Два самолета

Прочитал, что в РФ скоро должен состояться первый полет  нового турбовинтового самолета Ил-114. Планируемого – как заявляют чиновники – на смену Ан-24. «Первый самолет находится сейчас уже на аэродроме и готовится к первому вылету, это произойдет буквально в ближайшие дни. Находится в завершении производства уже второй самолет. Те сроки, которые были обозначены: мы вписываемся в них. С 2023 года мы рассчитываем на первые поставки в российские авиакомпании» - заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Разумеется, за это событие можно было бы только порадоваться: ведь  последний АН-24 был выпущен еще… в 1979 году. Поэтому вполне логичным было бы подыскать ему замену. Тем более, что Ил-114, действительно, неплохая машина – да еще и разрабатывавшаяся именно с указанной целью. Вот только смущает одно: разработка этой машины началась еще в… первой половине 1980 годов.  А уже к концу десятилетия самолет был полностью готов: первый полет был совершен 29 марта 1990 года.
 Еще раз: это случилось тридцать лет назад, после чего можно было бы говорить о начале массового производства. Однако вместо этого случились известные пертурбации с «обретением свободы» и «переходу на столбовую дорогу цивилизации». На которой, как известно, самолеты не нужны – там вообще ничего не нужно, поскольку все необходимое можно купить в магазине. (Правда –как неожиданно оказалось, для покупок нужны деньги. Но это уже иной разговор.) В любом случае, производство «нового Ила» шло ни шатко ни валко в течение примерно двадцати лет на Ташкентском авиазаводе. Где под благодатным «солнцем национального освобождения» сумели произвести аж 17 машин!

Ну, а когда это самое «солнце» окончательно добило возможности выпуска подобной продукции в столице Узбекистана, то Ил-114 решили начать собирать уже в РФ. Где «национальная свобода», видимо, ниже, поэтому авиастроение еще хоть как-то держится. А том смысле, что июле 2014 года Президент России В. Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос организации серийного производства самолёта Ил-114 в России. И вот мы получили первый отрыв от полосы нового самолета. Самолета, который уже летал, и, более того, уже собирался «серийно». (Только серия была мелкой-мелкой!) На что ушло – как не трудно посчитать – всего шесть лет. Шесть лет ушло на то, чтобы собрать давно уже сконструированную и отработанную машину – которая даже продавалась (аж 17 раз) – и совершить… отрыв от полосы. То есть, вернуться к тому состоянию, в котором она находилась 30 лет назад. (В надежде к 2023 году выйти на серийный выпуск.)Collapse )

День рождения Пророка…

Вчера исполнилось 200 лет одному из выдающихся людей истории – Фридриху Энгельсу. Одному из основоположников марксизма, автору множества до сих пор актуальных работ, выдающемуся организатору рабочего движения, а главное – одному из немногих реальных пророков этого мира. Пророков и в том смысле, что товарищ Фридрих действительно вел за собой огромные массы людей. И в том, что он действительно смог предсказать будущее. Причем, не «задним числом», как это обычно бывает – когда уже после случившихся событий «вытаскивают» сказанное кем-то случайно совпавшее «предвидение». А открыто, явно и совершенно не скрывая источники своих предсказаний.

Ну да, речь идет о знаменитом: «.
.. Для Пруссии — Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны. И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, — сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемии, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны; абсолютная невозможность предусмотреть, как это все кончится и кто выйдет победителем из борьбы; только один результат абсолютно несомненен: всеобщее истощение и создание условий для окончательной победы рабочего класса…
»

Напомню, что написано это было в 1887 году, в предисловии к брошюре Сигизмунда Боркхейма «На память немецким ура-патриотам 1806—1807 годов». Еще не были созданы будущие «стороны», которые во время Первой Мировой войны поделят, фактически, мир пополам. (Та же Антанта сформировалась лишь в 1904-1907 году.) Еще не разработан «план Шлиффена». Еще не созданы те кошмарные орудия убийства – вроде гигантских пушек, отравляющих газов, аэропланов и т.д., и даже пулеметы – которые в будущей войне превратят 17 миллионов человек в «удобрение для вражеских полей». Еще воинские мундиры блистают всеми цветами радуги – переход на защитный цвет начнется только в 1890 годах. Еще кажется, что войны навсегда оставили Европу, и происходят теперь либо в колониях – где одни туземцы (пуская и под эгидами европейских держав) «гоняют» других, либо – на «периферии», вроде Балкан. (Где, в общем-то, происходит что-то подобное указанному выше.) В общем, мир еще спит, и даже не мечтает о Большой войне.

Но мудрый Фридрих уже прекрасно видит ее зачатки в мирной, на первый взгляд, жизни. Он беспристрастным взглядом исследователя выделяет признаки смертельной болезни, и открыто заявляет тем, кто пестует и тщательно вынашивает ее:
«Такова перспектива, если доведенная до крайности система взаимной конкуренции в военных вооружениях принесет, наконец, свои неизбежные плоды. Вот куда, господа короли и государственные мужи, привела ваша мудрость старую Европу. И если вам ничего больше не остается, как открыть последний великий военный танец, — мы не заплачем…»
Да, именно так: если благородная аристократия вместе с государственными деятелями открыто ведет человечество к смерти, то не стоит плакать над их несчастной судьбой. Они сами выбрали ее для себя! И короны, катящиеся по мостовой – причем, порой с головами их владельцев – вряд ли могут выступать хоть каким-то искуплением сделанному ими. Так что, до свиданья, старая Европа!

И здравствуй, новый Мир! Кстати, тут сразу же стоит сказать, что Энгельс предсказал не только Мировую войну, но и ее результат в виде Великой Социалистической Революции.
«Пусть война даже отбросит, может быть, нас на время на задний план, пусть отнимет у нас некоторые уже завоеванные позиции. Но если вы разнуздаете силы, с которыми вам потом уже не под силу будет справиться, то, как бы там дела ни пошли, в конце трагедии вы будете развалиной, и победа пролетариата будет либо уже завоевана, либо все ж таки (doch) неизбежна…»
Да, именно неизбежна, несмотря на все старания властителей мира избежать этого. Тут не поможет даже «законы военного времени» с расстрелом, как средством борьбы с любыми революционными действиями. Поскольку в ходе войны властители вынуждены будут сами, своими собственными руками, «разнуздать силы», которые впоследствии уничтожат их.

В том смысле, что они будут просто обязаны взять – и вооружить огромные народные массы, дать в руки рабочих и крестьян винтовки и пулеметы, а так же обучить их всем этим пользоваться. Более того – властители, подгоняемые стремлением к включению этих масс в военные действия, просто обязаны будут уничтожить все те «тормоза», сдерживающие эти массы в подчинении. Collapse )

Прекрасное далеко…

Прекрасное далеко…

Когда переброска завершилась, и дверь темпоральной камеры отворилась., то Алиса, прежде всего, стала искать глазами отца. И, найдя его, бросилась к нему на шею: «Папа! Как я по тебе соскучилась!» После чего, устыдилась этого – все же большая девица, прошедшая курс кондиционирования психики – и поэтому деловито спросила: «Ты долго меня искал?»
– Шесть месяцев - улыбнувшись, ответил профессор Селезнев. И не только я – добавил после небольшой паузы – а практически все сотрудники Института Времени.

– Почему так долго? - изумилась Алиса. Которая, конечно, ждала чего-то подобного – но, все же, была обескуражена данной фразой.

– Потому, что два космических пирата, бегающих по Москве 1984 года, оказываются способными изменить реальность так, чтобы практически порвать существующую хронолинию - ответил за отца директор Института Времени, стоявший рядом.

– И ты должна еще благодарить Полину за то, что она практически сразу после твоего отправления в прошлое бросилась к хроноскопам, чтобы успеть зафиксировать хотя бы характер изменений. Поскольку если бы этого не случилось, оставалась бы ты, девочка, в ХХ веке навсегда.

«Да, славная была охота! – заметил стоявший рядом с директором невысокий человек, бывший, наверное, хроноскопистом – все-таки, более двух тысяч часов поиска и 15 зеттаджоулей энергии. Между прочим, почти 10% от всех возможностей Земли»Collapse )

Образование и отбор. Продолжение

На самом деле упомянутое в прошлом посте  стремление педагогов к отбору, в общем-то, понятно: на самом деле это экономит много сил. Об этом даже говорить не надо, насколько все очевидно: вместо того, чтобы тратить время и силы на проблемных учеников – которых, в самом идеальном случае, можно только привести к «среднему знаменателю» - гораздо проще отобрать нескольких «способных». Которые и материал усваивают с легкостью, и места на олимпиадах занимают, и проблем с мотивацией не испытывают. Тут и учителю легко, и руководству школы радость, и департаменту образования показатели. И самому ученику, понятное дело, благо – начиная с тех же олимпиадных побед (которые приносят баллы для поступления в вузы), и заканчивая отсутствием взаимодействия с пресловутым «быдлом». (Кое к отличникам относится отнюдь не благожелательно.)

Поэтому если чему тут и можно было бы удивляться, так это учителям, которые придерживались бы противоположной точки зрения – то есть, стояли за всеобщее обучение – если бы, конечно, наличествовали в значительном количестве. В том смысле, что существовали бы не как исторические персонажи – вроде А.С. Макаренко – а как живущие в настоящее время люди. По крайней мере, я лично подобных лиц не видел – ни в оффлайновом, ни в онлайновом общении, ни, даже, в качестве авторов каких-то педагогических материалов. Так что приводимый той же Завацкой топикпастер – если кто помнит, о котором говорилось в прошлом посте – удивления не вызывает. (Другое дело, что есть учителя, которые – как было сказано ниже – смирились с необходимостью всеобщего обучения. И поэтому стараются «вытянуть» тот «материал», который им достался – но и они, в глубине души, рады были бы работать исключительно с лучшими учениками.)

Однако при этом так же совершенно не вызывает удивления тот факт, что при указанном «общем настроении» наше образования совершенно очевидно деградирует. Разумеется, виноваты в этом вовсе не рядовые педагоги – хотя, если учесть тот факт, что департаменты образования следуют, обычно, «общепедагогическим» представлениям – сбрасывать со счета не следует. Впрочем, в данном случае это не важно. Важно то, что концепция отбора, проникая глубоко в «поры» общества, и охватывая большую ее часть, делает свое черное дело со зловещей методичностью. Например, в том плане, что создание т.н. «статусных» школ – т.е., тех самых «школ с отбором» - неминуемо приводит к снижению общего уровня образованности.

* * *

О том, почему так происходит – я уже писал. Поэтому скажу тут лишь кратко: выделение в отдельную категорию «сильных учеников» одновременно приводит и к резкому упрощению жизни педагогов в данных школах. Которые могут прикладывать много меньше сил при получении великолепных результатов. (В свое время я прекрасно наблюдал подобные явления, но по этическим соображениям выкладывать их не буду.) И, одновременно, к серьезному ухудшению работы «обычных» учителей, кои в данную категорию не попали. И вынуждены возиться с оставшимися «дебилами», вкладывая уйму сил, но, практически, ничего не получая. Иначе говоря, зависимость эффективности педагогического труда от вложенных усилий тут оказывается минимальной – что, соответственно, ведет к деградации его характера.

И вот тут проявляется еще один фактор, способствующий деградации – а именно, тот момент, что отбор сейчас идет не только среди учащихся, но и среди «учащих». Ну да: педагогам, конечно, приятно думать о том, что они субъекты, могущие повелевать судьбами «объектов», вверенных им. Но на самом деле это не так – и сами работники образования очевиднейшим образом попадают под тот же всемогущий «фильтр». В том смысле, что – как уже было сказано – «успешным» среди них становятся только те, кому посчастливилось работать с сильными учениками. (Т.е., в особых школах или, хотя бы, в особых классах.) Именно эти представители «педсообщества» получают прекрасные результаты – и соответствующие им премии, гранты и т.д. Причем, как уже было сказано, с намного более низкими затратами, нежели все остальные.Collapse )
vorona

Спасибо всем, кто купил книжку

Благодарность всем, кто заплатил за книжку. Все-таки есть ощущение, что это было нужно людям. Пусть это пока несколько десятков экземпляров - но все-таки не зря писалось.



Некоторые заплатили очень много, по 500 или даже 1000 рублей, большое спасибо! То, что я собрала за предыдущую книгу, теперь смогла вложить в издание этой, включая оплату художника и так далее. Конечно, ваш вклад тоже не пропадет даром. Мне очень приятно.

Были жалобы, что рекламный пост написан очень неясно. Я поняла, что теперь читатели способны воспринимать только самые простые и короткие предложения. Буду стараться писать именно так.

Итак, купить бумажный вариант можно здесь:

https://ridero.ru/books/rassvet_2_0/  внизу нажать "печатный". Стоимость самой книги 700 рублей (это себестоимость, я ничего не получаю); плюс пересылка. К сожалению, дешевле невозможно.

По этой же ссылке можно приобрести и электронный вариант.

Также электронный вариант можно купить прямо у меня:


1. Вы присылаете письмо на мейл blaue.kraehe@gmail.com, лучше указать, какие форматы нужны. Если не укажете, я пришлю все. Есть форматы: fb2, epub, mobi, pdf.

2. Я высылаю файлы и координаты, куда платить. Это Яндекс-деньги или пей-пел (второе лучше, конечно). Заплатите, сколько считаете нужным, 100-200 рублей - нормально.

Если вы не можете заплатить по любым причинам- нет денег, невозможно перевести - просто не нужно; причины тоже объяснять не нужно. Для меня это не принципиально, и я не буду спрашивать.

Если вы еще не читали предыдущие книги серии - "ХЗ" и "Перезагрузку" - тоже обращайтесь!

Объявление, как вы понимаете, в ближайшее время будет иногда снова дублироваться.

Специально для хейтеров: НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!
vorona

Книга готова, можно читать



Покупать можно здесь

Но лучше, конечно, прямо у меня.
1. Вы присылаете письмо на мейл blaue.kraehe@gmail.com, лучше указать, какие форматы нужны. Если не укажете, я пришлю все. Есть форматы: fb2, epub, mobi, pdf.

2. Я высылаю файлы и координаты, куда платить. Это Яндекс-деньги или пей-пел (второе лучше, конечно). Если вы не можете заплатить по любым причинам- нет денег, невозможно перевести в указанные места (из каких-то мест, кажется, из Крыма были проблемы туда заплатить) - просто не нужно; причины тоже объяснять не нужно, это только отнимет время. Для меня это не принципиально, отдельная электронная копия труда не требует. Заплатите, сколько считаете нужным, 100-200 рублей - нормально.

По поводу бумажной книги. Я могу заказать тираж, причем каждую книгу высылают из типографии отдельно. Для этого нужно сначала собрать адреса и желающих. Но цена будет высокая, около тысячи за книгу с пересылкой (я назначила цену минимальную, то есть я с этого не получу ни копейки - чисто затраты на печать и пересылку).

Но я не вижу особого смысла в тираже. По поводу предыдущей книги многие писали "хочу на бумаге", но почему-то практически никто не купил бумажную книгу на сайте, а ведь такая возможность есть и для "Перезагрузки", и для "Рассвета". Для этого просто идете на сайт книги и нажимаете внизу "печатная" (цена там указана от 709 рублей для России, плюс пересылка, это дорого, но неизбежно, увы, и это тоже чисто себестоимость, я ничего не получаю).
Collapse )

Образование или отбор: об одной ложной дилемме

У Яны Завацкой вышел интересный пост об отборе в образовании. А точнее – о том, как лучше реализовать образование: через всеобщее обучение или через отбор. Ну, а еще точнее, то Яна в данном посте отвечает на пост другого блогера, который, собственно, и поднял данную тему – разумеется, с утверждением в благости именно отбора. Разумеется, определенную пикантность этому придает то, что указанный субъект – педагог. Впрочем, пикантно это только для того, кто с педагогами не имел близких дел, ибо… (Впрочем, об этом будет сказано уже отдельно.)

Пока же стоит отметить, что в Германии – в которой, собственно, и проживает Завацкая – именно указанный принцип и положен в основу образовательной системы. В том смысле, что практически на всех этапах жизни каждый немец проходит через жесткое «сито», определяющее его будущую жизнь. Начинается это еще с 9-10 лет – когда общество решает, отправить данную личность в гимназию, «реальную школу» или в т.н. «главную школу», в которой прохождение предметов минимально, и основной упор делается на социализацию. (Иначе – на приучение к социальному конформизму, к необходимости уважать начальство.)

То есть, можно сказать, что тут практически реализована мечта российских правых об открыто разделенном обществе. (А заодно – и практически промоделирована ситуация с тем, каким было бы образование в России, если бы не революция. Поскольку российское дореволюционная образовательная система один в один была скопирована с немецкой.)

* * *

Однако итог всего этого оказывается не сказать, чтобы особо блестящий. В том смысле, что, конечно, Германия продолжает оставаться довольно образованной страной – все же средства в данную отрасль вкладываются фантастические – однако этого уже не хватает для того, чтобы успешно поддерживать существующую техносферу. В результате чего стране приходится массово привлекать специалистов из-за рубежа.

Более того, если до недавнего времени «рабочую визу» могли получить только специалисты с высшим образованием – потребность в которых была очевидна уже давно – то с 1 марта этого года была введена специальная виза для людей со средним специальным образованием. (Т.е., с условным «техникумом».) Наверное, тут не надо говорить, что подобные меры вряд ли могут свидетельствовать об успешности немецкой системы профессиональной подготовки. И это, еще раз, при очень хорошем финансировании – расходы на образование составляют тут 4,7% ВВП. (Это порядка 190 млрд. долларов. Разумеется, речь идет не только о бюджетных тратах, но и затратах граждан и фирм.) Для сравнения – у РФ на данную сферу уходит порядка 3,7% ВВП при вдвое меньшем его (ВВП) размере. Ну, а в пересчете на количество граждан ситуация становится еще хуже. (400 «баксов» для РФ против 2200 немецких.)

И, тем не менее, это немцы до сих пор переманивают к себе наших специалистов. Еще раз: это подготовленные в нищей РФ, с ее разваленной образовательной системой – кою «реформируют» (сиречь, разворовывают и рушат) вот уже 30 лет – люди едут устраиваться на работу в Германию. Со всеми ее преимуществами – вроде зарплат учителя в 4000 евро (!), оснащенности школ и университетов самой совершенной техникой, а так же, образовательными традициями, идущими еще из XIV-XV веков. Наверное, после этого все разговоры о «благости отбора» могут быть однозначно закрыты, ибо sapienti sat. Можно, впрочем, прибавить еще «противоположный пример» в виде Китая или, какой-нибудь, Южной Кореи. (Еще лучше Северной, но это будет уже перебор – само упоминание КНДР для всех «отборщиков» выглядит, как красная тряпка для быка.) В том смысле, что в этих государствах реализуется, как раз, противоположная система – а именно, не просто модель всеобщего обучения, а очень жесткая модель всеобщего обучения.

В которой на желания ребенка и его эмоции тут просто не обращают внимание – а тупо заставляют его зубрить то, что необходимоCollapse )

Закат информационной эпохи или...

В последних нескольких постах  я затронул проблемы, связанные с уменьшением в современном мире потребности в чтении. Которая последние несколько лет – кажется, года с 2012 или 2013 – стала уже заметной «невооруженным глазом». (В том смысле, что вызвала серию обсуждений в среде т.н. «российских писателей-фантастов» - в основном, впрочем, сводящегося к двум «мегаидеям»: «нас обкрадывают пираты» и «нас обкрадывают издатели».) Но в действительности указанный процесс начался гораздо раньше – где-то с середины 1990 годов. Другое дело, что в указанное время это снижение потребности в чтении «маскировалось» общим обнищанием, и поэтому не замечался на фоне более «серьезных» проблем.

Тем более, что начавшееся в 2000 годы повышение уровня жизни позволило относительно резко увеличить продажу литературы: с 2000 по 2008 она выросла с 470 до 760 млн. экземпляров. Поэтому в указанный период возникла даже идея о том, что «чтение возрождается» - которое, собственно, и привело к появлению особого слоя «молодых талантливых авторов». (Сиречь, начинающих (и не очень) российских писателей фантастов, занимающихся литературой профессионально или полупрофессионально, и даже строящих на этом основании определенные планы на будущее.) Правда, уже к концу десятилетия стало понятно, что не все так прекрасно, и что вырасти в «настоящих литераторов» - наподобие тех, что были в СССР, с их «писательскими дачами» и фирменным рестораном – этим самым МТА не удастся. Поскольку тиражи и гонорары начали снижаться – а с начало 2010 и, вообще, резко поехали вниз.

Что, собственно, и привело к современному фирменному «писательскому нытью» – с ритуальными проклятиям «пиратам» и издателям, и с пониманием, что очень скоро даже текущее положением накроется медным тазом. Впрочем, о данном моменте я так же уже писал, поэтому останавливаться на нем не будут. А лучше обращу внимание на другое – на то, что помимо, собственно, литературы – указанный процесс охватил и другие сферы «информационного пространства». Ну, про разнообразные газеты и журналы тут даже говорить нечего – в том смысле, что данная область давно уже находится в состоянии падения. (Тут, скорее, удивительно то, что «бумажная пресса» еще существует – пускай и значительно ослабленном состоянии.) Однако снижение популярности коснулось и телевидения – то есть, той самой сферы, которая традиционно рассматривалось, как главный конкурент чтения.

* * *

Кстати, забавно, но «падение» пресловутого «зомбоящика» так же наблюдается с 2008 года – то есть, с того же времени, с которого стало заметным падение продаж книг. Правда, говорить о данном процессе начали несколько позднее – где-то с 2015-2016 годов, когда поток «активных телезрителей» (т.е., тех, кто проводит у «голубого экрана» более 4 часов в день) начал снижаться, достигнув к 2018 году 67% от уровня 2008. Причем, происходить это начало не только у нас: скажем, в Великобритании среднее время просмотра ТВ за последние 10 лет сократилось на 50 минут в день! Поэтому неудивительно, что пресловутые сверхдоходы данной отрасли постепенно начали снижаться. (Скажем, в США рекламные бюджеты телеканалов падают примерно на 2% в год.) Так что ритуальные проклятия «ящику», а равно, и уверения в том, что при наличии 200 каналов иные способы получения информации становятся ненужными, можно честно «сливать в унитаз».

Разумеется, это событие – равно, как и снижение популярности чтения – обыкновенно связывают с появлением Интернета. Collapse )

Фраза дня

Пот наводке vlkamov нашел прекрасное. Один из пресловутых "русских националистов консервативного толка" или "русских консерваторов национального толка" пишет:

"Я «Капитал» Маркса учил всерьёз. Как простой трудолюбивый русский парень из простой русской семьи. Он чуть не убил моё здоровье и психику. Спасло меня то, что распределили после универа в еврейскую организацию и коллеги дали мне почитать нормальные книги. Бруцкус, Столярю, Харрис. Как гнойник прорвало, они спасли меня, мою психику, здоровье, жизнь."

Наверное, после этого не будет вызывать удивление, что этот самый "русский национализм" традиционно находится в глубокой... мягко скажем, яме. Несмотря на то, что условия для его существования в свое время были более, чем благоприятные.

Просто потому, что в его руководстве - а Пайдиев один из видных "консервативных мыслителей" - находятся люди, не способные понять элементарных текстов. Ну да, у Маркса в "Капитале" описывается рекурсия - собственно, именно из-за стремления объяснить данное явление при отсутствии нужного инструментария "Капитал" и вышел столь объемным. Но это в середине XIX столетия рекурсия была чем-то загадочным, в современной же науке она где только не применяется. (От модели репликации ДНК до компьютерных программ.)Collapse )

Писатели и закат литературы

Забавно: писатель Олег Дивов написал пост про «закат литературы». В котором он обращает внимание на то, что сегодняшняя ситуация в торговле книгами отнюдь не способствует написанию качественной литературы. Как пишет он сам: «Да, обидно, что торгаши утащат за собой в мир иной и издателей, и писателей. Но, говоря по чести, нам все равно была туда дорога — в интернет, где невидимая рука рынка наконец-то урегулирует нас окончательно. Мы растворимся без следа в серой массе самиздатчиков, которые херачат по роману в месяц за сто рублей.»

Разумеется, вину за данный процесс Дивов целиком и полностью переносит на издательский бизнес. Который – с его точки зрения – не понимают «прописных истин» о том, что «реальные барыши делаются не с наценки, а с «вала», и клиента нельзя обдирать наголо, пусть у него шерстка отрастает.» Ну, такие вот, видимо, тормозные руководители у издательств – вместе с владельцами книжных магазинов. Поскольку они до сих пор уверены, что «главное, плохих писателей, которые в рынок уже не вписываются, своевременно менять на хороших» - а вовсе не развитие современных форм бизнеса.

Разумеется, выглядит это странно: дескать, один Дивов – или пресловутые «мы», т.е., писательская тусовка – знают «как надо вести бизнес». А вот десяток издателей, и тысячи книжных магазинов – и обычных, и интернетных, и даже «онлайных» (торгующих электронной литературой) – нет. Понятно, что на самом деле это вряд ли может быть названо верным. А значит, реальная причина указанного явления – т.е., «схлопывания книжного рынка» состоит совсем в другом. В том, что в действительности вовсе не повышение цен на книги выступает причиной падения продаж книг. А, напротив, падение продаж книг выступает причиной повышения цен на книги. Механизм тут прост: и издатели, и, тем более, книготорговцы имеют огромное количество т.н. «постоянных издержек», т.е., трат, кои не зависят от оборота. (Зарплата, часть налогов, аренда и т.д.) Поэтому в условиях снижения количества продаж они вынуждены повышать наценку – для того, чтобы просто выжить.

Если кто думает, что это – совершенно убыточная тактика, которая ведет к снижению продаж из-за того, что книги становятся слишком дорогими для покупателей, то напомню, что в том же начале 2000 годов отношение средней книжной цены к средней зарплате было много выше. Иначе говоря, даже при цене за «фолиант» в 1000 рублей современный читатель отдает меньшую часть зарплаты, нежели он отдавал в каком-нибудь 2003. (При цене книги в 200 рублей.) Тем не менее, тогда рынок рос – а теперь падает. И значить это может только одно: падает сама потребность в литературе. Та самая, которую «наши писатели» считают постоянной – но которая в действительности может меняться очень сильно.

Но об этом, а равно – и о том, от чего она может меняться – надо будет говорить отдельно. Тут же можно только отметить, что в подобном случае даже значительное снижение цены еще может привести лишь к какому-то небольшому и временному росту, но не более того. В том смысле, что сегодняшние «книголюбы» действительно позволят себе приобрести две-три книги вместо одной – но их «книгоемкость» все равно ограничена.Collapse )