Надо ли говорить, что данный момент неминуемо вызывает «призраки прошлого» - в смысле, заставляет выбирать указанный тип общества многими людьми. К счастью, чаще всего этот выбор происходит в «символическом смысле», в ориентации на «фашистскую символику». Ну да – все эти свастики, «черные солнца», руны «зиг» и прочая мистически-историческая «библиотека изображений» стала набирать популярность у нашей молодежи еще в позднесоветское время. (На Западе же подобный всплеск популярности случился еще раньше – в конце 1960 годов, когда было отмечено появление неофашистского движения.)
Почему это «к счастью»? Да потому, что наколовший себе «коловрат» бритоголовый субъект, как правило, мало отличается по своему типу действий от ненаколовшего себе подобный «знак» бритоголового субъекта. Да и вообще, для разумного человека понятно, что вся эта символика никакого содержания в себе не несет, и сама по себе не опаснее нарисованного Микки Мауса. (Надеюсь, все понимают, что никакой «нацистской магии» никогда не существовало.) Однако очень часто вместе с формой популяризируется и содержание. А оно у фашизма – как уже не раз было сказано – сводится, прежде всего, к террору.
Ну да: фашизм – это террористическая диктатура крупного (финансового) капитала. То есть, в отличие от «обычного» империализма – который так же есть диктатура крупного капитала – фашизм предполагает опору, прежде всего, на терроризировании всех и вся. Террора против коммунистов и социалистов – которых вначале просто избивают на улицах, а потом, после прихода к власти, бросают в лагеря смерти. Против представителей «неправильных национальностей», который – с т.з. фашистов – «разлагают нацию». Наконец, против жителей тех государств, которые фашистами намечены «на еду» - на превращение в свою колонию. (Для немцев это были страны Восточной Европы, а для итальянцев, например, Эфиопия.) Поскольку фашисты не просто захватывают территории, присоединяя их к своему государству – но еще и превращают жизнь их обитателей в Ад.
И делают это специально, потому, что убеждены в том, что террор – лучшая стратегия для работы с населением. (Со своим или чужим – не важно.) И поэтому чем больше люди бояться – тем лучше для страны. Собственно, именно эту идею неминуемо выбирают все, кто принимает фашизм, как «общество победителей». Поскольку личности, убежденные в том, что Гитлер или Муссолини «нагнули всю Европу», и что именно следование из пути способно избавить общество от проблем, в конечном итоге приходят к убеждению в необходимости террора, как главного метода. Они начинают считать, что при применении насилия – причем, насилия демонстративного, имеющего своей целью причинения максимального числа страданий – любая затея становится выполнимой. Ну, а если она не выполнима – то значит, количество насилия недостаточно. И требуется еще его увеличить.
Как это работает на самом деле, можно прекрасно увидеть на той же Украине, где в 2014 года к власти пришли люди, убежденные в красоте и мощи фашизма. Нет конечно, не фашисты – назвать их так было бы неправильной дефиницией. И никакого фашизма они в данной стране не устроили: крупный украинский капитал изначально не видел нужды в борьбе с рабочим движением – по причине отсутствия даже зачатков последнего. Но вот в насилие, как инструмент победы – причем, в насилие демонстративное, призванное запугать – «новоукраинцы» верили очень сильно. И поэтому решили построить некую «идеальную нацию» - ну, а чем не «высокая задача» - вне зависимости того, имелись для этого объективные причины или нет. (Скажем, волевым решением определили перейти всем на украинский язык – притом, что большая часть населения им просто не владела.)
Разумеется, результат данной политики оказался крайне печальным: отпадение Крыма, гражданская война на Донбассе, развал промышленности – да и вообще, всех существующих сфер государственного бытия. (Энергетики, ЖКХ, образования, медицины…) Что же касается заявленного «нациобилдинга», то понятно, что ничего с этим не получилось, ибо «нация», как таковая, есть конструкт, формируемый экономикой. И ничем больше. (А с ней на Украине – см. выше.) Что же касается пресловутой «воли», оформленной в терроре, то конструктивная ее возможность оказалось равной даже не нулю – нуль был бы в том случае, если бы все осталось «как при Януковиче» - а чисто отрицательной величине. (То есть, результат оказался обратным желаемому.)
Собственно, и «настоящие» фашисты показали тот же самое – только, разумеется, с учетом более высокой «базы». В том смысле, что Германия или Италия на момент прихода данных сил были высокоразвитыми государствами со значительным количеством национального богатства. (И не надо хмыкать над той же Италией: эта страна, например, в 1910 годах строила современные линкоры, массово производила автомобили и самолеты со своими двигателями – в отличие от той же Российской Империи.) Поэтому и разваливать своим «триумфом воли» местным фашистам пришлось их долго. Но уж зато когда развалили – так развалили! (Еще раз: потеря Германией независимости и раздел ее на две части – это очевидный «успех» нацистов.)
То есть, еще раз следует сказать, что если какой урок и был дан человечеству во время существования массовых фашистских режимов – так это доказательство невозможности производить «развитие на базе террора». И вообще, строить чего-либо на указанном основании, поскольку единственным результатом применения данного метода выступает развал и хаотизация. (Единственный случай, когда террор можно применять – это в ответ на террор. Как это делали партизаны и антифашисты. Однако указанное исключение надо разбирать отдельно.) Ну, и разумеется, надеяться исключительно на «волю», на то, что при наличии последней можно создать любую социально-экономическую систему, разумеется, невозможно.
Последнее, собственно, и наиболее важно во всем сказанном. В том смысле, что и у нас в стране очень многие – пускай прямо и не высказывая прямую симпатию к фашизму – мечтают о чем-то подобном. В смысле: о приходе к власти «людей длинной воли», которые путем массового насилия и запугивания устранят тут все проблемы. И построят тот самый «идеальный империализм», который – якобы – был построен в Третьем Рейхе. С автобанами, отсутствием безработицы, лежащей у ног Европой и грядущими «поместьями на Востоке». Где многодетные семьи «истинных арийцев» смогут наслаждаться жизнью на лоне Природы в пресловутой «естественной гармонии». (То есть, без инородцев, сексуальных извращенцев и богопротивных вакцин – поскольку «истинно арийская медицина» опирается исключительно на «естественный иммунитет».)
P.S. А вообще, если вспомнить относительно недавнее прошлое – скажем, 1990-2000 годы – то можно сказать, что тогда многие, кто называл себя «социалистами», «сталинистами» и даже «коммунистами», очень часто имел как раз указанный идеал. К счастью, сейчас число подобных «левых» резко снизилось – в основном они остались среди лиц 1965-1985 г.р. Что не может не радовать.
P.P.S. О причинах же указанной «глорификации фашизма» надо говорить отдельно. Тут же можно только еще сказать, что связано это с особенностями современной производственно-экономической системы.