное сознание. (Переходя очень часто в прямой антирационализм.)

Просто в данное время произошло «гашение» наиболее ярких и явных проявлений указанного «антинаучного бурления», закрашивание серым официозом ярких кислотных красок: скажем, секты начали «гонять», а порой и просто запрещать безо всяких изменений «мозгов» граждан. (То есть, если в 1990 люди верили в «волшебные свойства воды», то они могли «физически» собираться в группу. Теперь же они делают это виртуально, в Интернете. Понятно, что здравомыслия это не прибавляет, но вот «картинку» делает более приятной.) То есть, антисциентизм просто «замазали краской» - но под ней он так и остался основой мышления постсоветского человека. Которому в любом случае проще «пойти к народному целителю», нежели к врачу, и у которого «отрицательная энергетика» того или иного явления много важнее, нежели его практические свойства.

P.S. Более того: уже не раз можно заметить прямую переоценку иррационализма в нашем обществе! В том смысле, что из однозначно вредного явления, требующего борьбы с собой, он начинает открыто переквалифицироваться в нечто положительное. И наоборот – пресловутый Запад все чаще начинают обвинять именно в рационализме. (При том, что «там» в действительности иррационального более, чем достаточно.) Причем, самое неприятное – это делает не официальная пропаганда, а сам народ…

Tags: 1980 годы, 1990 годы, история, постсоветизм, прикладная мифология, теория инферно
Subscribe

  • Что не так с кулебякой?

    Продолжу «кулинарную тему», начатую в предыдущем посте . Помнится, пару лет назад в Рунете был популярен текст, высмеивающий «низкопоклонство перед…

  • Куда ушли рябчики ?

    Фритц Морген в своем посте страдает по отсутствию рябчиков, зверски уничтоженных проклятыми большевиками. В том смысле, что до революции это – с…

  • Почему мы их боимся?

    В качестве завершения серии постов. ( 1, 2, 3 ) Вот мы и подошли к самому интересному. В том смысле, что в прошлом посте – посвященном страху…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 163 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Что не так с кулебякой?

    Продолжу «кулинарную тему», начатую в предыдущем посте . Помнится, пару лет назад в Рунете был популярен текст, высмеивающий «низкопоклонство перед…

  • Куда ушли рябчики ?

    Фритц Морген в своем посте страдает по отсутствию рябчиков, зверски уничтоженных проклятыми большевиками. В том смысле, что до революции это – с…

  • Почему мы их боимся?

    В качестве завершения серии постов. ( 1, 2, 3 ) Вот мы и подошли к самому интересному. В том смысле, что в прошлом посте – посвященном страху…