anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Category:

Про Великую Антихаотическую Революцию

На самом деле в прошлых постах была показана реальная причина текущей иррациональности и антисциентизма – а вместе с ней и катастрофической неспособности современного общества к решению стоящих перед ним проблем. Эта причина проистекает из того, что современное общество в своей основе имеет принцип «хаотического отбора». Т.е., отбора неких наиболее жизнеспособных «вариантов» (в той или иной области) из некоего произвольно сформированного множества – подобно тому, как в естественной природе происходит отбор наиболее жизнеспособных генотипов из огромного количества случайных мутаций.

Подобный тип общества имеет, разумеется, множество преимуществ. Начиная с простоты: максима «грызись до последнего за сладкие куски» понятна даже для клинических идиотов. И заканчивая феноменальной устойчивостью по сравнению с другими типами обществ. (Вытекающей, впрочем, из указанной простоты: раз данной системе не нужно сложных элементов – как уже было сказано, идиоты для нее вполне сгодятся – то значит, разрушить ее сложно.) Но имеет и не меньшее множество недостатков. Включая фундаментальные – скажем, то, что подобное устройство общество имеет околонулевой КПД. В том смысле, что потребляемые им ресурсы на 99,99% уходят на борьбу «вариантов» друг с другом, и лишь оставшееся идет на что-то «полезное» - вроде организации человеческого существования.

Правда, до определенного времени это работает: условные крестьяне друг с другом борются мало, предпочитая занимать веками одни и те же «ячейки». Но происходит это не из-за какой-то их (крестьян) «доброй воли» - а исключительно из-за минимума доступных ресурсов. Поскольку производительность труда так же тут крайне низкая – но даже при ней все, что превосходит задачу физического выживания, отбирается аристократами и богачами (ростовщиками, землевладельцами). Ну, а последние – см. выше. (В смысле, превращают почти все отобранное у крестьян в инструменты междоусобной борьбы.) Устойчивость подобной системы, конечно, колоссальна. Настолько колоссальна, что даже уничтожение 90% населения в ней не играют особой роли – все социальные механизмы все равно воспроизводятся.

Однако любая попытка усовершенствовать данную систему – в смысле, повысить ее КПД, позволить ей создавать чуть больше продукта на «трудовую единицу» - приводит к резкому снижению указанного «главного преимущества». То есть, общество становится «чувствительным» ко всем ошибкам и незнаниям со стороны своих акторов - тех самых аристократов и богачей – и поэтому постоянно впадает в серьезные кризисы. Которые – в свою очередь – неизбежно ведут к Суперкризису, разрушающему это общество целиком. (Проще говоря, тот же индустриальный капитализм достаточно критичен к тем же войнам – в отличие от феодального устройства.)

То есть, еще раз: «общество Хаоса» - то есть, то самое «общество отбора» или «общество естественного отбора» - о котором так любят говорить антикоммунисты и антисоциалисты, как об идеале – по умолчанию представляет собой общество, во-первых, наполненное страданиями. (Поскольку, как уже было сказано, 90% населения в нем живут на грани выживания – а часто попадают и за эту грань.) А, во-вторых, его уровень развития не может быть достаточно высоким – а уж о темпах развития лучше и не говорить. В особенности по базису: как пахали на быках деревянным плугом при Одиссее, так и продолжали пахать в начале XX столетия.

Понятно, что подобная система вряд ли может быть названа удачной для жизни большинства. (Хотя с т.з. 0,01% населения она реально близка к идеалу: никакой диктатор ХХ века не имел такой возможности манипулировать волей людей, какую имели древние владыки или, скажем, владыки времен Абсолютизма. Когда была возможность по мановению пальца царя можно было возвести огромный дворец среди пустыни или прорыть канал через горы.) А самое главное: подобная система не позволяет эффективно накапливать и использовать знания. Поскольку – см. сказанное в начале поста. В том смысле, что в «обществе Хаоса» любые попытки заниматься наукой, а уж тем более внедрять полученные этим путем модели в жизнь неизбежно приводят к отторжению. Проще сказать – «общество Хаоса» всегда антисциентично и антирационально.

Так было в Древности, так было в Средние века, так было – как это странно не прозвучит – и в Новое время. (Несмотря на весь «культ прогресса». Впрочем, Новое – а уж тем более, Новейшее – время надо разбирать отдельно.) Разумеется, отдельные ученые (мыслители, философы) могли заниматься своими «делами» относительно спокойно – при условии, что полученные ими знания не выходили за пределы узкого круга «избранных». (Таких же мыслителей или некоторых «посвященных» аристократов и даже царей.) Но понятно, что «мощность» подобных исследований была невелика. А главное – невелика была их польза, поскольку огромное количество «манускриптов» просто терялась в веках, сгнивала в тайниках или – если особенно не повезет – сжигалась во времена вражеских нашествий. (Сколько «библиотек» - начиная с Александрийской библиотеки и заканчивая библиотекой Ивана Грозного – в истории были полностью утеряны. Вместе со всеми своими сокровищами человеческой мысли.) И только ничтожная часть «умственной работы» прошлого переходила к потомкам.

И лишь относительно недавно – первые «проблески» подобных идей возникли не ранее XVI-XVII веков от РХ – возникла мысль о том, что Хаос есть не самая лучшая основа для общественного существования. Разумеется, проникала эта мысль в общество очень и очень сложно – скажем, очень долго считалось, что для борьбы с Хаосом можно использовать сам Хаос. В смысле – для просвещения общества разумно пользоваться волей тиранов – абсолютных монархов и просвещенных помещиков, которые должны были устроить все рационально в соответствии с достижениями науки. (Позднее вместо королей и помещиков были выбраны богачи: миллионеры, на коих возлагалось создание «фаланстеров» - образцов человеческого проживания будущего.) Однако очень быстро стало понятно, что это невозможно: Хаос не годится для рационального использования, поскольку он все и всегда обращает в себя. И поэтому редкие успешные примеры «Просвещения» пропадали во множестве неудач – не говоря уж о море откровенно деструктивных действий, совершаемых «владыками» во имя Великой Конкуренции.

Поэтому к середине XIX столетия стало понятным, что этот путь бессмыленен. И что реальное обращение общества из иррационального в рациональное – вместе со всеми преимуществами этого обращения – возможно только при полной победе над Хаосом. То есть, при разрушении конкурентной основы общества, а так же неизбежно порождающей конкуренцию иерархии. Проще сказать, при построении социализма, включая его высшую форму – Коммунизм. Который должен стать завершить «предысторию» - то есть, период убогого существования (99,9999%) разумных существ в «псевдоприродном» положении, во власти «естественного отбора». И открыть период жизни на основе рациональных научных моделей бытия – то есть, на основании предвидения и предсказания будущего.

Разумеется, это было бы совершенно иное общество в плане его возможностей – общество, которое могло бы потратить всю свою «энергию» не на борьбу своих членов друг с другом, а на действительно полезные вещи. (Начиная с преобразования природы на Земле, и заканчивая освоением всей остальной Вселенной.) Но понятно, что для этого потребовался бы очень длительный процесс «дехаосизации» по всем существующим социальным подсистемам. Не надо говорить, что подобные вещи не могут происходить одномоментно. Равно как не стоит забывать о коварстве Хаоса, который из небольшого очага – который выглядит безобидно и даже забавно – может с легкостью распространиться на весь мир. (И поэтому требуется постоянная напряженная работа по поиску и ликвидации любых хаотических очагов –как это происходит при ликвидации пожаров, выступающих частным случаем подобной борьбы.)

Поэтому не стоило думать, что указанный переход будет простым – как это думали многие в конце позапрошлого-начале прошлого столетия. И что может быть относительно короткая Мировая Революция, которая завершится полным преображением общества. Нет, разумеется, для этого оказалось необходимым длительная и драматичная борьба, с постоянным напряжением и неизбежными откатами в случае малейшего расслабления. (Еще раз: вспомните про пожар и про необходимость подавления самых ничтожных его очагов.) Но все равно, начало этой дехаосизации, начало осознанной деятельности человека по уничтожению Вечного Зла есть крайне важное события бытия. Думаю, самое важное во всей до сих пор существовавшей Истории.

И разумеется, окончится она победой – по той простой причине, что рацио, что научное мировоззрение однозначно имеет преимущество над следованием слепому случаю. Даже если кажется, что Хаос почти победил, что он сильнее – и что мир должен вернуться ко времена его господства. Нет, этого не произойдет – и уже не происходит по фундаментальным причинам. И текущая эпидемия – а точнее, полный слив борьбы всех «хаотизированных» сил (текущих режимов) с ней – есть только первая ласточка тех больших событий, что скоро заставят человечество вернуться на магистральный путь. Но об этом, разумеется, надо говорить отдельно...

Tags: история, классовое общество, прикладная мифология, революция, социодинамика
Subscribe

  • Что не так с кулебякой?

    Продолжу «кулинарную тему», начатую в предыдущем посте . Помнится, пару лет назад в Рунете был популярен текст, высмеивающий «низкопоклонство перед…

  • Куда ушли рябчики ?

    Фритц Морген в своем посте страдает по отсутствию рябчиков, зверски уничтоженных проклятыми большевиками. В том смысле, что до революции это – с…

  • Почему мы их боимся?

    В качестве завершения серии постов. ( 1, 2, 3 ) Вот мы и подошли к самому интересному. В том смысле, что в прошлом посте – посвященном страху…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Что не так с кулебякой?

    Продолжу «кулинарную тему», начатую в предыдущем посте . Помнится, пару лет назад в Рунете был популярен текст, высмеивающий «низкопоклонство перед…

  • Куда ушли рябчики ?

    Фритц Морген в своем посте страдает по отсутствию рябчиков, зверски уничтоженных проклятыми большевиками. В том смысле, что до революции это – с…

  • Почему мы их боимся?

    В качестве завершения серии постов. ( 1, 2, 3 ) Вот мы и подошли к самому интересному. В том смысле, что в прошлом посте – посвященном страху…