anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Еще об насмешке и исламистах. Кратко.

На самом деле, тема очень серьезная и ее надо разбирать подробно. Пока же скажу кратко. Ситуация с "Шарли" прекрасно показывает, в какую ловушку угодила современная (западная) левая мысль. Публикация скабезных карикатур есть, не что иное, как технология, имеющее свое применение. А именно - внедрение в сознание "своих" мысли о ничтожности врага.

Именно этим занимались, например. Кукрыниксы, когда рисовали карикатуры на Гитлера. Или их американские коллеги того же периода. Воздействовать этими карикатурами на сознание фашистов, понятное дело, никто не надеялся. Для этого были иные "агитационные материалы" в виде ковровых бомбардировок и тяжелых гаубиц.

Но в последнее время стала популярной иная точка зрения. А именно - то, что осмеяние и глум реально могут изменить сознание осмеивваемых. Именно эту точку зрения разделяли убитые журналисты - поскольку, судя по всему,  их карикатуры предназначались не для сплочения "своих" (атеистов), которым от осмеяния исламских святынь не холодно и не жарко. Да и сплотиться в борьбе с "исламской угрозой" "Шарли" не предлагал. Нет. адресатом карикатур были именно мусульмане, которых (в теории) и должны были задеть порнографические изображения пророка и его последователей. (Разумеется. речь идет об авторах, издателя, как легко понять, интересовали только продажи).

И задели. Но вовсе не так, как рассчитывали художники - а так, как, в общем-то, и должно было случиться: исламисты восприняли карикатуры, как атаку на себя, и еще сильнее сплотили свои ряды. Вплоть до того, что двое из них решили пожертвовать своей жизнью, но уничтожить проклятых осквернителей святынь...

Но про это я тоже писал, и повторяться не буду. Хочу отметить самое важное, но незамеченное практически никем: откуда же взялось представление об "изменяющей роли" насмешки. А взялось оно ниоткуда нибудь, а из ситуации с разрушением СССР. Подавляющее количество интеллектуалов Запада до сих пор считают, что это было прогрессивное явление (как говориться, горбатого только могила исправит), и так же оно уверено в определяющей роли т.н. диссидентского движения в общем, и диссидентской литературы, в частности.

А среди последней немалое место занимает именно антисоветская и антикоммунистическая сатира. Вот отсюда идут корни мифа о благости "осмеяния святынь" и превознесения "туалетного юмора", как величайшего достижения культуры. Разумеется, серьезно рассматривать эту идею нельзя - распад СССР был определен однозначно не антисоветской литературой. И роль диссидентов в нем надо разбирать отдельно... 

Но не менее важно понять, что ничего хорошего из "осмеяния святынь" получиться не может, что данная технология - как способ изменения сознания - лишена смысла. Впрочем, тот же вывод можно сделать и украинского кризиса, результаты анализа которого еще интереснее... 


Tags: прикладная мифология, текущее. кратко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments