anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Про «осмысление коронавируса»

Итак, теперь стало понятным, что пресловутый «коронавирус» останется с человечеством навсегда. И что любые попытки его изолировать – а уж тем более, полностью уничтожить – обречены на поражение. Разумеется, принять это очень тяжело: вряд ли есть человек, которого бы устраивала новая, «ковидная» реальность. И поэтому очень было бы хорошо, если бы каким-то чудесным образом она оказалась бы снята – и мир снова оказался в том состоянии, в котором он был до конца 2019 года. Однако, к величайшему сожалению, сделать это не получится. Поскольку – как уже не раз говорилось – мир отнюдь не похож на механизм, подчиняющийся исключительно воле людей, в том числе и очень могущественных. Скорее наоборот.

 Поэтому надо признать, что свойства SARS-CoV-2 таковы, что просто не позволяют «запереть» эту заразу в некоем локальном сегменте, ограничив распространение – как это случалось с  «родственным» ему вирусом SARS-CoV. Напомню, что тот вызывал т.н. «атипичную пневмонию» - заболевание более опасное, нежели «ковид», однако имеющее гораздо меньшую возможность заражения. Именно поэтому в 2002 году – когда была зафиксирована вспышка этой самой «атипичной пневмонии» - удалось обойтись всего 774 жертвами. И после некоторой «паузы» жизнь человека снова вошла в прежнее русло.

Но уже тогда было понятно, что это – только начало, и что огромный «природно-человеческий резервуар» в Юго-Восточной Азии неизбежно обречен на производство все новых и новых видов зараз. Просто потому, что он идеально подходит для этой цели – с высоким природным биоразнообразием, высокой плотностью и мобильностью населения. Кстати, те же «гриппы»  тут зарождались с поразительной регулярностью – даже знаменитая «испанка», несмотря на название, имеет, судя по всему, южноазиатское происхождение. (Первые диагностированные случаи ее были в США, но туда с большой вероятностью попала именно из ЮВА.)

На этом фоне, кстати, все конспирологические теории об «искусственном происхождении» вируса выглядят странно: получается, что и эпидемии 1918 года или, скажем, 1957 или 1968 годов так же были кем-то «разработаны»? Впрочем, ладно – что говорить о тех убогих, которые не могут понять, что в мире есть что-то, не зависящее от воли «всемогущих властителей». Поскольку в данном случае стоит обратить внимание на гораздо более важные вещи – на то, что нам теперь предстоит жить бок-о-бок с «ковидом». (По крайней мере, до одного довольно отдаленного момента – о котором будет сказано в самом конце.)

Причем, с учетом высокой скорости мутаций вируса «естественный иммунитет» к нему будет не слишком эффективным. В том смысле, что, конечно, он будет предохранять от тяжелого течения болезни – но не всех, и не на 100%. То же самое, к сожалению, можно сказать и про вакцинацию: даже всеобщее прививание не закроет вопрос окончательно. Возможно, помогло бы действительно 100% одномоментое – то есть, совершенное на коротком временном участке, на котором мутации маловероятно – совершение прививок. Но в современном мире это так же невозможно: такого количества вакцин современный тип производства просто не произведет, да и медсестер на это не хватит. Так что внесение коронавирусных вакцин в стандартный календарь прививок неизбежно. Равно как неизбежен процесс «динамической» их разработки по мере появления новых штаммов. И такого же «динамического» введения в жизнь – с ускоренной процедурой проверок и т.п.о есть.

Конечно, это – как уже было сказано выше – но, к сожалению, от подобной судьбы уже не уйти. Равно как не уйти от повсеместного использования тех же масок в местах скопления людей: теперь это будет практически обязательным. Так же, как обязательной станет и периодическая установка ограничений, связанных со вспышками заболеваемости – включая т.н. «ковидные паспорта». И человеку придется планировать свою жизнь, исходя из наличия Covid-19. Так же, как, например, он планирует ее, исходя из наличия того же СПИДа. То есть, заболевания, находящегося пока вне возможностей современной медицины – хотя  сдерживать развития данной болезни мы уже научились.

Кстати, СПИД в данном случае достаточно неплохой пример для рассмотрения взаимодействия человека и вирусов. В том смысле, что попав в свое время в человеческую популяцию – кстати, совершенно экзотическим образом (кто-то съел мозги больной обезьяны!) – вирус иммунодефицита человека полностью «перекроил» многие значимые «практики». (То есть, социальные модели поведения.) Например – «практику секса», завершив бурный период «взрывной сексуальной революции», когда все могли со всеми везде и любым образом. (Спонтанно, не задумываясь о последствиях, ведь «любовь лучше войны», и вообще, лучше всего на свете – как тогда считалось. Так же зачем себя ограничивать!) Равно как и «практику наркомании», которая еще в 1970 годах считалась вполне респектабельной – если не сказать больше. («Расширение сознания» же!) Но с началом массового распространения СПИДа среди наркоманов последние стали восприниматься, не просто как больные – но как заживо разлагающиеся субъекты. 

Это, конечно, не значит, что именно СПИД стал причиной завершения «сексуальной революции» и «революции сознания». Скорее наоборот, он просто оказался одним из «моментов» социальной динамики подобных процессов, в рамках которой первоначальный взлет с кажущимися «вечными перспективами» неминуемо сменяется спадом.  И вирус – а точнее, распространение его в обществе – тут выступил, скорее, последствием тех социальных  механизмов, что «управляют» указанными процессами. Причем, не только «сексуально-наркотическими», но более глобальными. Поскольку в ситуации, отличной от той, что была в 1960-70 годах СПИД с высокой долей вероятности оказался бы локализован одним племенем в Африке. (С последующим его вымиранием.)

В любом случае можно сказать, что – так же как и «текущий» коронавирус – СПИД оказался платой цивилизации за достижение определенного уровня развития. Которое, во-первых, дало возможность той же «сексуальной революции», а во-вторых, разрушило прежнюю локальность распространения многих заболеваний. (При которой только некоторые из них могли «вырваться» за пределы отдельных общин.) Что поделаешь: наша Вселенная диалектична, и любое благо в ней всегда имеет свою «противоположную сторону». Впрочем, именно эта особенность и заставляет людей развиваться, ища способы разрешения возникших проблем. Со СПИДом, например, это выразилось в значительной упорядочивании «сексуальной жизни» (начиная с более сознательного подбора партнеров и заканчивая использованием презервативов) и в отказе от пути «расширения сознания» через вкалывания себе различных веществ. (Еще раз: наркоман сейчас воспринимается, как пария общества – а не как «психонафт», открывающий новые миры.)

С «ковидом» так же, ИМХО, произойдет то же самое. В том смысле, что прежняя «спонтанность поведения», связанная в данном случае с контактами между людьми, с их свободным перемещением по всему миру, останется в прошлом. Она, кстати, сократилась бы в любом случае – даже если никакого SARS-CoV-2 не существовало бы в природе. Поскольку уже в середине 2010 годов стало понятно, что пресловутая «глобализация» подходит к концу, равно как подходит к концу и «общество всеобщего благосостояния». (То самое, в котором европейские пенсионеры могут позволить себе «кататься» по всему свету, а студенты из России могли с легкостью учиться в США.) Но с «ковидом» это происходит много быстрее – и, если честно, много нагляднее. (Запрет выходить на улицу в тех странах, где еще недавно было принято лежать на газонах, думаю, выступает прекрасной иллюстрацией «завершения прошлого».)

Впрочем, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то можно только удивляться тому, что пресловутый «ковид» появился только в 2019 году. Поскольку – как уже не раз говорилось – сама ситуация, при которой огромные толпы народу не просто концентрируются в мегаполисах, но еще и активно «перемешиваются» между ними, при этом периодически «тусуясь» в пресловутых «транспортных хабах», выглядит как идеальный инкубатор для респираторных инфекций. Так что никакой «злой умысел» тут просто не нужен: «полыхнуть» должно было обязательно. А уж после появления «атипичной пневмонии» в 2002 году предсказать «корону» мог любой специалист по эпидемиологии. Что, собственно, и делалось неоднократно.

Так что можно признать, что мы имеем дело с неизбежным процессом, и что маски, ежегодная вакцинация, «ковидные паспорта» - это реальность, избежать которую было бы невозможно. И наоборот, вся эта «непереносимая легкость бытия» - при которой можно спокойно летать из Барселоны в Гонконг, без проблем посещать «пенные вечеринки» и массовые спортивные состязания, и вообще, считать себя «гражданином мира», которому никто не может ничего указывать (и при этом жить в мегаполисе, снимая квартиру в многоквартирном доме) – обязательно должна была закончится. (И ожидание этого было. Другое дело, что ожидались «внешнеполитические причины» завершения данной «легкости» - а случились эпидемиологические.)

Ну, а теперь о самом главном. А именно: о том, возможно ли смена уже текущей ситуации? То есть, существует ли выход за пределы «санитарной диктатуры» с ее прививками и масками? Или она обречена быть с нами вечно – ну, конечно, при сохранении определенной развитости человечества. (Поскольку понятно, что при возвращении к «локализации», а так же к миру высокой смертности, все это теряет смысл.) Разумеется, нет! Поскольку путь, который позволяет преодолеть подобное положение, существует. И состоит он – как уже не раз говорилось – в переходе к полному контролю над биосферой, при котором «генерация» природой новой заразы становится просто невозможной. Равно как невозможной становится развитие этой заразы в огромных слабоуправляемых «человейниках», коими выступают современные мегаполисы. По причине смены подобных типов городов на более рациональные – в том числе и с санитарно-эпидемиологической т.з.

Но указанный переход, разумеется, требует уже совершенно иного общественного устройства – устройства, в котором борьба с Хаосом становится основной задачей человека. И поэтому, разумеется, все это должно рассматриваться уже отдельно…

Tags: здравоохранение, прикладная футурология, социодинамика, теория инферно
Subscribe

  • Что не так с кулебякой?

    Продолжу «кулинарную тему», начатую в предыдущем посте . Помнится, пару лет назад в Рунете был популярен текст, высмеивающий «низкопоклонство перед…

  • Куда ушли рябчики ?

    Фритц Морген в своем посте страдает по отсутствию рябчиков, зверски уничтоженных проклятыми большевиками. В том смысле, что до революции это – с…

  • Почему мы их боимся?

    В качестве завершения серии постов. ( 1, 2, 3 ) Вот мы и подошли к самому интересному. В том смысле, что в прошлом посте – посвященном страху…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 269 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Что не так с кулебякой?

    Продолжу «кулинарную тему», начатую в предыдущем посте . Помнится, пару лет назад в Рунете был популярен текст, высмеивающий «низкопоклонство перед…

  • Куда ушли рябчики ?

    Фритц Морген в своем посте страдает по отсутствию рябчиков, зверски уничтоженных проклятыми большевиками. В том смысле, что до революции это – с…

  • Почему мы их боимся?

    В качестве завершения серии постов. ( 1, 2, 3 ) Вот мы и подошли к самому интересному. В том смысле, что в прошлом посте – посвященном страху…