anlazz (anlazz) wrote,
anlazz
anlazz

Categories:

Гиблое место...

На картинке - прототип новой "Нивы". Эскиз 1986 года и макет 1:1 - 1987. (Источник - книга "Высокой мысли пламень"). О советском автопроме вообще, и о "Ниве" в частности надо говорить подробно, тут же просто отмечу некоторые особенности.
 Эскиз 1986 год

Можно увидеть, что машина не просто соответствовала господствующим тогда традициям автомобилестроения, но и, во многом, опережала их. Например, макет образца 1987 года удивительным образом напоминает Хонду HR-V, пошедшую в серию в 1998 году. Нет, речь не идет, конечно, о том, что японцы "слизали" "нивский" дизайн (как некоторые считают), просто это говорит о том, что вазовские дизайнеры могли работать на самом высоком уровне. Для сравнения, Хонда HR-V образца 1998 года.

Впрочем, одним внешним видом дело не ограничивалось. Новая "Нива" должна была стать достаточно революционным автомобилем, наверное, не менее революционным, нежели "Нива" первая. Разрабатывалась, например, полностью независимая подвеска, вносились серьезные изменения в трансмиссию. Но, к сожалению, большинство изменений так и остались на бумаге.

Новая "Нива" должна была запускаться в мелкосерийное производство в 1991 году. К сожалению, этого не случилось, по политическим причинам. Страна "выбрала свободу", а "свободным", как известно, автопром не нужен (равным образом, как и другая промышленность). Майдан 1991 года завершился тем же, чем обыкновенно завершаются все майданы - то есть хаосом, разрухой, гиперинфляцией и поиском путей выживания для большинства населения (а так же обогащением тех, кто "прорвался" наверх). То, что значительная часть промышленности при этом уцелела - заслуга тех советских подсистем, что имели значительный запас прочности.

Впрочем, про политику тут не будет. Можно только отметить, что Автоваз смог не просто успешно противостоять "реформам", но и достаточно быстро вышел "в плюс" и даже смог запустить новые модели. Правда, время было упущено, и то, что в начала 1990 было революционным, теперь уже устарело. Это касается и новой "Нивы". Ваз-2123 попал в  мелкосерийное производство только в 1998 году, да и то, сильно урезанным. А в серию пошел вообще лишь в 2002 году. И то, лишь с помощью концерна General Motors, выкупившего и модель, и сам бренд "Нива".

Впрочем, то же самое можно сказать и про "десятое" семейство, да и про другие автозаводы. ВАЗу, в общем-то, еще повезло - другие автозаводы, как например АЗЛК, так и не смогли выйти на устойчивое производство новых моделей. Но речь тут не об этом. А о том, что в настоящее время сложилось представление о нашем автопроме, как о чем-то, не способном к разработке и выпуску достойных моделей. Как "шутят" всевозможные "менеджеры среднего звена" и прочие писатели: "место тут гиблое" (на самом деле, не шутят, а реально так думают).

Но на самом деле, гиблым местом наш автопром сделали "реформаторы" начала 1990 годов, которые сделали выпуск устаревшей продукции единственной возможностью для выживания заводов. На самом деле, ко второй половине 1980 годов советский автопром подошел готовый к технологическому рывку (даже несмотря на перестройку и гласность), полностью освоив переход к современному автоматизированному массовому производству. Но об этом надо говорить отдельно. Пока же можно сказать, что пресловутое "гиблое место" должно относится вовсе не заводам, а к совершенно иной сущности, постоянно порождающей только хаос, разрушения и нищету... 





Tags: СССР техника, кратко, листая старые журналы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments